Главные вкладки

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по временам года»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Жукова Елена Сергеевна

    Формирование лексико-грамматического представления

     у детей с ОНР

    Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Управление образования администрации г.Орла

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №34» г.Орла.

    302010, г.Орел, ул.Автовокзальная д.32

                                                                                                       тел. (4862) 72-20-16

    E-mailsdetsad34@mail.ru

    Конспект НОД

    с детьми старшего дошкольного возраста

    «Путешествие по временам года»

    Формирование лексико-грамматического представления

     у детей с ОНР

    Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

    Составитель:

    учитель-логопед

    Жукова Е.С.

    педагог-психолог

    Чупахина Н.А.

    Орел-2017г.

    Программные задачи

    Коррекционно-образовательные:

    • создать условия для закрепления у детей знаний о зимующих и перелетных птицах;
    • расширить и активизировать словарный запас детей с ОНР по теме: «Времена года»;
    • учить детей выделять первый звук в слове;
    • упражнять детей в отгадывании загадок;

    Коррекционно-развивающие:

    • развивать общую и мелкую моторику через игровые упражнения;
    • развивать внимание и память;
    • создать условия для совершенствования доказательной речи, умения обобщать, делать выводы;
    • развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
    • развивать целенаправленную воздушную струю;

    Коррекционно-воспитательные:

    • формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
    • устанавливать доверительную и комфортную обстановку в группе детей, равные возможности для детей с ОВЗ и инвалидов;
    • воспитать бережное отношение и любовь к природе;
    • воспитывать у детей коммуникативную культуру, умение грамотно высказываться.

    Предварительная работа: знакомство с пословицами и поговорками, знакомство с приметами времен года, чтение различных сказок, отгадывание загадок, наблюдения за сезонными изменениями природы во время прогулок, дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Узнай время года», «От какого дерева листок?», «Назови времена года», «Что растет на огороде и в поле?», «Фрукты и овощи», «Ассоциации», «С какой ветки детки?».

    Материал к занятию: картины с изображениями времен года, снежный ком, ветка со снежинками, музыка П. Чайковского «Снегопад», краска в баночках (голубая, синяя, фиолетовая), альбомные листы, восковые карандаши, кисти, баночка с водой, влажные салфетки, подставки для кистей, модули,  аудиозапись «Весна» для сопровождения релаксационных упражнений; шарики гелевые, изображения птиц, ножницы, доска,   аудиозапись «Летняя песня» для сопровождения игры «Фрукты и овощи»; ёжик; письмо; две корзинки; фрукты и овощи, ортопедическая дорожка.

    Ход занятия:

    Психолог: Дети, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем гостей.

    »•

    Психолог: Дети, подойдите ко мне, встаньте в круг, поздороваемся друг с другом! Прикоснитесь ладошками к ладоням соседа, назвав его имя ласково и передав ему самую теплую улыбку!

            

    Психолог: Ребята, открою вам секрет, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по временам года. Тссс… Послушайте.

    (Звучит музыка 1)

    Психолог: Как вы думаете – в гостях у какого времени года мы оказались?

    Логопед: Верно, у зимы! (Демонстрация изображения «гостя — Зима»)

    Логопед: Зима предлагает поиграть. Сейчас я передам снежный ком, а вы каждый друг за другом назовете родственные слова к слову снег. (Логопед передает снежный ком, а дети каждый друг за другом называет родственные слова к слову «снег».)

    Логопед: Молодцы,дети! Зиме хочется еще устроить снегопад.

    Логопед: А вы знаете, что такое снегопад? (Ответы детей.)

    Логопед: Правильно – это явление природы, при котором падает снег.

    Логопед: Если мы все одновременно подуем на эту ветку, то снежинки полетят. Дуем не раздувая щек. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Выполним вместе.(Логопед держит ветку с прикрепленными снежинками на ней.Дети вместе с логопедом дуют на нее, тем самым получается «снегопад».)

    (Звучит музыка П.Чайковского «Снегопад» - 2)

    Логопед: Молодцы! У нас такой замечательный снегопад получился.

