рабочая программа учителя - логопеда в старшей группе
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

БуслаеваНИ

В содержании рабочей  программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc445.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 40»

Утверждена

на педагогическом совете МБДОУ № 40

№ 1от «_» августа 20_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Программа коррекционно – развивающей работы  логопедической группы для детей с ТНР»

Программа предназначена для детей старшей группы

(первый год обучения)

Срок освоения программы - 1 год

Составила учитель – логопед

 МБДОУ № 40

Буслаева Надежда Ивановна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел                                                                        1

1. Предисловие                                                                                2

2. Пояснительная записка                                                                3

Цели и задачи                                                                                4

Паспорт группы                                                                                5

Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией                                                                6

Характеристика детей                                                                         6

Организация коррекционно-развивающей работы

с детьми                                                                                        10

Инструментарий коррекционного воздействия                                         11

II. Содержательный раздел                                                                16

Формы реализации программы: модель взаимодействия субъектов

коррекционно-образовательного процесса                                        16

Система взаимодействия логопеда и инструктора по физическому воспитанию по созданию условий для коррекции и компенсации

речевой патологии                                                                        17

Система взаимодействия логопеда и воспитателя по созданию условий

для коррекции и компенсации речевой патологии                                17

Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя

по созданию условий для коррекции и компенсации речевой

патологии                                                                                        18

Система взаимодействия логопеда и психолога по созданию условий

для коррекции и компенсации речевой патологии                                18

Календарно – тематическое планирование

Формы реализации программы Взаимодействие с семьей,

социумом                                                                                        19

III. Организационный раздел                                                        19

Оформление предметно - пространственной среды                                19

Расписание образовательной деятельности                                        24

Режим дня                                                                                        24

Циклограмма рабочего времени учителя – логопеда                                 26

Литература                                                                                        28

Приложение 1                                                                                30

Календарно – тематическое планирование

Предисловие

В содержании рабочей  программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии. В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

# принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

# принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

# принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

# принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

# деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Основной базой рабочей программы являются:

# Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

# Устав МДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами

для детей с нарушениями речи № 40». г Нижнекамска, Республики Татарстан

# Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 19.07.2013;

# Письмо министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

# Приказ министерства образования Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

# Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В.  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.  Москва « Просвещение», 2008

# Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). –М.: Альфа, 1993.

#  Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред.  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. – 2 –е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336с.

Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.

Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

Целью программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ФФН, ОНР в возрасте до 6-7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена:

# На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников подготовительного возраста с ФФН, и общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.

# На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.

# На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

ПАСПОРТ ГРУППЫ

№ п/п

ФИО ребенка

Год рож

Диагноз при поступлении

Гр.зд

Протокол

(дата №)

ПМПК

У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. Их устранение осуществляется в условиях длительной коррекции.

На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков, нормализации просодической стороны речи. Специальное внимание уделяется формированию кинестетических ощущений. В связи с этим проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и степенью ее выраженности.

У детей с тяжелой степенью дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем, чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы на групповых занятиях. В течение года необходимо осуществить коррекционно-развивающую работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге правильной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.

Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

Характеристика детей со II уровнем развития речи

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить моко$» – дай пить молоко; «баска ата$ть ни$ка» – бабушка читает книжку; «дада$й гать» – давать играть; «во изи$ аса$ня мя$сик» – вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» – три ежа, «мо$га ку$каф» – много кукол, «си$ня кадасы$» – синие карандаши, «лёт бади$ка» – льет водичку, «та$син петако$к» – красный петушок и т. д.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тиди$т а ту$е» – сидит на стуле, «щи$т а то$й» – лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» – Валин папа, «али$л» – налил, полил, вылил, «гибы суп» – грибной суп, «да$йка хвот» – заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» – муравей, жук, паук; «тю$фи» – туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юка$» – рука, локоть, плечо, пальцы, «сту$й» – стул, сиденье, спинка; «миска» – тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «ли$ска» – лисенок, «ма$нька во$йк» – волченок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16–20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Данда$с» – карандаш, «аква$я» – аквариум, «виписе$д» – велосипед, «мисане$й» – милиционер, «хади$ка» – холодильник.

Характеристика детей

с III уровнем развития речи

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бе$йка мо$тлит и не узна$йа» – белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы$ дым тойбы$, noтaмy$ma хо$йдна» – из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аква$июм» – аквариум, «таталли$ст» – тракторист, «вадапаво$д» – водопровод, «задига$йка» – зажигалка).

Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с я$сика» – взяла из ящика, «тли ведёлы» – три ведра, «коёбка лези$т под сту$ла» – коробка лежит под стулом, «нет коли$чная па$лка» – нет коричневой палки, «nи$cum лама$стел, ка$сит лу$чком» – пишет фломастером, красит ручкой, «ло$жит от то$я» – взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост – хвостик, нос – носик, учит – учитель, играет в хоккей – хоккеист, суп из курицы – куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» – «клю$чит свет», «виноградник» – «он са$дит», «печник» – «пе$чка» и т. п.). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» – «руки», вместо «воробьиха» – «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» – «который едет велисипед», вместо «мудрец» – «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома – до$мник», «палки для лыж – па$лные»), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («трактори$л – тракторист, чи$тик – читатель, абрико$сный – абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый – свитено$й, свицо$й»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый – горо$хвый», «меховой – ме$хный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» – «пальты$, «ко$фнички» – кофточки, «мебель» – «разные сто$лы», «посуда» – «ми$ски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог – «корова», жираф – «большая лошадь», дятел, соловей – «птичка», щука, сом – «рыба», паук – «муха», гусеница – «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» – «миска», «нора» – «дыра», «кастрюля» – «миска», «нырнул» – «купался»).

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневи$к» – снеговик, «хихии$ст» – хоккеист), антиципации («асто$бус» – автобус), добавление лишних звуков («мендве$дь» – медведь), усечение слогов («мисане$л» – милиционер, «ваправо$т» – водопровод), перестановка слогов («во$крик» – коврик, «восо$лики» – волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («кора$быль» – корабль, «тыра$ва» – трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Организация коррекционно-развивающей работы

с детьми (II уровень речевого развития)

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей 4 лет с данным уровнем планируются с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей, и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада.

Логопедические занятия в средней группе для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые. Учитывая неврологический и речевой статус дошкольников, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной.

В связи с этим индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель – подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.

На индивидуальных занятиях проводится работа по:

1) активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2–3 до 5–6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.

Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:

# развитие понимания речи;

# активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

# развитие произносительной стороны речи;

# развитие самостоятельной фразовой речи.

Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:

1) словарного запаса;

2) грамматически правильной речи;

3) связной речи;

4) звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.

Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные – ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.

Организация коррекционно-развивающей работы

с детьми (III уровень развития речи)

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

2) произносительной стороны речи;

3) самостоятельной развернутой фразовой речи;

4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:

# связной речи;

# словарного запаса, грамматического строя;

# произношения.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

Развитие речи

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей. О таких проявлениях необходимо незамедлительно сообщить логопеду.

Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых результатов.

Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом.

Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого.

Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.

В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.).

В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, постельных принадлежностей, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.

Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или беседы по картинке.

Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

б) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.

Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда.

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.

Инструментарий коррекционного воздействия.

#Альбомы: «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». \Н.Э. Теремкова.- М.: «Гном и Д», 2009.

# «Альбом для логопеда» : Иншакова О.Б, М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

#Комплект альбомов упражнений по коррекции оптической дисграфии, аграмматической дисграфии, акустической дисграфии, оптической дисграфии «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом». Мазанова Е.В..- М.: «Гном», 2008.

# «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»: М, Просвещение. 1984.

#Логопедические лото «Говори правильно».

# «Логопедическая энциклопедия»: Ткаченко Т.А. – М., ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.- 248 с.

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» :М. Просвещение. 2008.

Мультимедийные образовательные ресурсы.

II. Содержательный раздел        

Формы реализации программы

Модель взаимодействия субъектов

коррекционно-образовательного процесса

Семья

Логопед

Воспитатели

Ребёнок

Инструктор по

физ. воспитанию

Музыкальный

руководитель

Психолог

Система взаимодействия логопеда

и инструктора по физическому воспитанию

по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии

Система взаимодействия логопеда и воспитателя

по созданию условий для коррекции и компенсации

речевой патологии

Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя

по созданию условий для коррекции и компенсации

речевой патологии

Система взаимодействия логопеда

и психолога по созданию условий

для коррекции и компенсации речевой патологии

Работа с родителями

Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома, строго выполняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.

Для ознакомления родителей с содержанием работы в логопедической группе данного профиля и осуществления преемственности используются следующие формы работы.

1. Групповые родительские собрания.

2. Подгрупповые и индивидуальные беседы-консультации (один раз в месяц по инициативе логопеда).

3. Открытые логопедические занятия для родителей проводятся один раз в месяц, начиная со второго учебного периода. К этому времени дети успевают привыкнуть к детскому саду и могут спокойно заниматься в присутствии родителей.

4. Уголок для родителей, который отражает жизнь, занятия, успехи детей в овладении правильной речью, содержит советы и рекомендации родителям по различным вопросам.

