"Речевая готовность детей с ОНР к школьному обучению"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Мельникова Оксана Викторовна

В статье представлен материал, который будет интересен и полезен  родителям воспитанников логопедических групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая готовность детей с ОНР к школьному обучению

 (консультация для родителей)

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  • хорошее физическое развитие ребенка;
  • развитый физический слух;
  • развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
  • нормальное функционирование ЦНС;
  • владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
  • произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
  • познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения:

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок
    должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование правильной, богатой и четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 - 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

У школьников с нарушениями произношения звуков, недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Чтобы не допустить этого нужно:

  • вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи;
  • начать логопедическую работу с ним до школы (чем раньше, тем лучше);
  • ежедневно заниматься с ребенком (выполнять рекомендации логопеда по формированию звукопроизношения, развитию фонематического слуха, лексико-грамматических категории т.е по развитию словаря);
  • занятия должны быть не продолжительными (в пределах 20 минут), но ежедневными.

Чем раньше будет начата работа, и чаще будет она проводиться, тем лучше будет ее результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обеспечение готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению»

Доклад на тему «Обеспечение готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению»...

Доклад "Психологическая готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению"

В докладе раскрыт вопрос "Что такое школьная зрелость?", основные аспекты школьной зрелости, понятие и структура  психологической готовности детей к школе....

"Речевая готовность детей к школьному обучению"

Дорогие родители!Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, по...

СПРАВКА ФРОНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ «Готовность детей подготовительной группы к школьному обучению»

СПРАВКАФРОНТАЛЬНОГО   КОНТРОЛЯ«Готовность детей подготовительной группык школьному обучению»В соответствии с годовым планом МДОУ детский сад № 1 «Улыбка» в период с...

Консультация "Рекомендации родителям по речевой готовности детей к школьному обучению"

Основные речевые критерии готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста....

Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к школьному обучению

Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к школьному обучению...

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей подготовительной группы к школьному обучению"

Психологическая готовность к школе ("школьная зрелость") - комплексный показатель развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального р...