ПРОЕКТ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ: «Подготовка детей подготовительной группы к школьному обучению»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Материаллы для работы с родителями по подготовки детей к школе. Рекомендации родителям, анкеты, памятки, консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_rabote_s_roditelyami_po_predshkole.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ
по работе с родителями

на тему:

«Подготовка детей подготовительной группы к школьному обучению»

Воспитатели ЦРР ДОУ №123

Юдаева Р.Н.

Приданникова М.В.

Цель:

1.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению

Обозначение задач для родителей по подготовке детей к школьному обучению

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

 

  1. Вводное родительское собрание "Скоро в школу"
  2. Анкетирование родителей "Что, по вашему мнению,
    необходимо сделать за предстоящий учебный год для
    подготовки детей к школе? Какой помощи вы ждете от
    детского сада?"
  3. Оформление информационного стенда "В помощь семье
    первоклассника"
  4. Индивидуальные консультации по результатам
    психолого-педагогического тестирования на начало года.
  5. Заседание семейного клуба "Определение роли родителей
    в предшкольной и школьной жизни ребенка".
    Консультация "Привычные и непривычные способы
    коммуникации".

  1. Анкетирование родителей "Мое мнение о школьной
    жизни ребенка".
  2. Заседание семейного клуба: консультация: "Что нужно
    знать о психологической готовности ребенка к школе",
    консультация психолога.
  3. День открытых дверей "Детский сад — как социально-
    педагогическая среда, интегрирующая интересы школы,
    семьи и ребенка". Посещение открытых занятий.
  4. Совместное проведение досуга "Родители — детям: беседа
    о профессии врача".

  1. Анкетирование "Достаточно ли внимания вы уделяете
    ребенку?"
  2. Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком.
  3. Заседание семейного клуба "Игровое общение с
    ребенком". Практикум: "Игры в семье для подготовки
    детей к школе".
  4. Семейный творческий конкурс "Новогодние поделки".
  5. Консультация "Обучение раннему чтению".

  1. Анкетирование "Каков социальный опыт моего ребенка?"
  2. Консультация логопеда "Нарушение звукопроизношения
    и грамотность".
  3. Заседание семейного клуба "Гиперактивные дети".
  4. Семинар - практикум "Развиваем мелкую моторику".

Совместное проведение досуга "Рождественские
посиделки".
 

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАИ

 

  1. Родительское собрание: "Развитие коммуникативных
    способностей, познавательной активности у детей 6-7 лет.
  2. Заседание семейного клуба "Формирование привычки к
    здоровому образу жизни".
  3. Совместное проведение досуга "Спортивный праздник
    "Вместе дружная семья".
  4. Консультация психолога "Помогаем ребенку осваивать
    новую социальную роль".
  5. Консультации для родителей: "Как выбрать программу
    обучения для своего ребенка".

  1. Экспресс - опрос "В чем причина трудностей
    первоклассника"
  2. Круглый стол "Мой образ первоклассника". Встреча с
    учителем школы № 20. Практикум "Домашняя
    подготовка к школе в играх на ходу."
  3. Совместное проведение досуга: Родители - детям:
    "Беседы о профессиях — милиционер.
  4. Консультация: "Как выбрать школу?"

  1. Тест "готовы ли вы отдать ребенка в школу".
  2. Заседание семейного клуба "Мой образ первоклассника"
    Тест — рисование: "Каким я вижу своего ребенка в школе"
  3. Индивидуальные консультации по итогам психолого-
    педагогического тестирования на конец года.
  4. Родительское собрание. Подведение итогов учебного
    года.
  5. Семейный творческий конкурс "Выходной вместе".
  6. Совместное проведение досуга. Родители - детям: "Мое
    увлечение".
  7. Консультация "Готовим руку к письму", пальчиковая
    гимнастика, игровые упражнения.

  1. КВН с родителями "Идем в школу"
  2. Заседание семейного клуба "Лето перед школой".
  3. Участие в проекте "Здравствуй школа"
  4. Консультация для родителей "Леворукий ребенок".

Памятка родителям будущих первоклассников

«Первые шаги по выбору школы»

1. Убедитесь в том, что именно сейчас самое подходящее время выбирать школу для своего ребенка: и возраст соот ветствует, и здоровье в норме.

2. Поделитесь своими планами с ребенком. Поинтересуй тесь его мнением на этот счет, отнеситесь уважительно к его любому мнению. Выслушайте его аргументы, доброжелательно без давления обсудите возможные варианты выбора школы и прогнозируемые плюсы и минусы этого выбора.

3.  В разговоре с ребенком лучше избегать критических высказываний в адрес школьных учителей и системы обра зования в целом.

4.  Если проблема выбора школы решена как бы сама со бой (во дворе дома стоит вполне приличная школа с хоро шей репутацией), все же неплохо поинтересоваться, по ка кой образовательной программе учат детей, соответствует ли она склонностям вашего ребенка, уровню его подготовлен ности?

5.  Если вы облюбовали школу с престижным названием, помните, что во многих новых экспериментальных школах отработка методических и других сторон обучения находит ся в стадии оформления: учебная нагрузка может не учиты вать физиологических особенностей детей 5—6 лет, характе ра их познавательной деятельности. Не поленитесь поинте ресоваться мнением о школе у родителей, дети которых уже обучаются в данной школе: насколько реализуется на их взгляд то, что провозглашается в образовательной концеп ции данного учебного заведения.