    Психолог: Дети, а давайте нарисуем ваш снегопад! Как вы думаете, как мы его можем изобразить? (Дети отвечают – нарисовать снежинки.)

    Психолог: Но прежде давайте с вами разогреем наши пальчики – ведь в гостях у зимы достаточно холодно!

    Выполняется пальчиковая гимнастика

     «Прогулка»

    Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
    Мы во двор пошли гулять
    (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
    Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
    Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
    С горки мы потом катались 
    (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
    А ещё в снегу валялись 
    (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
    Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
    Суп поели ("едим суп"), 
    спать легли (ладошки под щечку).

    Психолог:А теперь нарисуйте каждый свою снежинку. (Дети рисуют восковыми карандашами снежинку на листочке, а потом закрашивают листки голубой, синей, фиолетовой краской.

     Звучит музыка П.Чайковского «Снегопад»-3

    Психолог: Молодцы! Получились очень красивые снежинки. (Все снежинки вывешиваются на доску.)

    Логопед: Дети, вы очень порадовали зиму! Продолжим путешествие!

    Логопед: Пойдемте со мной. Сейчас я прочту вам следующее четверостишие, а вы мне скажите, в гости к какому времени года мы теперь отправимся?

    Вам дарю свое тепло,

    Чтобы все кругом цвело,

    Чтоб листочки распускались,

    Птички песней заливались.

    (Ответы детей:«Весна»)

    Психолог: Верно, ребята - это весна! (Достает картинку «Весна»).:

    Логопед: Вы любите весну? (Ответы детей.)

    Логопед: Предлагаю продолжить каждому из вас мою фразу: «Я люблю весну, потому что…» (Дети в кругу отвечают по очереди.)

    Психолог:Дети, вы сказали, что весной расцветают первые цветы. Предлагаю превратиться в них. Подойдите ко мне, сядьте на модули и закройте глаза. (Звучит аудиозапись «Весна»)-4

    Психолог: «В далекой стране жил-был один садовник и вот он посадил в своем саду семена прекрасных цветов. Представьте, что вы маленькие семена цветков. Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, даже разговаривал с семенами. (Психолог ходит между детьми, гладит их, что-то нашептывает, улыбается.)Семечки спят, вам тепло и уютно, они спокойны и расслаблены, вам хорошо и приятно. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. Они поднимают головки, тянуться к весеннему солнышку (дети потихоньку раскручиваются и встают.). У ростков раскрываются листочки (руки вверх), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны распускаются (кулачки разжать) и маленький росток превращается в цветок. Цветы все выше и выше тянуться к весеннему солнышку. И вот на поляне уже много прекрасных цветов. Ветер колышет лепестки цветов. Они оглядываются друг на друга, кланяются друг другу. Какие вы красивые!!!»

    Психолог: Расскажите о своем цветке – какой он, каким ты его представил/а? (Ответы детей: красивый, сильный, яркий, большой, маленький, разноцветный, нежный, ароматный, прекрасный, волшебный.)

    Логопед: Дети, весна спрашивает, много ли вы о ней знаете? (Ответы детей.)

    Логопед: Назовите первый весенний месяц?

    Логопед: Назовите второй весенний месяц?

    Логопед: Назовите третий весенний месяц?

    Логопед: Дети, кто весну на крыльях приносит? (Ответы детей.)

    Логопед: Как называются птицы, которые прилетают весной? (Перелетные.)

    Логопед: Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие.)

    Психолог: Дети, давайте поиграем с птицами. Посмотрите – здесь много птиц – предлагаю их назвать и запомнить. А теперь откройте глаза и посмотрите, что наши птицы поменялись местами. Кто был первый, кто второй? (птицы меняются местами, дети закрывают глаза – открыв их называют предыдущий порядок, Федор подходит и показывает место птиц)

    Психолог: Весна предлагает проверить, хорошо ли вы знаете, какие птицы улетают в теплые края, а какие остаются зимой с нами. (Дети подходят к шарикам, на которых приклеены изображения птиц: 4 перелетные и 4 зимующие)

    Психолог:Какая эта птица? Она остается с нами зимой или улетает? Перережь ленточку и проверим улетит птица или нет? (Каждому ребенку задается вопрос по каждой птице.)

