Мнемотехника в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Латышева Светлана Николаевна

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы,  как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова     в предложении, несовершенно логическое мышление.

А ведь они – результат плохо развитой памяти.  Задача – стимулировать развитие всех видов памяти ребенка - сегодня одна из важнейших.

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам  - он  будет  долго  и  напрасно  мучиться,  но  свяжите двадцать   слов  с  картинками,  и  он  их  усвоит  на  лету».

   Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций

   Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –  модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем  умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

  При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Хочу поделиться своими наработками

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mnemotehnika_1.ppt2.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ . ГБОУ школа №1272 дошкольное отделение Непоседы воспитатель высшей категории Латышева Светлана Николаевна 2017 год.

Слайд 2

К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Слайд 3

Актуальность . В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, несовершенно логическое мышление. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Задача – стимулировать развитие всех видов памяти ребенка - сегодня одна из важнейших.

Слайд 4

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук

Слайд 5

Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Слайд 6

Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок

Слайд 7

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста , но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет , когда у детей накоплен основной словарный запас. Когда начинать заниматься мнемотехникой?

Слайд 8

Структура мнемотехники

Слайд 9

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Слайд 10

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 11

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Последовательность работы с мнемотаблицами:

Слайд 12

Лексическая тема «Домашние птицы» ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ .

Слайд 15

В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок. ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ .

Слайд 16

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ

Слайд 17

З Наступила весна Наступила осень Наступила зима В работе с мнемотаблицами вводятся цветовые буквенные обозначения времен года

Слайд 18

Наступила весна Весной пригревает яркое солнышко На крышах домов тают сосульки На земле появляются лужи

Слайд 19

Наступила весна Солнышко пригревает, припекает… На крышах домов тают сосульки На земле появляются лужи Дети пускают в них и в ручейках кораблики Весной распускаются первые цветы – подснежники, а на деревьях набухают почки.

Слайд 20

Весной пригревает теплое и ласковое солнышко На крышах домов тают сосульки На земле появляются лужи Дети пускают в них и в ручейках кораблики Весной распускаются первые цветы – подснежники На деревьях набухают почки, из которых появятся листочки Из далеких стран начитают прилетать птицы

Слайд 21

У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Результаты.

Слайд 22

Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; № 3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006. Источники.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Родительское собрание "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...

"Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"

К.Д. Ушинский писал: "Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету"....

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету К. Д. Ушинский.Ни для кого не секре...

Консультация для педагогов на тему: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее з...

Инновационная деятельность: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Инновационная деятельность:«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...

Проект на тему: Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста: "Секреты мнемотехники"

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным...