Описание опыта работы по созданию семейного клуба «Речевичок» для родителей логопедической группы
материал по логопедии на тему

Елисеева Наталья Сергеевна

Одним из важнейших направлений  моей деятельности  в детском саду является  именно работа с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы  своего ребенка. Одни  стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя  повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому стала актуальной проблема организации семейного клуба  в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей, который основан на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Семейный клуб "Речевичок"115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы по созданию семейного клуба «Речевичок» для родителей логопедической группы.

«Семья – это сад, 
дети – чудесные цветы, каждый красив и уникален по-своему.
Родители – это те, кто заботится и ухаживает за садом!»
Д. М. Брукс

Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей». Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей.

Опираясь на свой опыт работы, я с уверенностью могу констатировать, что   наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями воспитанников и поэтому я связываю с родителями все прогрессивные изменения и нововведения в логопедической группе.

Следовательно, одним из важнейших направлений  моей деятельности  в детском саду является  именно работа с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы  своего ребенка. Одни  стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя  повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому стала актуальной проблема организации семейного клуба  в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей, который основан на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения.

Почему эта проблема заинтересовала меня?

  1. Родителей в логопедической группе объединяют общие интересы, одна цель – устранение речевых нарушений у своих детей. Поэтому, став членом семейного клуба, родителям предоставляется возможность повысить уровень компетентности в вопросах речевого развития детей, не стесняясь, задавать вопросы, высказывать свое мнение, предложения, замечания.
  2. Неоднократные обращения ко мне родителей логопедической группы за практической помощью.
  3. Применение других форм работы с родителями не дают желаемых результатов.

В связи с этим я разработала проект «Приобщение родителей к проблемам  развития и воспитания детей через организацию семейного клуба «Речевичок»».

Цель        проекта:
     Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития        детей.
       Задачи проекта:

- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

- разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение  семейного клуба «Речевичок»;

- создать логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;

- выработать и принять единые требования, предъявляемые   родителями и  логопедом  к ребёнку.   

В результате практической деятельности по проекту мною были созданы:

- конспекты заседаний семейного клуба «Речевичок»;

- разработаны консультации для родителей логопедической группы;

- комплексы игр и упражнений для автоматизации звуков в домашних условиях;

- обобщен и распространен опыт работы по теме «Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми».

В итоге работы выпущен сборник методических рекомендаций для родителей по преодолению речевого дефекта в домашних условиях.

Организуя семейный клуб, я поставила перед собой цель – оптимизировать деятельность ДОУ и семьи в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с нарушениями речи. Достижению данной цели способствовали задачи:

  • оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
  • создать условия для активного участия в воспитании и обучении ребенка;
  • помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;
  • выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком;
  • сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания;
  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях;
  • создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.

В отличие от традиционных форм, где общение основано на поучительном характере, семейный клуб в логопедической группе нашего детского сада строит свои отношения с семьей на принципах трёх «О»:

  • открытости,
  • оптимизма,
  • оригинальности.

Семейный клуб энергозатратное мероприятие, но сторицей возвращающее затраты своей эффективностью. Заседания клуба я проводила один раз в месяц в вечернее время. Формы работы клуба могут варьироваться в зависимости от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, обмен опытом семейного воспитания, организация совместной деятельности детей и родителей.

С семьями я проводила большую предварительную работу (анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы и т.д.), с помощью которой выявляла их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания. Так, результаты анкетирования за 2010-2011 учебный год показали, что родители отдают предпочтение: развитию общей, мелкой и артикуляционной моторике, формированию правильного звукопроизношения, речевому развитию ребёнка, обучению грамоте и подготовке к школе.

На основе этих данных мною был составлен тематический план работы клуба, который в течение учебного года корректируется и обновляется с учётом пожеланий родителей.

Для того чтобы способствовать более прочному усвоению материала, изученного на логопедических занятиях, сократить сроки исправления звукопроизношения мною проводится кружковая работа по авторской программе «Индивидуальная логокоррекционная работа с детьми 5-7 лет». Чётко спланированная кружковая работа проводится с дошкольниками еженедельно во вторую половину дня. Полученные навыки закрепляются воспитателями и родителями  в повседневной жизни.  

Эффективность работы семейного клуба по вопросам речевого развития детей я проанализировала через опрос, анкеты, листы обратной связи, отзывы и предложения в гостевой книге клуба «Речевичок». В результате реализации проекта «Семейный клуб» был достигнут желаемый результат: так 62% родителей активно участвуют в работе клуба, 36% эпизодически принимают участие и 2% не участвуют в работе клуба. Так как родители стали принимать активное участие в коррекционно-образовательном процессе, то и речь детей восстанавливается намного быстрее.

Родителям, которые не смогли посещать клуб «Речевичок», я предлагаю материалы мероприятий на электронном носителе (диске), памятки.

В итоге я убедилась, что работа семейного клуба доказала свою эффективность и преимущества нового подхода взаимодействия учителя-логопеда и родителей неоспоримы:

  • положительный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и развитию детей.
  • заинтересованность и активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
  • эффективность коррекции компонентов речевой системы у детей с нарушениями речи.
  • в результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Итак, ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей, основанное на принципах гуманного отношения друг к другу. Таким образом, можно сделать вывод, что организация семейного клуба, являющаяся инновационным направлением в работе по взаимодействию учителя-логопеда и родителей, сочетает в себе необходимые компоненты для повышения уровня речевого развития детей.

 

Рухля Наталья Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в процессе реабилитации детей с КИ в логопедической группе детского сада. Краткое описание опыта работы.

В статье представлен опыт работы в ГБДОУ по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми после кохлеарной имплантации....

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Доклад «Из опыта работы организации деятельности семейного клуба в детском саду «Мишутка»

доклад о работе кружка "Семейный клуб". формы работы с детьми и их родителеми не посещающих детский сад...

Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»

Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...

Описание опыта работы "Использование ТРИЗ-технологии "Круги Луллия" в логопедической работе"

Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, ...