III. Организационный раздел

Создание пространственно – развивающей среды в группе

        Кабинет оснащен для занятий с детьми в соответствии с требованиями СанПин. Созданы оптимальные условия для диагностики, динамического наблюдения и осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми. Оформлен паспорт логопедического кабинета. Методический и дидактический материал систематизирован и размещен в соответствии с основными направлениями своей деятельности. Составлена картотека. Кабинет оснащен современными средствами информационных технологий: DVD – плеером, музыкальным центром, аудио и видеотекой, компьютером. В логопедическом кабинете собрана профессиональная библиотека, научно – методическая литература и справочный материал.

В соответствии с ФГОС ДО,  основой перспективного и календарного планирования является комплексно-тематический подход, обеспечивающий постепенное концентрированное изучение материала, с учетом индивидуальных речевых и психических возможностей детей и зон ближайшего развития дошкольников. Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ, так как они работают на протяжении недели в рамках одной общей лексической темы.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Однако данная рабочая Программа предусматривает использование занятия как одну из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых форм и приемов в рамках каждого занятия.

Вся коррекционно-развивающая работа (Приложение 1) в  логопедической группе делится по форме проведения на фронтальную (групповую)  и индивидуальную.

         Продолжительность непосредственно-образовательной деятельности составляет 25 минут. Остальное, свободное от фронтальной  формы проведения непосредственно-образовательной деятельности, время отводится на индивидуальную работу с детьми по коррекции звукопроизношения и других речевых и неречевых нарушенных процессов, которая составляет 15-20 минут и проводится с каждым ребенком 2 - 3 раза в неделю (в зависимости от сложности дефекта, по усмотрению логопеда). Работа организуется индивидуально или малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), в соответствии с речевым дефектом и этапом работы над ним.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Сетка непосредственно-образовательной деятельности

на учебный год

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Режим дня на холодный период

Режимные моменты

Время

1

Прием и осмотр, игры, дежурство

6.00 - 7.50

2

Утренняя гимнастика

7.50 – 8.00

3

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00 – 8.25

4

Подготовка к НОД

НОД

8.25 - 8.30

8.30 - 10.05

5

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.05 - 11.55

6

Возвращение с прогулки, игры

11.55 -12.00

7

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.25

8

Подготовка ко сну, дневной сон

12.25-14.30

9

Подъем, воздушные и водные процедуры

14.30-14.45

10

Подготовка к полднику, полдник

14.45-14.55

11

Обучение игре

14.55-15.25

12

Индивидуальная работа по заданию логопеда, дополнительные платные услуги

15.25-15.50

13

Свободные игры, прогулка

15.50-16.20

14

Подготовка к ужину, ужин

16.20-17.00

15

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

17.00-18.00

Режим дня на теплый период

Режимные моменты

Время

1

Прием, осмотр, утренняя гимнастика

6.00-7.40

2

Подготовка к завтраку, завтрак

7.40-8.25

3

Подготовка к прогулке

8.25-8.30

4

НОД на прогулке

8.30-8.55

5

Игры, наблюдения, воздушно-водные процедуры

8.55-11.30

6

Возвращение с прогулки

11.30-11.45

7

Подготовка к обеду, обед

11.45-12.15

8

Подготовка к дневному сну. Сон.

12.15-14.30

9

Подъем, закаливание

14.30-14.40

10

Подготовка к полдник. Полдник

14.40-14.55

11

Подготовка к прогулке. Прогулка

14.55-16.05

12

Возвращение с прогулки

16.05-16.15

13

Подготовка к ужину, ужин

16.15-16.40

14

Игры, уход детей домой

16.40-18.00

Циклограмма рабочего времени

Дни недели

Работа с  детьми

Работа с документацией

Работа с педагогами и родителями

Оснащение педагогического процесса

Понедельник

6.00 - 10.00

6.20 7.00 – воспитание артикуляционных навыков, фонетических навыков, фонетической стороны, слоговой структуры и фонематического восприятия через режимные моменты

7.00 -7.45 – индивидуальная работа с детьми

8.30 -8.55 – НОД 1 подгруппа

9.00 – 9.25 – НОД 2 подгруппа

9.25 – 10.00 - индивидуальная и подгрупповая работа с детьми⃰

6.00 - 6.20

7.45 – 8.00 консультирование родителей

8.00 – 8.15 - консультирование педагогов (муз рук – ль)

8.15 – 8.30

8.55 – 9.00

подготовка к занятиям

Вторник

6.00.-10.00.

6.20 7.00 – совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка через режимные моменты

7.00 -8.00 – индивидуальная работа с детьми

8.30 -8.55 – НОД 1 подгруппа

9.00 – 9.25 – НОД 2 подгруппа

9.25 – 10.00 - индивидуальная и подгрупповая работа с детьми⃰

6.00 - 6.20

8.00 – 8.15 - консультирование педагогов-воспитателей

8.15 – 8.30

8.55 – 9.00

подготовка к занятиям

Среда

6.00.-10.00.

