Подготовка дошкольника к обучению грамоте.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Подготовка дошкольника к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный,  речедвигательный, речеслуховой. По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь. Вместе с тем оно рассматривается как единство устной и письменной речи.

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответсвующими звуками и осуществляется воспроизведение образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществление понимание читаемого. Таким образом, в этом процессе можно выделить две стороны

  • Техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с произношением) и
  • Смысловую, которая является основной целью чтения.

Между ними существует тесная связь. Понимание читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.

При чтении взрослый человек осознаёт лишь задачу, смысл прочитанного, а те психофизические операции, которые предшествуют этому, осуществляются как бы сами собой, неосознанно, автоматизировано. Однако эти автоматизировавшиеся при овладении чтением операции являются разносторонними и сложными.

Выделяют несколько методов обучения чтению.

  1. Фонологический (аналитико-синтетический).
  2. Глобальный (словами).
  3. Полуглобальный (слогами, по методу Зайцева)

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, ступеней. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим,  постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Т.Г.Егоров выделяет следующие ступени формирования фонологического навыка чтения:

  1. Овладение звукобуквенными обозначениями;
  2. Послоговое чтение;
  3. Становление синтетических приёмов чтения;
  4. Синтетическое чтение.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются:

  • Сформированность устной речи
  • Фонетико-фонематической её стороны (произношения, слуховой дифференциации, фонематического анализа и синтеза)
  • Лексико-грамматического анализа и синтеза
  • Лексико-грамматического строя речи
  • Развитие пространственных представлений
  • Зрительного анализа и синтеза

Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих. Среди, которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов и умение соотносить звук с буквой.

В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребёнка выводит его на серьёзный этап. Ребёнок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом).

Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы.

В течении года дети вслушиваются в звучащее слово. Они учатся узнавать, различать и выделять в них отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец).

На этом этапе важно уточнить произношение звуков. Детей учат различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, чтоб в дальнейшем избежать ошибок на письме. Особое значение уделяется звукам близким по звучанию и произношению. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Всё это способствует успешному обучению не только чтению, но и письму.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, соотнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами-буквами.

Буква демонстрируется детям в виде заглавной и строчной, черного цвета. В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта.

Некоторые составители программ, а так же родители не знакомые с закономерностями развития письменной речи допускают серьёзные ошибки:

  • Смешивают понятие «звук» и «буква», что затрудняет процесс звукобуквенного анализа.
  • Название согласных букв даётся в алфавитной транскрипции [ БЭ,ЭМ,КА. ЭЛЬ] или с призвуком [СЭ. КЭ]. Это приводит к соответствующему чтению слов [ЭМА-ЭМА], вместо МАМА или [СЭТЭУЛЭ] вместо СТУЛ, что искажает и замедляет слияние фонем (звуков).
  • Чтение по звукам, а не по слогам (к-о, ко)
  • Доминирует отработка техники чтения.

Для того чтоб ребёнок лучше и быстрее запомнил образ буквы на закрепление можно предложить слепить букву из пластилина, выложить из палочек, косточек, семечек и т.д. параллельно с обучением чтению ведётся работа по ознакомлению с предложением. Даётся первое представление о слоге, слове и ударении.

Соблюдение природосообразных закономерностей механизмов грамоты позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с различными способностями, обеспечивает достаточный уровень их лексических умений, предупреждает дислексию, снижает порог возрастных ограничений при обучении чтению. Так как направляет помощь в русло естественных процессов созревания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

В данной статье предлагается теоритический и практический материал по подготовке детей к обучению грамоте...

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких...

Анкеты для родителей "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"

Подготовка дошкольников к обучению грамоте - сложный, важный процесс. Для более эффективного обучения , в процессе должны участвовать не только педагоги, воспитатели, но и родители....

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

Советы родителям при подготовке дошкольников к обучению грамоте.

             Дети хотят поскорее научиться  рисовать, читать, писать, но, к сожалению, у некоторых уже в первые недели пребывания в школе могут возникнут...

Наглядно-дидактическое пособие для подготовки дошкольников к обучению грамоте

Развитие фонетико-фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов дошкольников....