    Психолог: Молодцы! Тихо! Дети, слышите, кто-то шуршит в кустах. Подойдем к нему поближе, но идти нам нужно осторожно весной очень много луж и ручьев – постараемся не намочить ноги и пройдем с вами по следам на камушках.

    Логопед: Ой, дети, здесь письмо, прочтем его?(Ответы детей.)

    Здравствуйте, ребята! Я ежик, и зовут меня «Острая колючка». Я знаю, что вы спешите в гости к следующему времени года. Для того чтобы оно пришло скорее, предлагаю отгадать вам следующую загадку:

    Цветов много на лугах,

    Рожь золотая на полях,

    Ягоды, грибы в лесах,

    Спеют яблоки в садах,

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает?

    (Ответы детей: «Лето»)

    Психолог: Правильно, дети, мы попали в гости к лету (демонстрация изображения «гостя - Лето»)

    Психолог: Лето приходит к нам с богатыми дарами, которые нужно во время собирать. Ой, дети, кто-то плачет? Это не вы плачете? (Нет.) Смотрите,

    это наш старый знакомый еж «Острая колючка». Что ты плачешь, дружок?

    (Прислонить к уху ежа). Дети, еж очень расстроен, он собрал дары лета-овощи и фрукты и хотел отнести домой, по дороге он споткнулся и рассыпал все.

    Психолог:Поможем собрать ежу овощи и фрукты в разные корзинки. Нужно собирать фрукты в зеленую корзину, а овощи в красную корзину. Приступаем к заданию. (Дети под музыку собирают фрукты и овощи.)Звучит музыка - 5

    Логопед: Предлагаю проверить, верно ли вы собрали? Сейчас каждый из вас возьмет по одному предмету, назовет его, скажет фрукт это или овощ и выделит первый звук в слове.

    Логопед:Дети, вы очень добрые и помогли ежу.

    Логопед: Дети,  какое время года наступает после лета? (Ответы детей.)

    Логопед:Действительно, вот мы и встретились с осенью. (Демонстрация изображения «гостя - Осень»)

    Логопед:Какие приметы осени вы знаете? (Часто идут дожди, деревья становятся желтые, опадают листья, улетают птицы в теплые края, небо хмурое)

    Рожкову Федору выдается набор из  картинок с  тремя приметами осени - он показывает их, психолог комментирует, то что на них изображено.

    Психолог: Молодцы!Дети, всех ли гостей времен года посетили мы сегодня?

    Психолог: Пойдемте со мной, вспомним, кого мы встретили сегодня. Сядьте за столы. Что за картинки перед вами? (Ответы детей: «Времена года».)

    Психолог: Верно! Разложите последовательно изображения. Посмотрите, первая картинка – что на ней изображено?

    Психолог: Молодцы! Вы отлично справились.

    Логопед: Дети, встаньте, подойдите ко мне. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.)

    Логопед: А что больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей.)

    Психолог: Пришла пора возвращаться в группу. Попрощайтесь с нашими гостями!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой

           Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примера...

    Текст к презентации "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой"

           Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примера...

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в цирк"

    Конспект индивидуального занятия с ребенком 5-7 лет по автоматизации звука "Р"...

    КОНСПЕКТ НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Петропавловской крепости» с использованием образовательных технологий (игровой, исследовательской и ИКТ)

    КОНСПЕКТНОД с детьми старшего дошкольного возраста«Путешествие по Петропавловской крепости»с использованием образовательных технологий(игровой, исследовательской и ИКТ)...

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в лесу»

    Предмет:  Окружающий мир.Группа, количество человек: Средняя группа 4-5 лет, 20 человек.Время реализации занятия: 20 мин.Актуальность:В современных условиях проблема экологического воспитания дош...

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. «Путешествие в страну песка»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы.  Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, ...

    Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

    Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....