интеллектуальная викторина "Что вы знаете о русской народной культуре?"
методическая разработка по теме

 

Начиная работу по ознакомлению детей с народной культурой, педагог должен сам хорошо знать этот материал. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям. Именно с целью совершенствования педагогического мастерства, пополнения знаний о русской народной культуре, чтобы самообразование не носило формальный характер для педагогов была организована интеллектуальная викторина «Что вы знаете о русской народной культуре?». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная викторина

«Что вы знаете о русской народной культуре?»

Задачи:

повысить интерес педагогов к народной культуре;

расширять  знания педагогов о русской народной культуре;

развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе.

раскрыть творческий   потенциал каждого педагога.

Ход игры:

Ведущий: приоритетным направлением в работе нашего ДОУ является приобщение детей к истории России, которое направлено на возвращение уважения к национальным культурным ценностям, воспитанию в детях любви к Отечеству, привитию тех нравственных норм, которые помогут им стать настоящими людьми. Для этого необходимо  знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю, имеющую свой язык и свой голос. Однако чтобы на должном уровне проводить работу по приоритетному направлению, педагоги должны обладать достаточным объёмом необходимых знаний. Именно с этой целью мы проводим сегодняшнее мероприятие.

( Игроки делятся на 2 команды)

1.  «Переведите» пословицу, поговорку на русский язык:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идет быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

«Красота сердца дороже красоты лица» (япон.) – «Не будь складен, а будь ладен», «Не ищи красоты, ищи доброты».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) «Глаза – зеркало души».

«Бежал от дождя, попал под ливень» (араб.) – «Из огня да в полымя».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведет».

«Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет» (иран.) – «На безрыбье и рак рыба».

«Молчаливый рот – золотой рот» (нем.) – «Слово – серебро, молчание – золото».

«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

2.    Мы знаем много поговорок, но это они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Сейчас нужно вспомнить вторую часть пословицы.

«Молодо – зелено… (погулять велено)».

«Вольному – воля … (спасенному – рай)».

«Голод - не тетка … (пирожка не подсунет)».

«Знай наших, … (последняя копейка ребром)».

«На чужой каравай рот не разевай … (а пораньше вставай и свой затевай)».

«По Сеньке шапка … (по Ереме колпак)».

«Попытка не пытка … (спрос не беда)».

«Рука руку моет … (обе белы бывают)».

«Язык мой – враг мой … (прежде ума глаголет)».

«Деньги счет любят … (а хлеб – меру)».

3. Из представленных названий танцев уберите нерусский танец (таблички с названиями танцев крепятся к доске):

 барыня, трепак, мазурка (пол.); вальс (австр.), крыжачок (белорус.), перепляс, кадриль; казачок,   полька (чешс.), венгерка (рус.).

4. Из представленных  песен выберите русские народные:

«Позарастали стежки-дорожки»,

«Миленький ты мой»,

«Огней так много золотых» (сл. Н. Доризо),

«Ой мороз, мороз»,

«Шумел камыш»,

«Окрасился месяц багрянцем»,

«Тонкая рябина» (сл. И. Сурикова).

«Одинокая бродит гармонь» (сл. М. Исаковского),

«Не уходи, побудь со мною» (сл. А. Блока),

«Вот кто-то с горочки спустился» (рус. нар.),

«Живет моя отрада» (сл. Д. Садовникова),

«Степь да степь кругом» (сл. И. Сурикова),

«Вдоль по улице метелица метет» (рус. нар.),

«Отцвели уж давно хризантемы в саду» (сл. В. Шумского).

ТЕСТ НА ЛИДЕРСТВО

по русским народным сказкам

1. Вы родились трёхголовым Змеем Горынычем. Наверное, лучше:

а) Оказаться средней головой. Хоть какая-то индивидуальность!

б) Моя хата с краю, ничего не знаю… То есть быть левой или правой, безразлично. Главное, чтобы во время обеда не обделяли.

в) Правая голова - она всегда права! По определению.

2. Вас послали туда, - не знаю куда. И велели принести то, - не знаю что. Вы:

а) Нет, приказы, конечно, надо выполнять. Но цели должны быть чётко определены, а направление верно задано!

б) Начальству виднее. Раз послало - надо идти. По дороге разберёмся.

в) Может, стоит сменить работу?

3. Заимев, по случаю, перо Жар-птицы, Вы:

а) Продам подороже!

б) Буду использовать его в качестве осветительного прибора в избе.

в) Вещь, конечно, красивая. Но непрактичная. Оставлю на память потомкам.

4. Встретив в дремучем лесу избу на курьих ножках, Вы:

а) Смело скомандую: - Встать смирно! Равнение на середину!

б) Лучше обойду сторонкой, от греха подальше…

в) Набросаю эскиз столь оригинального архитектурного сооружения.

5. Получив во временное пользование сапоги-скороходы, Вы:

а) Приберегу столь ценную вещь. Не стоптались бы.

б) Сдам их в царскую казну и получу премию!

в) Использую прекрасную возможность попутешествовать бесплатно в страны заморские!..

6. Имея богатый выбор транспортных средств, Вы:

а) Возьму ковёр-самолёт. Желательно персидский. И престижно, и быстро!

б) Печь-самоходная как-то надёжнее. И бока греет…

в) Сапоги-скороходы так похожи на обычные. Скромненько, и со вкусом.

7. Царь-батюшка настаивает на замужестве. И предлагает на выбор двух кандидатов: Ивана-царевича и витязя Руслана. Вздохнув украдкой, Вы:

а) Выберу царевича. И наследство, и генетика, и титул… Три в одном. Беспроигрышный вариант.

б) Один богат, другой красавец… Хоть разорвись!

в) Люб мне только Алёшенька, сын рыбака! С ним и сбегу из хором царских.

8. После долгих раздумий на распутьи, Вы:

а) Всё же поеду прямо. Опаздываю, как назло. Авось, прорвёмся.

б) Где-то в кармане копейка завалялась… Орёл, решка, само собой. И на ребро может стать. Ну-ка, судьба - улыбнись!

в) Поверну я, пожалуй, обратно. Можно ведь и другие пути найти.

9. Обнаружив, что ваша курица начала нестись золотыми яйцами, Вы:

а) Поставлю это дело на поток. Ювелирная птицеферма - наш размах!

б) Ну, теперь можно вообще не работать! Лежи на печи да щук фаршированных ешь!

в) Поцелую её в клювик.

12. Встретив на лесной тропинке улыбчивого колобка, Вы:

а) Возьму его на работу. Рекламировать что угодно. Должен справиться. А не справится - головой поплатится.

б) О, бесплатная закуска подкатила! Если догоню…

в) Поболтаю с ним о жизни, и каждый пойдёт своей дорогой. А кто и покатится.

______________________________________________________________________

Результаты теста

Если у Вас преобладают ответы:

(а), то -

- Вы склонны к предпринимательской деятельности. Явные задатки лидера не дают просто плыть по течению жизни, а принуждают строить переправы, мосты, порты, свой флот, наконец… Быть расчётливым - не грех, но не всё можно правильно рассчитать. Иногда и о душе надо подумать. Она тоже вещь ценная!

(б), то -

- Вы хороший, добросовестный исполнитель. Вредной инициативы не проявляете, но и на износ работать не согласитесь. Личная выгода всегда превыше - в чем бы она не проявлялась. Вам трудно сорвать звезду с неба, да и мысли об этом не появляется. Оно и верно. Зачем тянуться, если можно подойти и взять. Практичность ещё никто не отменял!

(в), то -

- Вы просто получили удовольствие от прохождения теста. Как творческая натура, находите много решений любых жизненных ситуаций. Всяческие условности Вас просто гнетут и отравляют жизнь. Скорее, ваше кредо -

- не быть первым, а то задние побьют,

- не быть последним, чтоб не остаться в дураках,

- не быть середнячком, чтобы не затеряться,

- а просто быть самим собой!