6.20 7.00 – совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка через режимные моменты

7.00 -8.00 – индивидуальная работа с детьми

8.30 -8.55 – НОД 1 подгруппа

9.00 – 9.25 – НОД 2 подгруппа

9.25 – 10.00 - индивидуальная и подгрупповая работа с детьми⃰

6.00 - 6.20

8.00 – 8.15 - консультирование педагогов-воспитателей

8.15 – 8.30 - подготовка к занятиям

Четверг

14.00.–18.00.

14.45 – 16.35 – подгрупповая и индивидуальная работа с детьми

17.00 – 18.00 - совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка через режимные моменты

14.00 – 14.30

16.35 – 17.00 – консультирование родителей

14.30 – 14.45 подготовка к занятиям, изготовление пособий

Пятница

6.00 - 10.00

6.20 7.00 – совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка через режимные моменты

7.00 -8.00 – индивидуальная работа с детьми

8.30 -8.55 – НОД 1 подгруппа

9.00 – 9.25 – НОД 2 подгруппа

9.25 – 10.00 - индивидуальная и подгрупповая работа с детьми⃰

6.00 - 6.20

8.00 – 8.15 - консультирование педагогов-воспитателей

8.15 – 8.30 - подготовка к занятиям

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми⃰ - индивидуальные занятия 15 мин., подгрупповые занятия (3 – 5 чел.) – 20 мин., количество детей по усмотрению учителя – логопеда, в зависимости от динамики достижений дошкольников.

ИТОГО: рабочее время в неделю - 20 часов

- работа с детьми – 15ч 15мин – 76, 25 %

- работа с педагогами - 1ч – 5 %

- работа с родителями – 40 мин. – 3,3%

- работа с документацией. – 1ч 50мин – 9,2 %

- работа по оснащению педагогического процесса - 1ч 15мин –  6,25%

ЛИТЕРАТУРА

1.Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2.ДЕТСТВО: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.:  Детство-Пресс, 2000

3.Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации, М, Баласс, 2007

4..Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия  в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

5.Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи»./ под ред. Гаркуши Ю.Ф., М., 2002

6.Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ   Сфера, 2007.

6.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.

8.Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993

9.Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006

10.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005

11. Поваляева М.А. Справочник логопеда. –Ростов-на-Дону, 2002.

12.Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и  образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

15.«Преодоление ОНР у дошкольников»./ под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий центр, 2007

13.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)

14. И.,Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. -С-П., 1999.

15.Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ», М., Творческий центр, 2003

16. Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В.  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.  Москва « Просвещение», 2008

17.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991

18.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». 4.1. Первый год обучения и второй год обучения,  М., «Альфа», 1993

19.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 40»

ГОДОВОЙ ПЛАН

(1-й год обучения, старшая группа)

Составила учитель – логопед

Буслаева Надежда Ивановна

Татарстан

г. Нижнекамск

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

Изучение инструктивно – методических документов, приказов, писем вышестоящих организаций

в течение года

2.

Участие в проведении ПМПк. Сопровождение детей, нуждающихся в помощи логопеда.

в течение года

3.

Диагностическое обследование детей по заявкам педагогов и родителей группы №7.

сентябрь - октябрь

4.

Изучение, обобщение и распространение практического опыта работы среди коллег.

в течение года

5.

Составление планов и организация мероприятий на учебный год.

в течение года

6.

Составление динамики развития детей.

каждый квартал

7.

Составление отчета эффективности работы за год

май

8.

Продолжить работу по оснащению педагогического процесса.

в течение года

9.

Участие в педсоветах, семинарах – практикумах, консультациях. МО  в рамках детского сада, города.

в течение года

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

Диагностическое обследование детей группы №7 в рамках ПМПк  по заявкам педагогов и родителей группы

сентябрь- октябрь

2.

Сопровождение детей, нуждающихся в помощи логопеда.

в течение года

3.

Консультативное обследование с привлечением других специалистов (психоневролога, педиатра, психолога, воспитателей, инструктора по физвоспитанию, музыкальных работников, старшей медсестры)

в течение года

4.

Проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и коррекционных групп.

в течение года

5.

Консультирование родителей логопедических и массовых групп.

в течение года

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1.

Организация и проведение родительских собраний

раз в квартал

2.

Проведение индивидуальных консультаций с целью информирования об успехах и трудностях  в работе с детьми.

в течение года

3.

Оформление стенда для  родителей.

в течение года

4.

Проведение открытых логопедических занятий и фрагментов занятий.

в течение года

5.

Проведение семинаров – практикумов, тренингов.

в течение года

6.

Помещение в папку – передвижку консультаций

в течение года

7.

Посещение на дому

в течение года

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

1.

Составление перспективного плана

август

2.

Обсуждение итогов обследования

каждый квартал, конец года

3.

Консультации для воспитателей, соответственно годовому плану на педсоветах, семинарах - практикумах

в течение года

4.

