Дети с ОВЗ в массовом детском саду
статья по логопедии по теме

Зоря Татьяна Владимировна

Как трактовать термин "ребенок с ОВЗ", если и детский сад обычный и ребенок совершенно нормальный, без инвалидности. Ну, разве только разговаривает плохо...Это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Просто у обычного ребенка есть трудности в освоении общеобразовательной программой сада в связи с тем, что у него имеются тяжелые речевые нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с ОВЗ в массовом детском саду

Сейчас в общеобразовательных и комбинированных детских садах стал встречаться термин «Дети с ОВЗ» родители и педагоги недоумевают, на каком основании обычным детям Психолого-Медико-Педагогическая Комиссия определяет такой необычный и пугающий статус.

Обследуются специальной комиссией дети, имеющие разного вида недоразвития и нарушения речи из-за которых ребенок испытывает трудности в освоении основной общеобразовательной программой ДОУ. В заключении ПМПК указано, что «по результатам комплексного психолого- медико - педагогического обследования установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены трудности в обучении, обусловленные тяжелым речевым нарушением».

Что же конкретно можно считать относится к таковым нарушениям? И что мы, как педагоги ДОУ, должны видеть за скупыми строчками диагноза.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

 По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому для таких детей существуют специальные детские сады и школы.

 Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений.

 Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше.

Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрия. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы в формировании речи у дошкольников в массовых детских садах.

Мы знаем, что ребенок говорит сначала одиночные слова, затем фразы, позже у ребенка набирается круг отрывочных слов и явлений, затем пятилетний ребенок устанавливает связь между словами в пределах одн...

Использование сухого бассейна в коррекционной работе на группе НПОЗ массового детского сада

Хочу представить опыт своей работы с сухим бассейном, который я использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми. Работу с  сухим бассейном я провожу  прак...

Статья - "Готовность дошкольников массовых детских садов к обучению в школе"

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности ребенка, выступают связующим звеном в отношении к познаваемому. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активны...

Семинар для воспитателей массовых детских садов "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей 4-7лет"

В работе представлена система занятий по формированию лекско-грамматического строя речи,дана характеристика словарного запаса и грамматического строя речи детей в норме,предложена структура,план занят...

Совместный проект учителя логопеда и воспитателя в массовом детском саду.

Проект расчитан на 1 год. Это совместная леятельность учителя логопеда и воспитателей старших групп детского сада по корркции звукопроизношения....

Звуковая культура речи в подготовительной группе массового детского сада.

Звуковая культура речи в подготовительной группе массового детского сада....

Индивидуальная работа с детьми с ЗПР в условиях массового детского сада

Индивидуальная работа с детьми с ЗПР в условиях массового детского сада...