5. Что означают эти народные приметы:

Если двое зевают одновременно. (Значит, им вместе водку выпивать.)

Не ешь с ножа. (Будешь сердитым.)

Нельзя подавать другому соль из рук. (К ссоре.)

Чтобы не поссориться, подавая соль… (нужно засмеяться).

Нельзя давать другому булавку. (К ссоре.)

Выходить куда-либо в дождь… (К благополучной дороге.)

Локоть чешется. (На новом месте спать.)

Прищемить одежду в дверях. (быть еще раз в этом доме.)

6. Конкурс капитанов и кроссворд.

(из предложенных букв составить слова — НЕБЫЛИЦА, ЗАГАДКА, ПОТЕШКА, СЧИТАЛКА)

По горизонтали:

1. Словесное упражнение на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. (скороговорка)

2. Жанр детского фольклора, используемый для распределения ролей в предстоящей игре. (считалка)

3. Краткое изречение, поучение в виде притчи, иносказанья или житейского приговора. (пословица)

4. Насмешливая рифмованная прибаутка. (дразнилка)

5. Обрядовая песня, которая исполняется в ночь под Рождество. (колядка)

По вертикали:

1. Основной вид устного народного творчества, художественной повествование фантастического или бытового характера. (сказка)

2. Оборот речи, образное выражение, метко определяющее какое-либо явление. (поговорка)

3. Песня, исполняемая при укачивании ребенка. (колыбельная)

4. Замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры. (загадка)

7. «Заморочки из бочки»

ВОПРОСЫ :

•  Для чего создавались изделия русских народных промыслов?

ОТВЕТ:  предметы самобытного искусства русского народа создавались для украшения жилища. А также в память о каком-либо торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу, по специальному заказу.

•  Что обозначает слово "керамика"? Что вы знаете об этом виде художественных изделий?

ОТВЕТ:  слово "керамика" берет свое начало от греческого " keramos " - глина. Глина - один из самых распространенных природных материалов, издревле используемых людьми для изготовления различных предметов обихода.

•  Какие художественные изделия из дерева были распространены на Руси?

ОТВЕТ: Резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки и т.п.).

Почти в каждом хозяйстве было много изделий из бересты (различные корзиночки, туески, коробы и т.п.). Вода и квас, взятые в берестяном туесе на покос, даже знойным летом в течение всего дня хранили утреннюю прохладу.

•  Какой основной рисунок в хохломской росписи?

ОТВЕТ:  основным рисунком хохломской росписи были - колосья, ягоды, листья, цветы, а главное - трава.

  1. Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписанные в голубовато-синей гамме?

ОТВЕТ: Гжель

•  Каковы основные сюжеты городецкой росписи?

ОТВЕТ:  Излюбленные сюжеты - жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры. Материалом для изделий служит древесина. Роспись выполняется масляными красками, сверху изделия покрываются лаком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная пословица гласит: "Кто много читает, тот много знает"

В статье говорится о том, как важно привить ребенку любовь к книге уже в раннем возрасте....

Семинар – практикум для педагогов "Что вы знаете о русской народной культуре?"

В ходе семинара рассматриваются вопросы развития творческой активности, повышение интересов педагогов к расширению своих знаний к русской народной культуре, представлены новые формы работы с детьми по...

Викторина «Знаете ли вы русские народные сказки?»

Развивать  интерес к русским народным сказкам....

"Что вы знаете о русской народной культуре"

Игровой тренинг для педагогов, с целью развития творческой активности и инициативы....

Консультации для родителей.«Кто не знает своего прошлого-тот не имеет будущего»."Знакомство детей с русской народной игрушкой".

laquo;Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»    Знакомство детей с русской народной игрушкой....

анкета для родителей "Что вы знаете о русском народном фольклоре"

в анкете даны вопросы для родителей о русском народном фольклоре...

Интерактивная игра "Знаете ли вы русские народные сказки?"

Интерактивная игра русские народные сказки в PowerPointhttps://cloud.mail.ru/public/9VBH/vjMcP9ApP...


 

Комментарии