Совместное составление сценариев для утренников и развлечений

в течение года

5.

Совместная подготовка и проведение родительских собраний и других мероприятий для родителей

в течение года

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

1 Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).

3. Подготовка  к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

4. Развитие навыков связной речи.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

I КВАРТАЛ

(СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ)

Сентябрь I - I I недели – обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.

1-й раздел. Звукопроизношение.

1. Закрепить в речи чистое произношение свистящих звуков у всех детей.

2. Закончить формирование правильной артикуляции шипящих звуков у всех детей и начать автоматизацию в слогах и словах.

3. Формировать правильную артикуляцию звука [р].

2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова.

1. Работать над двухсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (фонтан, стакан).

3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

1. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных  [а], [у]. [о]. [и] в словах; в выделении согласных  [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков; в выделении конечных согласных  [т], [п], [н], [м], [к] в словах.

2. Закрепить умение производить анализ и синтез обратных слогов типа ат, уп, он, им, а также прямых слогов типа та, пу, но, ми. 

3. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их рахличиях.

4. Познакомить детей с согласными звуками: [б],[д],[г],[ф],[бь],[дь],[гь],[фь]. Научить детей выделять их из ряда звуков, слогов, слов, анализировать обратные слоги с ними.

5. Дать представление о твердости – мягкости, звонкости – глухости согласных.

6. Учить выделять пройденные согласные из слов.

4-й раздел. Развитие общих речевых навыков.

1. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания, используя упражнения, отработанные  в средней группе.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи.

3. Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.

4. Активно работать над интонированием  речи; развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями, в играх – диалогах.

5. Продолжать развитие силы голоса в упражнениях и играх.

6. Проводить специальные упражнения, формирующие умения правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.

5-й раздел. Лексика.

1. Сформировать представления об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Ввести в активный словарь:

- существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад;

- прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный. Пасмурный, ясный, короткий, длинный;

- глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать;

- наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.

2. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представление о многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь:

- существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна;

- прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.

3. Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах и фруктах, о сборке урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму. Ввести в активный словарь;

- существительные: овощи, фрукты; помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; огород, сад, грядка, дерево;

- прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;

глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать.

4. Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Ввести в активный словарь:

- существительные: мухомор, боровик, подосиновик, лисичка; земляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода, ножка, шляпка;

- глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать;

- прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, мягкий, душистый;

- наречия: вкусно, сладко, кисло.

5.Уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначениях (об одежде, обуви, посуде, игрушках); их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Ввести в активный словарь:

- существительные: одежда, обувь, посуда, игрушка; мяч, машина, кубики, кукла, мишка, пирамидка, конструктор; комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан; галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки; чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, масленка, солонка, хлебница.

- прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный; резиновый, кожаный, легкий; стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный;

- глаголы: носить, надевать, обувать, играть, пить, есть, готовить, резать, чистить.

6. Использовать разнообразные приемы (инструкции, указания, беседы), способствующие обогащению и активизации словаря.

6-й раздел. Развитие грамматического строя речи.

1. Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.

2. Упражнять детей в употреблении форм родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по всем лексическим темам.

3. Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.

4. Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, из, по. Научить использовать в речи простые предлоги: над, под.

5. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

6. Закрепить в речи формы повелительного наклонения глаголов.

7. Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы).

8. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.

7-й раздел. Обучение связной речи.

1. Учить составлять предложения  из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действий, на заданную тему.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них. Помочь перейти на качественную новую ступень ведения диалога – от соучастия к сотрудничеству.

3. Развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы – описания по всем лексическим темам по предложенному плану.

8-й раздел. Грамота.

1. Познакомить детей с буквами: Б, Д, Г, Ф.

2. Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе.

3. Упражнять детей в узнавании изученных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга букв, в нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно зеркально написанных букв.

4. Упражнять детей в чтении сначала закрытых слогов с новыми буквами, потом открытых слогов, а затем слов и предложений, состоящих из двух – трех слов.

II КВАРТАЛ

(ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)

1-й раздел. Звукопроизношение.

1.Продолжить у всех детей автоматизацию шипящих звуков в словах, предложениях, рассказах и в обыденной речи.

2. Закончить формирование правильной артикуляции звука [р] у всех детей и начать его автоматизацию в слогах, словах.

3. Формировать правильную артикуляцию звука [рь] у всех детей и начать его автоматизацию в слогах, словах.

2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова.

1. Работать над трехсложными словами с закрытым слогом (молоток, утенок).

3-й раздел. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твердости и мягкости, звонкости – глухости согласных.

2. Продолжить знакомство с согласными и гласными звуками. Научить выделять эти звуки из ряда звуков, слогов, слов, производить анализ и синтез слогов с ними.

