Звуковая культура речи в подготовительной группе массового детского сада.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Степанова Галина Вениаминовна

Звуковая культура речи в подготовительной группе массового детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Звуковая культура речи в подготовительной группе массового детского сада.

На первых занятиях повторяется артикуляция гласных и определение места гласной в слове.

Различение твёрдых и мягких согласных также входит в план речевой работы этой группы. Сначала надо повторить упражнения на дифференциацию звуков Р – РЬ, Л – ЛЬ в словах. Затем можно перейти к опознаванию твёрдых и мягких согласных: НА – НЯЮ, ТА – ТЯ,  ДА – ДЯ и т.д. После этого  переходят к основному разделу развития фонематического восприятия: опознавание звонких и глухих согласных Б – П, Д – Т, Г – К, в словах и слогах.

Опознавание парных согласных Б – П, Д – Т, Г – К в словах  представляет большие трудности. Легче всего выделить эти звуки, если в слове после них стоят согласные Р или Л. Например, брат – правда, блуза – платье, грач – кран и т.д.

В начале занятия повторяется артикуляция оппозиционных звуков, например, Б и П. Подчёркивается, что звуки Б и П произносятся губами, через губы проходит тёплый воздух, который ощущается на руке. Звук Б произносится звонко, с голосом, а звук П – тихо, без голоса. Внимание детей фиксируется на вибрации голосовых связок при артикуляции Б. (Дети прикладывают тыльную сторону руки к гортани и попеременно произносят Б – П). Затем взрослый произносит слова на звуки Б и П, например б-луза, п-латье, выделяя артикуляцию этих звуков, и предлагает детям узнать, какой звук слышится в данном слове. После этого выставляется соответствующий символ. Работу по дифференциации парных согласных звуков можно провести и с картинками. Картинки подбираются на те оппозиционные звуки, которые мы хотим отдифференцировать

Наряду с узнаванием согласных Б – П, Д – Т, Г – К в словах надо проработать сложные чередования слогов со звонкими и глухими согласными. Слоги и шутки-чистоговорки на эти звуки прорабатываются также с символами и в сочетании с движениями рук. Произношение слогов с глухими согласными сопровождается хлопком в ладоши, а при произношении слогов со звонкими согласными дети плавно разводят кисти рук в стороны.

 В подготовительной группе переходят к белее сложному чередованию слогов со звонкими и глухими согласными. Мы предлагаем провести упражнения в следующем порядке:

1). п- б, б – п ;  2). па, па, па – ба, ба, ба; 3). па, па – ба;  4). ба, ба – па;  5). ба – па – ба;

6). па- ба – па.

Такие же упражнения проводятся в сочетании с другими гласными: О, У, И, Я. На каждом занятии выполняются упражнения на один гласный. Аналогично прорабатываются все остальные звонкие и глухие согласные: Т – Д; К – Г; С – З; Ш – Ж.

В подготовительной группе углубляется и завершается анализ предложения (предложение – слово – слог – звук) и даётся полный звуковой анализ односложных, а потом двусложных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по "Звуковой культуре речи" в подготовительной группе

Цели: Развивать умение  детей дифференцировать звуки Т-Т’, Д-Д’; соотносить звук с соответствующей буквой;                       ...

Открытый показ для студентов. Конспект НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Весну выручаем!»

Программное содержание:развитие речевого дыхания;закрепить умение различать на слух и в произношении звуки [в] и [в’];закрепить умение четко произносить звуки [в] и [в’], в словах и фразе;продолжать д...

Звуковая культура речи в подготовительной группе.

Требования к содержанию уголка «Звуковая культура речи» (далее ЗКР)- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;-  эстетичность и привлекательность;-  доступность для самост...

Деловая коллективная игра по проблемам формирования звуковой культуры речи детей в образовательной деятельности детского сада

Деловая коллективная игра по проблемам формирования звуковой культуры речи детей с воспитателями детского сада...

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе детского сада. Тема: «Звук Р»

Задачи.Автоматизация звука Р и РЬ в словах и фразах.Дифференциация твёрдого и мягкого звука Р.Развивать фонематический слух и внимание.Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игрыВоспит...