Конспект фронтального занятия направленного на активизацию глагольного словаря по теме" Осень"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Новак Татьяна Михайловна

Целью занятия является активизация словаря по теме " Осень" .Занятие для логопедической группы.Показана работа с интерактивной доской.Конструктором картинок и интерактивными играми портала " Мерсибо". Умение детей согласовывать движения с речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ

 Бутурлиновский детский сад №10.

 Г. Бутурлиновка

Конспект  фронтального

коррекционно-развивающего

логопедического занятия .

Направленного

на  активизацию словаря по теме «Осень».

Г.Бутурлиновка.

 Цель:

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, активизировать глагольный словарь по данной теме;

Задачи:

Продолжать учить детей составлять предложения по картинкам ,а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; продолжать учить согласовывать движения с речью.

Коррекционно-развивающая задача:

 развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательная задача:

 воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование:

 Презентация, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса»,мяч, конструктор картинок, интерактивные игры. Схема для составления рассказа. Капельки и солнышки для самооценки.

 Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И.Тютчева ,А.К.Толстого, П.М.Плещеева, А.С. Пушкина. Разучивание стихотворений об осенних месяцах. Домашнее задание по лексической теме осень. Работа с таблицами и схемами. Работа с конструктором картинок на интерактивной доске, интерактивные игры портала   « Мерсибо».

Ход занятия:

1.Организационный момент.


Логопед вместе с детьми:

Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»  («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

Основной этап.

Логопед:

1.По дороге в детский сад меня встретил северный ветер он вручил мне конверт для вас « Сказал что мы с вами должны выполнить все задания иначе зима к нам не сможет придти.»Давайте посмотрим что в нем? . Сейчас мы его откроем (в конверте письмо с заданиями на листьях и листочки для дыхательной гимнастики) .

Игра «Времена года» - листочек получит тот, кто скажет правильно.

 Осень – после осени …..

.Логопед : Мы с вами вспомнили все времена года. А теперь отгадайте загадку:

 Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен скажите кто я ?

(осень)

 Звучит музыка осеннего леса.

 « Письмо Осени»

Прихожу я  после лета. С моим приходом все вокруг меняется. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу вы уже не выйдете без зонта, промокнете. Да и холодно без куртки  и сапог. Люди заняты заготовками на зиму убирают сады и огороды. У друзей  моих зверят ,тоже полно хлопот и норку на зиму приготовить и припасы собрать и шубку поменять. И все таки  я очень красивое время года. 

Разноцветные кораблики.

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и и послезавтра. А потом кончатся кораблики. И пруд замёрзнет.

(Д.Н.Кайгородов)
 

 2.Дыхательная гимнастика.

 Логопед: Прежде чем ответить на все вопросы осени, давайте выполним дыхательную гимнастику ,- Возьмите свой листик и тихонечко подуйте на него нежно, как будто хотите разбудить. А теперь с силой подуем на листочек, выполняем дыхательную гимнастику, Вот какой листопад у нас с вами получился. А сейчас мы с вами заглянем в осенний лес и посмотрим что же там происходит( работа с конструктором картин).

     3. Логопед : - Назовите  какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь , октябрь, ноябрь)
ребята из группы приготовили стихотворения.(рассказывают стихотворения)

Ребенок 1

           Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли,

Потянулись  журавли,

Распахнулись двери школ ,

Что за месяц к нам пришел?

Ребенок 2 – Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса.

Смолкли птичьи голоса.

Медведь в спячку завалился…

Что за месяц к нам явился?

Ребенок 3 – Поле черно – белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек,

Мерзнет в поле озимь ржи….

Что за месяц ,подскажи?

4. Логопед: Какие вы молодцы.

 Задание: «Проговори скороговорку».

« Все клены стали рыжие, и не один не дразнится:

Раз все равно все рыжие. Кому, какая разница!»

Пальчиковая гимнастика

 Логопед: А теперь давайте разомнем наши пальчики:

Раз, два, три, четыре, пять.

- Будем листья собирать.

(Сжимать и разжимать кулачки).

-Листья березы.

-Листья рябины.

-Листики тополя,

-Листья осины,

            -Листики дуба мы соберем

(Загибать поочередно пальцы)

-        В садик осенний букет принесем. (сжимать и разжимать кулачки).

5.Игра сад и огород. Разложить овощи в ящик, фрукты в корзину.(конструктор картин)

6.Логопед: заглядывая в конверт « Странно Осень нам прислала вагончик интересно зачем?

И какие то буквы. (собираем из букв слово ( сок) – синтаксический анализ слова). Ах ,так вот зачем -  осень подарила нам столько овощей и фруктов и хочет знать какие соки у нас получились.

  Игра  «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш -

7. Логопед :Вы молодцы ребята давайте отдохнем.

  Физминутка.

Ходит осень по дорожке 
Промочила в лужках ножки. 
Ходит осень, бродит осень, 
Ветер с клена листья сбросил 

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте) 
И листочки собираем (наклоны вперед) 
Собирать их каждый рад 
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

8. Игра «Подбери действие».

 Логопед : Осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дул с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный мяч.

Мяч осенний ,мяч волшебный ,будет в руки к вам скакать и вопросы задавать Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

- листья осенью (что делают?)   - Листья осенью желтеют, опадают и тд.

- Дождь осенью……

- Урожай осенью…..

- Птицы осенью……

- Деревья осенью…

- Звери осенью……

 9.Логопед :

  Осень нарисовала нам рисунок, и хочет проверить ,сможем ли мы исправить ошибки и назвать то, чего осенью не бывает:

- Осенью не растут подснежники.

- Осенью не купаются в речке.

-Осенью не надевают шубу.

- Осенью не бегут ручьи.

10.Логопед : Ребята пришло время выполнить главное задание Осени, а поможет вам в этом   вот такая схема « Осень». С ее помощью ,мы сможем составить рассказ про осень.

11. Итог занятия: Чему мы с вами научились на нашем занятии?

Что вам понравилось?

А мне понравились вы. Теперь зима непременно, вместе с новогодними праздниками к нам придет.

. Заключительная часть (рефлексия).
- Ребята, похлопайте в ладоши те, кто активно работал на занятии.
- Потопайте ногами те, кто ни разу не ошибся.
- Поднимите руки те, кто узнал что-то новое.
- Помашите ручками те, кому нравится осень.
- Ребята, у кого осталось хорошее настроение после нашего занятия, прикрепите к доске солнышко, у кого грустное настроение – капельку.
- Спасибо, наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией за счет обогащения и активизации глагольного словаря.

Овладение ребенком лексико-грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опоср...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

АКТИВИЗАЦИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО СРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В исследовании представлены актуальность проблемы, цель исследования, задачи. Разработана и описана технология активизации глагольного словаря у дошкольников с ОНР по средством театрализованной деятел...

"Карточки для активизации глагольного словаря"

Наглядное пособие с изображением действий различных персонажей. Предназначено для активизации глагольного словаря у детей с нарушением речи....