3. Упражнять детей в выделении пройденных согласных из слов.

3. Учить детей звуковому анализу слов типа: осы, мак.

4. Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих.

5. Ввести понятия: «предложение». Учить составлять графические схемы предложений без предлогов.

•   раздельное написание слов в предложении;

• употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных;

•  точка в конце предложения.

4-й раздел. Развитие общих речевых навыков.

1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх – драматизациях.

2. Продолжать воспитание правильного физиологического речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.

3. Совершенствовать в повседневных занятия навык правильной голосоподачи.

4. Совершенствовать четкость дикции детей, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.

5. Продолжить работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх – драматизациях.

5-й раздел. Лексика.

1. Углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, го явлениях зимней природы, о повадках зимующих птиц, их поведении в разную погоду. Ввести в активный словарь:

- существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь; кормушка, корм, помощь;

- прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, сильный, легкий, голодный;

- глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать.

2. Расширить и углубить представления детей о зимовке диких и домашних животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Ввести в активный словарь:

- существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, барсук; корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака; берлога, дупло, нора, хлев,; запасы, сено, пойло; шуба, мех;

- прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный;

- глаголы: зимовать, питаться, запасать, кормить, поить.

3. Расширить представление детей о транспорте, сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте. Ввести в актвный словарь:

- существительные: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон;

- прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый;

- глаголы: перевозить, грузить.

4. Дать детям представление о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость.

        Расширить представление о труде работников транспорта, детского сада, стройки.

        Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.

        Учить использовать существительные с обобщающим значением. Ввести в активный словарь:

- существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, методист, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщица; портниха (швея), закройщица; каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, кровельщик; пограничник, моряк; экскаватор, трактор, картофелечистка, электромясорубка, пылесос;

- прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый;

- глаголы: водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать; кроить, шить; строить, штукатурить, красить; защищать, охранять;

- наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.

6-й раздел. Развитие грамматического строя речи.

1. Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.

2. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под.

Научить использовать в речи предлоги: перед, за, около, возле.

3. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят.

4. Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные.

5. Ввести в речь глаголы, обозначающие трудовую деятельность людей, характеризующую ее.

6. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова.

7- раздел. Обучение связной речи.

1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действий на заданную тему.

2. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.

3. Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы – описания по предложенному плану.

4. Обучать составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием данного плана.

8-й раздел. Грамота.

1. Познакомить детей с буквами В, Х, ы, С, З.

2. Упражнять детей в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе.

3. Упражнять детей в узнавании пройденных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга букв, в нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

4. Упражнять детей в чтении закрытых слогов с новыми буквами, открытых слогов, слов, предложений.

III КВАРТАЛ.

(МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

1- й раздел. Звукопроизношение.

1. Закончить автоматизацию шипящих звуков у всех детей.

2. Работать над дифференциацией свистящих и шипящих звуков в речи.

3. Закончить автоматизацию звука [р].

4. Формировать правильную артикуляцию звука [рь] и его автоматизацию.

5. Формировать правильную артикуляцию звуков [л], [ль] и их автоматизацию.

2-й. раздел. Работа над слоговой структурой слова.

1. Работать над трехсложными словами со стечением согласных (аптека).

2. Работать над трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, будильник, самосвал).

3-й раздел. Развитие навыков звукового  и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

1. Уточнить и закрепить представление о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости – звонкости, твердости – мягкости согласных.

2. Познакомить детей с новыми звуками, научить анализировать слоги с ними, выделять их из слов.

3. Познакомить детей с правилом правописания: жи – ши пиши с буквой И.

4. Совершенствовать навык фонематического анализа слов типа: кот, уха.

5. Научить звуковому анализу и синтезу слов типа: кит, лось.

6. Упражнять в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определенной позиции в слове (начало, конец, середина слова).

7. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлогов.

4-й раздел. Общие речевые навыки.

1. Продолжить развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх – драматизациях, над активным участием творческом разыгрывании сюжета. Развивать и поощрять речевое творчество детей.

2. Совершенствовать четкость дикции.

3. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.

4. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру.

5. Следить, чтобы дети говорили постоянно в спокойном темпе, правильно брали дыхание.

5-й раздел. Лексика.

1. Обобщать представления о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнить представления о жизни растений весной. Ввести в активный словарь:

- существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход,  почка, мать – и – мачеха, подснежник, травинка, грач, гнездо, насекомое, бабочка, муха;

- прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий;

- глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить.

2. Показать, что весной происходит оживание и бурный рост комнатных растений. Обобщить представление об уходе за комнатными растениями весной. Ввести в активный словарь:

- существительные: растение, кактус, розан, толстянка, бегония, подкормка, рыхление, полив, пересадка;

- прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, опущенный, колючий, рыхлый, влажный, теплый;

- Глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать.

3. Уточнить и расширить представления об аквариумных рыбках, сформировать представления пресноводных рыбах, их образе жизни, повадках, размножении. Ввести в активный словарь:

- существительные: аквариум, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник; меченосец, гуппи, щука, карась, окунь и т.д.;

- прилагательные: прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый;

-глаголы: плавать, охотится, притаиться, размножаться, питаться.

4. Обобщать и расширять знания о родном городе, его истории, его достопримечательностях.

5. Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах, огородах весной. Сформировать представления о культурных растениях поля и их выращивания. Пополнять активный словарь по темам.

6. Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми.

7. Расширить представления о труде работников почты. Ввести в активный словарь:

- существительные: почта, почтальон, сумка, газета, журнал, письмо, открытка, телеграмма, марка, конверт;

- прилагательные: свежий, поздравительный, почтовый;

- глаголы: разносить, получать, отправлять.

8. Уточнить и расширить знания о ПДД. Ввести в активный словарь:

- существительные: движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, милиционер, регулировщик, жезл, свисток;

- прилагательные: дорожный, пешеходный, милицейский;

- глаголы: соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить.

9. Обобщать и расширить знания о жизни насекомых весной, о вредных и полезных насекомых.

10. Обобщить представления о лете, его признаках, жизни животных и растений летом, отдыхе людей.

11. Расширить представления о растениях луга, леса, об охране природы.

6-й раздел. Развитие грамматического строя речи.

1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.

2. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными.

3. Продолжать работу по обучению образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных.

4. Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги.

5. Учить согласовывать числительные два и пять с существительными.

5. Учить образованию и практическому употреблению глаголов в единственном и множественном числе.

7-й раздел. Обучение связной речи.

1. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей.

2. Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов – описаний, загадок – описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок, в творческих пересказах.

3. Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

8-й раздел. Грамота.

1. Продолжить знакомство с буквами.

2. Учить выкладывать новые буквы из палочек, лепить из пластилина, вырезать, «рисовать» в воздухе.

3. Учить находить новые буквы среди наложенных друг на друга изображений букв.

4. Учить разгадывать ребусы и кроссворды с пройденными буквами.

5. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ.

месяц

неделя

тема

Сентябрь

I

Обследование

II

Обследование

III

Осень

IV

Овощи. Огород

Октябрь

I

Фрукты. Сад

II

Овощи-фрукты

III

Деревья, кусты

IV

Грибы. Лес

Ноябрь

I

Одежда

II

Обувь

III

Игрушки

IV

Посуда

месяц

неделя

тема

Декабрь

I

Зима

II

Дикие животные

III

Домашние животные

IV

Новый год

Январь

I

Каникулы

II

Зимующие птицы

III

Мебель. Части мебели

IV

Транспорт грузовой и пассажирский

Февраль

I

Профессии на транспорте

II

Детский сад. Профессии

III

Стройка. Профессии.

IV

Наша Армия

месяц

неделя

тема

Март

I

Весна

II

Перелетные птицы

III

Домашние птицы

IV

Почта

Апрель

I

Моя семья. Части тела

II

Космос

III

Весенние сельскохозяйственные работы

IV

Наш город

Май

I

Правила дорожного движения

II

Насекомые

III

Лето

IV

Полевые цветы Комнатные растения. Аквариумные рыбки

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

I период обучения (сентябрь - ноябрь)

10 недель (2 занятия в неделю, всего 20 занятий)

Номер

занятия

Тема занятия

1.

Развитие общего внимания и понимания речи

2.

Развитие общего внимания и понимания речи

3.

Формирование понятий о действии и предмете

4.

Закрепление понятия о действии (вопросы кто? что? что делает?)

5.

Имена собственные и их уменьшительные формы

6.

Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно – ласкательного значения

7.

Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе

8.

Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе

9.

Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени

10.

Согласование существительного и глагола в числе

11.

Составление трехсловных предложений. Понятие «слово», «предложение»

12.

Составление трехсловных предложений. Понятие «слово», «предложение»

13.

Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию

14.

Согласование числительных один, одна с существительными

15.

Согласование рассказов по демонстрируемому действию

Номер

занятия

Тема занятия

16.

Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У

17.

Пересказ короткого рассказа с использование схемы

18.

Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У

19.

Приставочные глаголы

20.

Пересказ короткого рассказа с использование схемы

II период обучения (декабрь-март)

16 недель (2 занятия в неделю, всего 32 занятия)

Номер

занятия

Тема занятия

1.

Согласование существительных два, две с существительными

2.

Пересказ рассказа с использованием схем

3.

Предлог НА

4.

Предлог НА

5.

Предлог НА

6.

Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе

7.

Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе

8.

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок

9.

Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе

10.

Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе

Номер

занятия

Тема занятия

11.

Согласование местоимений мой, моя с существительными

12.

Согласование местоимений мой, моя с существительными

13.

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок

14.

Предлог ПОД

15.

Дифференциация предлогов НА и ПОД

16.

Падежные конструкции. Предложный падеж существительных с предлогом О

17.

Предложные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам

18.

Предложные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам

19.

Предлог В

20.

Предлог В

21.

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок

22.

Подбор определений  к предметам и объектам (вопросы какой по цвету? какой по форме?)

23.

Подбор определений (вопрос какой по величине?)

24.

Подбор определений (вопрос какой по величине?)

25.

Относительные прилагательные (вопрос какой по материалу?)

26.

Относительные прилагательные (вопрос какой по материалу?)

27.

Относительные прилагательные (вопрос какой по материалу?)

28.

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок

29.

Подбор нескольких определений к предметам и объектам

30.

Подбор нескольких определений к предметам и объектам

31.

Предлоги В, НАД, ПОД

32.

Итоговое занятие

III период обучения (апрель - май)

8 недель (2 занятия в неделю, всего 16 занятия)

Номер

занятия

Тема занятия

1.

Предлоги В, НАД, ПОД

2.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

3.

Согласование прилагательного с существительным в роде

4.

Согласование прилагательного с существительным в роде

5.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

6.

Распространение предложений путем введения однородных определений

7.

Распространение предложений путем введения однородных определений

8.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

9.

Предлог К

10.

Предлог К

11.

Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке

12.

Предлоги К,ОТ

13.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

14.

Глаголы-антонимы

15.

Уточнение пройденных обобщений

16.

Итоговое занятие

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

I период обучения (сентябрь - ноябрь)

Тема занятия

Навыки овладения звуковым

анализом и синтезом

1 – 4

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу. Чтение слогов с пройденными буквами. Выделение начальных согласных звуков.

5, 6

Звук У

Выделение заданного гласного звука из потока звуков.

7,8

Звук А

Выделение заданного гласного звука из потока звуков.

9,10

Звук И

Выделение гласного звука в начале слов (утка, Аня, иголка и т. п.)

11,12

Звуки А,У

Выделение гласного звука в начале слов

13

Звуки У,И

Анализ звуковых сочетаний типа АУ, УИ, АУИ

14

Звуки А,И

Анализ звуковых сочетаний типа АУ, УИ, АУИ

15

Звук М

Выделение согласного звука в начале слов

16

Звук В

Выделение согласного звука в начале слов

17

Звук Н

Выделение согласного звука в начале слов

18

Звук Ф

Выделение согласного звука в начале слов

19

Итоговое занятие

Чтение слогов с пройденными буквами. Выделение начальных согласных звуков.

I I период обучения (декабрь - март)

Тема занятия

Навыки овладения звуковым анализом и синтезом

1

Звук К

Анализ и синтез обратных слогов

2

Звук Т

Анализ и синтез обратных слогов

3

Звук П

Анализ и синтез обратных слогов

4

Звуки К,Т

Анализ и синтез обратных слогов

5,6

Звуки К,Т,П

Определение наличия или отсутствия заданного согласного звука в слове

7,8

Звук Х

Определение наличия или отсутствия заданного согласного звука в слове

9

Звуки К,Х

Определение наличия или отсутствия заданного согласного звука в слове

10

Звук О

Анализ междометий ОХ,АХ,УХ

11

Звуки О,У

Анализ междометий ОХ,АХ,УХ

12

Звуки А,У,И,О

Выделение гласного звука в середине односложных слов

13,14

Звук Й

Выделение согласного в конце слова

15

Звук Ы

Выделение гласного в слове

16

Звуки И,Ы

Выделение гласных в конце слов

I I I период обучения (апрель - май)

Тема занятия

Навыки овладения звуковым анализом и синтезом

1

Звуки А,О,У,

И,Ы

Закрепление полученных навыков

2,3

Звук С

Полный анализ односложных слов

4,5

Звук З

Выделение первого согласного и последующего гласного в словах

6,7

Звук Ц

Выделение первого согласного и последующего гласного в словах

8

Итоговое

Звуковой анализ и синтез


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...

Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...

рабочая программа учителя-логопеда для подготовительной группы

рабочая программа учителя-логопеда на 2016-2017 уч. год...

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей комбинированной группе

Программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3 до 7 лет (Н.В. Нище...

рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе

программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО для детей старшей группы компенсирующей направленности...

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей (подготовительной) группе комбинированной направленности для детей с ТНР

Опубликовано 15.08.2021 - 12:58 - Дяговец Инна ИвановнаНастоящая рабочая программа учителя-логопеда  разработана в целях осуществления коррекционно - образовательной работы с детьми с тяжелы...

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности

Рабочая программа составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающе...