речевое развитие на основе экологических представлений ребенка
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Мошнинова Светлана Николаевна

речевое развитие на основе экологических представлений ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_na_osnove_ekologicheskih_predstavleniy.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие на основе экологических представлений ребенка

Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.

Также сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые  тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудная и ответственная работа, требующая подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Задачи формирования экологических представлений:

  • Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно – следственные связи.
  • Приучать  дошкольников точно выполнять данные им игровые поручения.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

Задачи развития речи детей на основе экологических представлений:

-обогащение и активизация словаря и формирование грамматического строя речи:

В этой работе необходимо обращать внимание на следующее:
        - отбор необходимого словарного материала;

        -правильность собственной речи;
        - создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

        Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, требуется намечать для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определять приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем акцентируется внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.
Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений, и причем предложений разных типов. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например: «Когда снег мокрый, из него можно лепить», «Когда мороз, снег сухой и скрипит», Все эти предложения составлены детьми, и они постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше воспитатель использует эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей.
        -
развитие диалогической речи;

        В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных.
Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы. Отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в соей речи последовательность развития.
Во время первых бесед по новому для детей материалу целесообразно предлагать им повторять речевой образец педагога. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». Воспитатель предлагает им свою фразу, где есть связь явлений, и просит повторить ее: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом», «В начале зимы морозы небольшие, поэтому лед на реке тонкий», «Чем сильнее морозы, тем толще лед». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления. 
        - развитие монологической речи;
        - сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);

- сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);

- описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»), и описание пейзажной картины;

-описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

- описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка сирени», «Осенний букет»),

Для развития умения детей самостоятельно составить четкий и последовательный  рассказ можно использовать такой прием, как АНАЛИЗ образца педагога, заключающийся в том, что после прослушивания рассказа-образца ребята должны ответить на такого типа вопросы педагога: «О чем я сначала рассказала?», «Чем закончила рассказ?», «О чем рассказала больше?».
Развитию четкости изложения способствуют ПЛАН и УКАЗАНИЯ к самостоятельной работе. Представляя себе перспективу повествования, ребенок легче составляет рассказ. Поэтому на первых этапах обучения детей сюжетному рассказу о природе полезно определять последовательность сюжетной линии. Но постепенно нужно отступать от подробных указаний, предоставляя ребятам возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.

Направления работы

- Создание развивающей экологической среды

- Работа с детьми

- Работа с родителями

Предметно-развивающая экологическая среда

- Календарь природы

- Экологи-ческие игры

- Мини-лабора-тория

- Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов

- Мини-  огород

Работа с детьми:

  • Занятия.
  • Совместная деятельность.
  • Организация развивающей предметной деятельности.

Экологические игры

        Творческие

        1.Сюжетно-ролевыеСюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками.

        2.Имитационные Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности.

Так, игра «Экосистема водоём»позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологическая пирамидка» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).

Например, рыбы. Высохнут речки, моря – погибнет рыба. Если не будет света и тепла, воды погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то погибнут птицы так далее.

        3. Строительные

        Например, игра «Строительство города».

 Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил. 

4. Игры-путешествия Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия, Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняетвоспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей.

        5. Экологические сказки

Цель – развитие детской фантазии.

Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».

С правилами

        2.Соревновательные

стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации экологических знаний, навыков, умений.

 К ним относятся: конкурсы, экологические викторины, «Поле чудес» и т. д.. 

        1.Дидактические

        Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи, часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют умению играть вместе «Кто где, живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания, у кого какой дом» (об экосистемах); «Живое – не живое», «Птицы-рыбы-звери», «Что потом?» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Использование экологических игр на занятиях.

  • - По развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей).
  • - По ознакомлению с окружающим ( в наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Экологические минутки

  • - развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;
  • - совершенствовать монологическую речь детей;
  • - поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

        Например, «Почему деревья белые?». Исправить ошибки и обосновать:

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?»

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.

Нетрадиционные формы работы

        - Уроки доброты проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развивать интерес к природе; сформировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и сопереживание. Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; они могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений. Длительность уроков не регламентируется (от одной до несколько минут в зависимости от настроения ребенка).

          - Обсуждение и проигрывание ситуаций

        Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации: Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему? Дети принесли в живой уголок маленького и беззащитного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку? Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать? Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т.д.

        - Экологический музей

Он является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции); вода; ее использование и охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы или иллюстрации).Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы: «Кто такие защитники природы?», «Голубые и зеленые патрули, их деятельность», «Жизнь животных в лесу», «Таинственный мир насекомых» и т.д. Но ни один музей не заменит общения с живой природой. Здесь большое значение имеют экологические наблюдения

        - Экологические тропы

        В качестве экологических, можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения (в том числе занесенные в Красную книгу) муравейники, холмики крота, кузницу дятла, формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны.

Работа с родителями:

  • Привлечение к оформлению развивающей среды группы.
  • Родительские  собрания .
  • Привлечение родителей к участию в экологических выставках.
  • Участие в праздниках и развлечениях.
  • Индивидуальные беседы, консультации.
  • Стендовые консультации.
  • Анкетирование.

Таким образом интеграция экологического и речевого развития детей дошкольного возраста позволит одновременно освоить экологические представления, способствовать развитию умений, совершенствовать речевую активность, с наименьшими затратами, приобщить к общечеловеческим ценностям, обеспечить целостное развитие личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие на основе ФГТ

Презентация материала по теме "Познавательно-речевое развитие на основе ФГТ". Основные направления развития воспитанников ДОУ. Содержание образовательных областей "Коммуникация", "Познание"....

"Инновационные средства для развития экологических представлений ребенка дошкольного возраста".

В данном материале представлены средства и виды деятельности, позволяющие развитию экологических представлений у дошкольников....

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников....

Консультация для педагогов «Основы экологической культуры ребенка дошкольника»

В последнее время в современном мире особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Существующие глобальные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой ...

Консультация для родителей «Основы экологической культуры ребенка дошкольника»

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознан...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...