"Зимушка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кузнецова Дарья Вячеславовна

Логопедическое занятие в старшей группе "Зимушка" (с применением здоровьесберегающих технологий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в старшей группе «Зимушка» (с использованием здоровьесберегающих технологий)

Задачи:

  1. Расширить знания детей о зиме, через приёмы по формированию лексико – грамматической стороны речи и правилах поведения зимой на улице.
  2. Учить словообразованию уменьшительно – ласкательных форм существительных и относительных прилагательных.
  3. Учить словообразованию родственных и сложных слов.
  4. Упражнять в построении предложений с однородными определениями.
  5. Расширить словарный запас.
  6. Закрепить знания детей о правилах поведения зимой на улице.
  7. Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
  8. Развивать логическое мышление.
  9. Воспитывать начальное представление о здоровом образе жизни и доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют круг.
Логопед: « Мы все посещаем одну группу, мы всегда друг другу помогаем, мы одна дружная, большая семья, и мы дышим ровно спокойно» (Шаг вперёд – вдох, шаг назад – выдох)

2. Вводная часть.

Ребята, мне пришло письмо:
« Здравствуйте, жители Смоленска. Мы живём на большом континенте с названием Африка. У нас нет зимы. Нас пригласили к вам на зимние каникулы. Но мы не знаем, что это такое? Расскажите нам, пожалуйста, про зиму, как себя вести зимой. Заранее благодарим!»
Логопед: Ребята, а как бы вы объяснили, что такое зима? (Это холодное время года. В это время выпадает много снега. Зимой бывают сильные морозы, метели, вьюга, пурга) Разогреем свои язычки? Отгадайте загадки и выполните упражнения

3. Артикуляционная гимнастика

«Лопатка»
Ручка есть, а не грабли
Землю роет, а не плуг.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
«Сосулька»
Села детка на карниз
И растет все время вниз.
Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
«Сосульки посчитаем»
Описание. Рот открыть, кончиком языка поочерёдно – влево и вправо коснуться уголков рта.
«Саночки»
Под гору лечу
В гору тащу (саночки).
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Метель»
В поле снежную постель
Стелет зайчикам (метель).
- Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замёрзнут.

Вам нравится зима? Чем? (Зимой можно кататься на санках, лыжах, с горки, играть в снежки …)

Логопед: Зима - удивительное время года. Она приносит много радости, забав, игр, развлечений, но может быть и опасной. Давайте расскажем об этом нашим африканцам и изготовим им план подсказку. Всё самое важное и интересное мы будем изображать на нашей доске.

4. Дидактическая игра «Выбери зимнюю одежду».
Логопед: «Что нужно сделать африканцам прежде, чем они отправятся на улицу зимой? Давайте поможем нашим друзьям выбрать необходимую одежду для прогулки зимой. (Дети выбирают и объясняют свой выбор: «Я выбираю эту куртку, потому, что она тёплая, плотная, толстая, меховая..)
Логопед: «Ребята, если эта шапка из меха, она какая? (Меховая)
Куртка с пухом? (Пуховая куртка, пуховик)
Сапоги из кожи? (Кожаные сапоги)
Логопед вместе с детьми делает вывод: «Одеваться надо всегда по погоде. Зимой одеваемся тепло, чтобы не замёрзнуть и не простудиться». ( На доске выкладывается первый символ схемы.)

5. Дидактическая игра «Это можно или нет?»
(перед словесным ответом дети показывают сигнальчики: красный – ответ «нет» и встают на ноги, зелёный – ответ «да» и сидят на стульчиках) - использование здоровье сберегающих технологий.

Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

Глубоко в сугроб с лопатой
Закопались оба брата
Дайте, дети, мне ответ
Это можно или нет?

Я тихонько говорю,
На морозе не кричу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

Оттолкнулся, разбежался,
На снегу не удержался.
Дайте, дети, мне ответ
Это можно или нет?

Я лопатой помашу,
Территория моя,
убираю только я.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
С горки я поеду,
На ледянку сяду
На ногах кататься ни за что не стану
Дайте, дети, мне ответ
Это можно или нет?

Я почистил всю дорожку
От участка до дверей –
На морозе расстегнулся –
Очень жарко стало мне
Дайте дети мне ответ:
Это можно или нет?

На морозе языком
Прикоснусь к железу я.
Вы ответьте мне друзья
Это можно иль нельзя?

