Семинар-практикум для воспитателей "Хорошо ли мы знаем русский язык?"
консультация по логопедии на тему

Климова Елена Александровна

Одна из главнейших задач дошкольной образовательной организации – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отображать разнообразные связи между предметами и явлениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Климова Елена Александровна

ГБОУ Школа №1393 «Школа РОСТ»

Дошкольное отделение

город Москва

Семинар-практикум для воспитателей

«Хорошо ли мы знаем русский язык?»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в работе по развитию грамматического строя речи у детей.

Задачи:  

  • расширить и структурировать имеющиеся у педагогов грамматические навыки и умения;
  • способствовать развитию творческого мастерства и коммуникативных способностей педагогов;
  • способствовать активизации деятельности педагогических работников.

Ход семинара-практикума:

 Учитель-логопед: Знаем ли мы русский язык? «Странный вопрос», - скажете вы. Ведь говорить на родном языке для нас так же естественно, как дышать. Наша речь сама льётся, без всяких на то усилий с нашей стороны.

        Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Речь среди них занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к моменту завершения дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в  качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких явлений, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном  мире, в котором он живёт.

        По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Одна из главнейших задач ДОУ – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отображать разнообразные связи между предметами и явлениями.

        Казалось бы, достаточно обеспечить ребёнку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит.

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребёнка.

Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, упражнения, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

Формирование грамматической стороны речи – постоянный, непрерывный процесс. Он вызывает трудности не только у детей, но и у взрослых. Давайте освежим наши знания.

Разминка «Вспомним теорию»

  1. Назовите основные задачи развития речи детей.

(Воспитание звуковой культуры речи. Развитие словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи.)

  1. Вспомните основные стороны грамматического строя речи.

(словоизменение, словообразование, синтаксис.)

  1. Почему овладение полноценной речью необходимо именно в дошкольном возрасте?

(Без него невозможно полноценное обучение в школе. Если ребёнок неправильно говорит, он потом неправильно пишет.)

  1. На каком году жизни значительно возрастает количество грамматических ошибок и почему?

(На пятом году жизни, когда ребёнок начинает употреблять в своей речи распространённые предложения. У него активно растёт словарь, расширяется сфера общения. Ребёнок не всегда успевает запомнить слова в новой для него грамматической форме, а при использовании распространённого предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму.)

  1. Какие грамматические формы чаще всего затрудняют детей вашей группы?

(Окончание существительных множественного числа в родительном падеже – матрёшков, ботинков, варежков. Образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей, - гусёнки. Употребление несклоняемых существительных – пальто, кофе, пюре, какао, пианино и т.д. Ударение при склонении существительных. Спряжение глаголов «хотеть», «бежать».)

  1. От чего, по-вашему, зависит состояние грамматической стороны речи ребёнка?

(От психофизиологических закономерностей: внимания, мышления. От словарного запаса. От фонематического слуха. От речи окружающих взрослых. От педагогического контроля за правильной речью.)

Теорию вы знаете хорошо, проверим её применение на практике.

Предлагаю разделиться на две команды. (В ходе выполнения заданий командам выдаются конверты с речевым материалом).  

  1. Образуйте родительный падеж множественного числа от слов: яблоки, баклажаны, блюдца, полотенца, рейтузы, петли, носки, чулки, гольфы, помидоры, туфли, цапли.
  2. Определите род в словах: оладьи, тюль, портмоне, кенгуру.
  3. Расставьте правильно ударение в словах: договор, каталог, телефон звонит, столяр, цемент, танцовщица, петля, понял, коклюш, балую, свекла, щавель, торты, банты.
  4. Однокоренные слова.

Какое слово лишнее?

Рысь, рысёнок, брысь, рысий (1-я команда).

Лиса, лисий, листик, лисёнок, лисонька (2-я команда).

Придумайте родственные слова к словам: стекло, дерево.

  1. Нарисуйте на листе бумаги:

- Что бывает круглое?

- Что бывает жёлтое?

Задание к нарисованным картинкам:

 - Какие дидактические игры по развитию грамматического строя речи можно провести с этими картинками и в каких группах?

(Изменение слова с помощью уменьшительно – ласкательного суффикса, подбор родственных слов, определение рода «Скажи какой?», умение правильно называть окончания «Чего не стало?», согласование существительных и количественных числительных, составление предложений, рассказов…).

  1. Напишите, какие несклоняемые существительные вы знаете.
  2. Придумайте несколько предложений, которые бы включали три слова, не связанные между собой по смыслу.

Озеро, карандаш, медведь.

Мост, дерево, тигр.

Подведение итогов.

Достаточный уровень сформированности грамматической компетенции ребёнка (грамматические навыки и умения) – залог его успешного обучения в школе. Овладение ребёнком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Одним из условий успешного развития детской речи – взаимодействие со взрослым, носителем языка, являющимся для ребёнка образцом для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Знаю ПДД сам - расскажу другому»

Цель: повысить уровень  подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах.развивать с...

Семинар – практикум для педагогов "Что вы знаете о русской народной культуре?"

В ходе семинара рассматриваются вопросы развития творческой активности, повышение интересов педагогов к расширению своих знаний к русской народной культуре, представлены новые формы работы с детьми по...

Конспект семинара-практикума "Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы"

При работе с детьми раннего возраста воспитатель обязательно обратит свой взор на фольклорные произведения. Народное творчество предоставляет широкий спектр различных произведений, которые помогут осу...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Знаю правила дорожного движения сам - научу другого"

Семинар -  практикум  для педагогов ДОУ "Знаю правила дорожного движения сам - научу другого"...

семинар - практикум для родителей "И драчун, и забияка, и еще не знаю кто..."

Вашему вниманию представлен семинар-практикум для родителей по работе с агрессивными детьми, даны рекомендации...

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ на тему: «Знаю ПДД сам – расскажу другому».

Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский...