Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к школьному обучению
материал

Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к школьному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к школьному обучению

В 2021-2022 учебном году в МКДОУ  «ЦРР – детский сад № 22» функционирует 2 подготовительные  группы, в которые на 01 сентября 2021 г.  посещало 60 детей .  Педагогом – психологом  Кобзевой А.М. проведено комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста на предмет «Школьной готовности».

I этап диагностики проводился с 14. 09 по 28. 09. 2021 г.

Целью данного этапа являлось: определение школьной зрелости детей, оценка развития произвольности психических процессов, памяти, внимания, умения работать по правилам, действовать по предложенной взрослым инструкции без опоры на наглядность.

Использовались методики:

1. Тест Керна и Йирасека «Школьная зрелость» (сенсомоторное развитие);                                                                                                                             2. Методика Р.С. Немова «Расставь знаки » (развитие внимания);                                3. Методика Т.Д. Марцинковской "Нарисуй что нибудь" ( развитие воображения).                                                                                                                         4. Методика Забрамной С. Д. «Запоминание картинок»  (развитие памяти);                                                                                                 5. Методика Р.С. Немова «Нарисуй недостающие фигуры» (развитие мыслительных операций).

           Процедура диагностики заключалась в следующем:

- в первой и во второй половине дня проводились групповые формы обследования по методикам.

Проведение данных методик осуществлялось в несколько этапов, поскольку дошкольникам, даже подготовительной группы, еще сложно выполнить сразу несколько методик одновременно. Поэтому с детьми в группе проводились 2 методики, действие с которыми не превышало по времени 30 минут. Таким образом, групповое обследование проводилось 2 раза. Причем, те ребята, которые по определенным причинам, не присутствовали в этот момент в группе, выполняли задание по методикам в другие дни ( по 2-3 ребенка).

Итоговая таблица на начало года в подготовительной группе «А»

Высокий уровень ШГ

Средний уровень ШГ

Низкий уровень ШГ

Кол. человек

%

Кол. человек

%

Кол. человек

%

5

16.6

19

63,4

6

20

Итоговая таблица на начало года в подготовительной группе»Б»

Высокий уровень ШГ

Средний уровень ШГ

Низкий уровень ШГ

Кол. человек

%

Кол. человек

%

Кол. человек

%

6

20

20

66.6

4

13,4

В группу риска входят:

- часто болеющие дети (большое количество пропусков)

- дети, посещающие дополнительные занятия и кружки (спортивные секции, соответственно пропускают основные занятия в д/с)

- дошкольники с низкой мотивацией на обучение

Коррекционно - развивающая работа с детьми                          подготовительных группах:

  1. Развивающие психологические игры на развитие психических познавательных процессов и эмоциональной сферы – 1 раз в неделю. Здесь дошкольники не только выполняют различные задания на развитие внимания, памяти и мыслительных операций, но и с помощью игровых приемов учатся слушать друг друга, делятся опытом.
  2. Подгрупповая работа с детьми – 1 раз в неделю (в малых подгруппах в кабинете педагога-психолога) с теми дошкольниками, которые во время обследования показали низкие результаты, по определенным методикам. В работе с детьми используются игровые задания и упражнения, развивающие познавательную деятельность дошкольников, а также развивают личность ребенка, повышая его самооценку.

II этап диагностики проводился с 19. 04 по 30. 04. 2022г.

Педагогом – психологом  Кобзевой А.М. было проведено комплексное обследование детей подготовительных  групп на готовность к школьному обучению.

Целью данного этапа стало: определение школьной зрелости детей, оценка развития произвольности психических процессов, памяти, внимания, мелкой моторики, умения работать по правилам, действовать по предложенной взрослым инструкции .

Использовалась методика:

1. Тест Керна и Йирасека «Школьная зрелость» (сенсомоторное развитие);

Итоговая таблица в подготовительной группе «А» на конец года

Высокий уровень ШГ

Средний уровень ШГ

Низкий уровень ШГ

Кол. человек

%

Кол. человек

%

Кол. человек

%

18

60

11

36,7

1

3,3

Итоговая таблица в подготовительной группе «Б» на конец года

Высокий уровень ШГ

Средний уровень ШГ

Низкий уровень ШГ

Кол. человек

%

Кол. человек

%

Кол. человек

%

24

80

6

20

0

0

Следует отметить к  концу года видна положительная динамика в развитии у детей предпосылок учебной деятельности: высокий уровень – 42 (70%)  дошкольников, средний – 17 (24,8),  низкий уровень -1 (1,6%) .

Результаты мониторинга по готовности 60 выпускников               МКДОУ «ЦРР - детский сад  №22» к школе                                                                   (на основании целевых ориентиров)                                                                                                                       за 2021-2022 учебный год.

№ п/п

Целевые ориентиры

Процент воспитанников

Высо

кий

уро

вень

уровень выше среднего

Сред ний

уро вень

Уро

вень ниже сред

него

Низ

кий

уро

вень

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

      40%

43%

     12%

5%

     0%

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

41.4%

34.5%

24.1%

0%

0%

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

35%

20.3%

39.7%

5%

0%

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

35.4%

22.5%

36.1%

6%

0%

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

45%

39,8%

5,2%

0%

0%

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

46,3%

38%

15.7%

0%

0%

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

38%

24%

38%

0%

0%

Средний процент

40,1%

31,7%

26%

2,2%

0%

По полученным данным имеют высокий уровень 40,1% детей , на уровень «выше среднего», 31,7% детей;  средний уровень- 26% Дошкольников, чьи качества личности ребёнка и степень их сформированности «ниже среднего» -  2,2 %; 0% составляют дети с низким уровнем. Наиболее развитыми оказались такие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как обладание установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда владение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; способности выбора рода занятий, развитие крупной и мелкой моторики пальцев; владению основными движениями, умению контролировать движения и управлять ими.