Буду я в снежки играть
Но в лицо не попадать
Дайте дети мне ответ:
Это можно или нет?

Если кто – то едет с горки
Я не стану его ждать
Я за ним поеду следом
И не дам ему там встать
Дайте дети мне ответ:
Это можно или нет?

Логопед вместе детьми делают вывод:
«Зимой на участке необходимо быть аккуратным, соблюдать правила, чтобы не нанести вред себе и окружающим». (Схема африканцам – новый символ). Выходите ребята. Мы сейчас с вами поиграем в «Снежки» Только снежки у нас будут необычные, а «Ласковые». Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы мне возвращаете с «ласковым».

6. Словесная и телесно – ориентированная игра

«Назови ласково».
Зима – зимушка Снеговик – снеговичок
Мороз – морозец Сугроб – сугробик
Снег – снежок Санки – саночки
Лёд – ледок Гора – горочка
Холод – холодок Коньки – конёчки
Сосулька – сосулечка Ветер – ветерок
Физкультминутка
Логопед: «Ребята, давайте покажем африканцам, в какие игры ещё можно поиграть зимой на улице
Подвижная игра: «Что нам нравится зимой?»
Логопед предлагает детям поиграть в подвижную игра «Что нам нравится зимой?» (под музыку)

7. Словесная игра «Лепим снеговика»

Работа над образованием слов – родственников
Логопед: Так хочется научить наших гостей лепить снеговика. Ведь это можно сделать только зимой! Ребята попробуем? Чтобы первый ком получился, придумайте слова – родственники для слова «снег».
(снег – снежок, снеговик, снежинка, Снегурочка, Снежная баба, снегирь, снегопад, снегоход….)
- Для второго кома придумайте слова – родственники для слова «мороз».
(мороз – морозец, морозный, мороженое, морозильник, Морозко, морозит…)
- Для третьего кома – слова родственники к слову «холод».
(холод, холодит, холодный, холодильник, холодно, холодрыга…..)
Ура! У нас получился замечательный снеговик! Дети и логопед делают очередной вывод: «Зимой на улице очень много разнообразных развлечений, игр и забав, которое доставляют людям удовольствие и хорошее настроение». (Схема пополняется символом)
Фото со снеговиком.

8. Игра «Угадай, что это?»


Логопед: Ребята, расскажите нашим гостям о удивительных машинах и предметах (при правильном ответе на экране появляется изображение предметов – снегоуборочная машина, снегоход, морозильная камера, ледяная гора)
- Эта машина снег убирает. Какая это машина? (Снегоуборочная машина);
- Этот предмет по снегу ходит. (Снегоход);
- Эта камера в холодильнике. Она умеет морозить. Какая это камера? (Морозильная камера);
- Эта гора изо льда. Она какая? (Ледяная гора)

Логопед: Мы рассказали африканцам о зимних играх, об опасностях, которые могут подстерегать нас на улице. Мы с вами выяснили, чтобы не было неприятностей, необходимо (по схеме):

  • Одеваться тепло
  • Соблюдать правила поведения на участке
  • Знать интересные игры, развлечения, забавы

Логопед: Ребята, мы ничего не забыли? Мне кажется на этой схеме чего - то не хватает?

«Сапоги не просушил,
Сунул в шкафчик и забыл,
А домой пошел когда,
В них захлюпала вода!»

Дети с педагогом делают вывод: «По возвращению с улицы необходимо просушить одежду» (на схеме появляется новый символ)

9. Итог занятия.

Итак, ребята схема наша готова. Пора нам возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима

Спортивно - оздоравительное мероприятие......

Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»

Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»...

Зимний спортивный праздник "Рады зимушке- зиме"

Цель:развивать двигательную активность детей, стимулировать их физическое, эмоциональное развитие....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные сло...

"Здравствуй,зимушка-зима."Конспект интегрированного познавательного занятия. Подготовительная группа.

          «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА"Конспект интегрированного познавательног...

Статья "Мы про зимушку узнаем, мы про зимушку расскажем".

Вторая неделя в средней группе «Колокольчики» прошла под названием  «Ах ты,зимушка – зима, снежная красавица». Как всегда, в группе появилось много красочных, ярких ...

Методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему конкурс чтецов "Ах ты, зимушка-зимушка!"

Досуговое логопедическое мероприятие в подготовительной группе для детей с ТНР "Конкурс чтецов"...