Семинар – практикум для педагогов "Что вы знаете о русской народной культуре?"
методическая разработка по теме
В ходе семинара рассматриваются вопросы развития творческой активности, повышение интересов педагогов к расширению своих знаний к русской народной культуре, представлены новые формы работы с детьми по активизации знаний у них о русском народном фольклоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar2.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
для педагогов
"Что вы знаете о русской народной культуре?"
Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад «Улыбка»г.Щигры Курской области Русанова Н.И.. Цели:
- развитие творческой активности и инициативы педагогов;
- повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре;
- представление новых форм работы с детьми по активизации знаний у них о русском народном фольклоре.
Правила игры: участники игры отвечают на вопросы и выполняют задания. Всего 8 заданий. За правильный ответ получают фишку. В конце игры подсчитывается количество набранных фишек. У кого больше - тот победил.
Ход игры:
Задание 1. Разминка "Пословица неспроста молвится".
Назвать пословицы, в которых есть число "семь".
Возможные ответы:
Семь бед - один ответ.
Беда семь бед приводит.
Лук от семи недуг.
Семь пятниц на неделе.
Один пашет, семеро руками машут.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Прожил семь лет - нажил семь бед.
Задание 2. "Всякое дело человеком ставится и человеком славится". («Художественное народное промыслы»).
На подносе выложены карточки с вопросами, педагоги берут по одной и отвечают на свой вопрос.
1. Название хохломского узора (Кудрина, травка, ягодка...)
2. Одно из главных качеств, присущих изделиям художественных
народных промыслов (Красота).
- Название игрушки (Каргопольская, филимоновская).
- Источник вдохновения народных мастеров (Природа).
- Название промысла (Гжель, Дымка, Городец, Хохлома,..).
6. Красочный наряд произведений художественных народных
промыслов (Роспись).
- Цвет, сообщающий пламенность хохломской росписи (Красный).
- Чем покрывают роспись по дереву? (Лак).
- Название фигурки в дымковском промысле (Барыня).
Задание 3. "Пень не околица, глупая речь не пословица" - решение педагогического кроссворда.
По горизонтали:
- Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Ответ: сказка)
- Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Ответ: поговорка)
3. Устное народное творчество, "народная мудрость". (Ответ: фольклор)
4. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке
геометрических форм. (Ответ: Дымково)
5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе,
часто сопровождающаяся приплясом. (Ответ: частушка)
По вертикали:
1. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на
поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых
линий. (Ответ: стека)
2. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных
событиях. (Ответ: былина)
3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют
решения. (Ответ: загадка)
- Система цветовых сочетаний изделия. (Ответ: колорит)
- "Золотая" роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Ответ: хохлома)
6. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Ответ:
узор)
Задание 4. Быт русского народа.
1. Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство.
(Лучина)
- Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)
- Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)
- Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
- Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его (Ковш)
6. Универсальный предмет мебели в русской избе (Скамья).
"Пословица - цветочек, поговорка - ягодка". Правильно угадать форму устного фольклорного произведения:
Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе - хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Говори поскорей, не задерживай добрых людей.
(Ответ: считалка.)
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи,
Хлеба - каравай,
Хоть весь день поливай!
(Ответ: приговорка, припевка.)
Жил-был царь.
У царя был кол,
На колу - мочало, Его ветром качало.
Не начать ли сказочку с начала?
(Ответ: докучная сказка.)
Что возьмешь? Ниточку или иголочку?
Сахару кусочек или красненький платочек?
(Ответ: скороговорка.)
Смелость города берет.
(Ответ: поговорка.)
На всякое хотенье есть терпенье. (Ответ: поговорка.)
Упрямого исправит дубина, а горбатого - могила. (Ответ: пословица.)
В брюхе - баня,
В носу - решето,
Всего одна рука, да и та на спине.
(Ответ: загадка.)
(Ответ на загадку: чайник.)
Задание 5. "Человек без родины - что соловей без песни".
1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
- Назовите самый короткий народный праздник (Ночь на Ивана Купалу)
- Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник (Весна, зеленые святки)
- Что за обряд «Завивание бороды? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)
5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята
соревновались, кто прокатится дальше? (существовала примета: кто
прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)
6. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших
предков. (Вокруг дуба)
Русская кухня.
- Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
- Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы (Блины)
- Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
- На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать по домам. Что это значило? (Приглашение на праздник)
- Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
- Какое блюдо солят трижды? (Пельмени - соль кладут в тесто, начинку и при варке)
Задание 6. "В добрый час молвить - в худой промолчать".
Раскрыть смысловое содержание крылатых фраз:
"Без драки попасть в большие забияки" (И.А. Крылов, басня "Слон и Моська");
"Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник" (И.А. Крылов, басня "Щука и Кот");
"Не мечите бисера перед свиньями" (Евангелие от Матфея, 7:6);
"Козел отпущения" (Ветхий завет, Левит, 16:21- 22);
"Зарыть талант в землю" (Евангелие от Матфея, 25:15 - 30) .
Русские былины.
1. Назовите столицу былинной русской Руси (Стольный Киевский град)
2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня
Никитич, Алёша Попович)
- К кому перешёл меч - кладенец Святогора? (К Илье Муромцу)
- К кому из русских богатырей смерть не писана? (Илье Муромцу)
- Где происходила первая встреча Садко с морским царём? (На берегу Ильмень - озера)
- Сколько времени длиться богатырский сон? (Три дня и три ночи)
Задание 7. "Ветры горы разрушают, слова народы поднимают". Угадать современное значение старославянских слов:
Кружлявый:
- прыщавый;
- кудрявый (правильный ответ);
- веснушчатый. Уварахтаться:
- испачкаться (правильный ответ);
- укутаться;
- заблудиться. Осто л опиться:
- сердиться;
- упрямиться;
- растеряться (правильный ответ); Встреснуться:
- влюбиться;
- спохватиться (правильный ответ);
• встряхнуться.
Елдаечки:
- пшеничные лепешки (правильный ответ);
- старинные женские украшения;
- качели.
Задание 8. "Все скороговорки не перескороговорить и не перевыскороговорить"
Правильно и быстро проговорить скороговорку:
- «Огурцы-молодцы зеленобелогубы»
- «Ворона боронила неборонованное поле»
- «Дуб дубовистый, широкозеленолистный»
- «Росла за горой, за пригорочком сосёнка с подприсосеночком»
- «Бык тупогуп, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа»
- «У нас на дворе, подворье, погода размокропогодилась»
- «Портной клин с приподклинком выкроил и перекроил, и выкроил»
- «Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб»
- «Столы белодубовые, гладкотёсовыструганные»
- «Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи»
- «Коваль ковал коня, конь копытом коваля, коваль кнутом коня»
- «Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. - Грабь граблями гравий, краб»
- «Щетина у чушки, чешуйка у щучки, щели - щёлочки и щёчки»
14. «Сила и Вавила садили сено на вилы, сено скирдовали, скирдовали, и
заподскирдовывали».
Участники подсчитывают количество фишек, полученных в ходе игры. Победители награждаются призами.
Метод игрового моделирования как элемент деловой игры позволяет сочетать методы и приёмы активизации педагогов с целью оказания помощи в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми. Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплочённого коллектива - с другой.
При его проведении использовать разнообразные методы включения педагогов в активную работу. Творчески организованная методическая работа обеспечит профессиональный рост педагогов, нацелит их на использование своих знаний в конкретных ситуациях и поможет им провести самоанализ деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная викторина "Что вы знаете о русской народной культуре?"
Начиная работу по ознакомлению детей с народной культурой, педагог должен сам хорошо знать этот материал. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям. Именно с целью...
Семинар-практикум "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ"
Цель: вызвать у педагогов желание воспитывать детей на материале народного искусства.Задачи:1....
Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
"Что вы знаете о русской народной культуре"
Игровой тренинг для педагогов, с целью развития творческой активности и инициативы....
анкета для родителей "Что вы знаете о русском народном фольклоре"
в анкете даны вопросы для родителей о русском народном фольклоре...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: «Русские народные игры и их значение в приобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям»
Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему русских народных подвижных игр для детей. В семинаре представлены три игры по данной тематике, в которые очень нравится играть детям....
Семинар-практикум «Театрализованная деятельность при знакомстве с русской народной сказкой»
Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, нравственный, прежде ...