6.  Поинтересуйтесь правилами и исключениями из правил относительно записи в школу, подготовьте ребенка эмоцио нально к прохождению собеседования и иным процедурам принятия в школу.

7. Вероятно, вы знаете, что Министерство образования РФ занимает четкую позицию в вопросе диагностических про цедур при приеме в школу, подчеркивая, что «исходной це лью любого тестирования при приеме в школу может быть только корректировка процесса обучения с учетом индиви дуального развития поступающего в школу».

8.  Если вашему ребенку предстоят тестовые испытания, старайтесь не заражать его собственным беспокойством, иначе ребенок просто не выдержит эмоционального напря жения.

Консультация

Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе

Большинство детей, как правило, развиваются неравномерно. Одни способности могут опережать развитие других. К сожале нию, бывает так, что опережающее развитие может оказаться невостребованным в начальной школе. Скажем, абстрактное мыш ление оказывается нужнее в более старшем возрасте. Зато недо развитие мелких мышц руки («тонкая моторика») может серьез но испортить жизнь и ребенку, и его родителям. Надо сказать, что сочетание неодинаково развитых способностей встречается час то. У недооцененного ребенка в начальной школе может даже сложиться комплекс неполноценности. Ведь в начальной школе дети формируют свое представление о себе на основе оценки учителя и родителей. Позднее, в старших классах негативную са мооценку бывает очень трудно исправить. При этом, далеко не всем известно, что именно стойкий неуспех в учебе снижает ин терес к учению, и тогда ребенок может начать поиск себя вне школы. Поддержать ребенка в овладении школьными навыка ми — задача, решение которой может определить всю его даль нейшую жизнь.

В практике чаще всего обнаруживаются следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6—8 лет.

1. Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.

2.  Неполные зрительные и зрительно-пространственные пред ставления.

3. Задержка развития мелкой моторики рук.

4.  Недостаточно развитое внимание.

5. Недостаточно развитая произвольность.

6.  Нарушение формирования учебной мотивации.

7.  Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, аг рессия).

8.  Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).

9.  Высокая утомляемость.

Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничать с логопедом, остальные проблемы решаются преимущественно пси хологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом. Иными словами, психолог направ ляет коррекционно-развивающую работу в той мере, в какой вы явленные проблемные зоны развития ребенка соответствуют его компетенции.

Надо сказать, что данные исследований свидетельствуют, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, активность, любозна тельность, способность фантазировать, сочувствовать и сопережи вать для ребенка оказываются более важными в дальнейших жиз ненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная по слушность, зависимость от других.

Известно, что у большинства первоклассников есть проблемы с вниманием. Ребенок 6—7 лет, как правило, способен произволь но удерживать внимание около 20 мин. После этого наступает утомление и учителю приходится использовать особые приемы, чтобы дети были работоспособны в течение всего урока. Внима ние связано, во-первых, с работоспособностью. Некоторые дети утомляются крайне быстро. Чаще это те, чьи мамы имели ослож нения беременности и родов, однако встречаются и другие при чины. Утомление чаще всего бывает двух видов. Одно проявляет ся классически: уставший ребенок начинает зевать, становится сонным, работу продолжает выполнять формально. Нужно дать ему отдохнуть: например, переключить на другую, более привыч ную и интересную деятельность. Другой вид утомления может обескураживать: некоторые родители считают, что их ребенок вообще не устает, настолько он подвижен, активен. Утомление проявляется парадоксально: чем больше ребенок устал, тем бо лее подвижным он становится. Это проявляется также в отвлекаемости: дети начинают реагировать на все случайные раздражи тели, движения руки становятся все более размашистыми, вы полняемая работа также приобретает черты формальности. Таких детей невозможно, да и вредно заставлять сидеть тихо: набегав шись, активный ребенок постепенно сможет вернуться к учению. Наконец, время от времени встречаются дети, которые испыты вают пресыщение, скуку: они уходят в мир своих игр и фантазий, все меньше реагируя на требования учителя. При утомлении у детей ухудшаются:

—  переключение (уставший ребенок не способен следовать за мыслью учителя);

—  концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей сказанное учителем, делает все больше ошибок при само стоятельной работе, становится все более отвлекаемым);

—  распределение внимания (ребенок испытывает затруднения при совмещении двух видов работы, например, при списы вании текста, при работе по образцу).

У разных детей могут быть слабыми разные формы внимания. От этого зависят и рекомендации психолога. Внимание также связано с произвольностью или волей. Если ребенок предприни мает специальные усилия, чтобы выполнить ту или иную работу, ставит перед собой определенную цель — можно говорить о про извольном внимании. Именно способность к произвольному вниманию является главной в учебной деятельности. Говоря о ребенке, как о невнимательном, мы имеем в виду именно произ вольное внимание.

Произвольность обусловлена общим развитием ребенка, в осо бенности речевым. Способность к произвольному вниманию, сле дованию поставленной цели формируется постепенно. В первую очередь это происходит в процессе игры. Наверное, вы обратили внимание, что игры детей меняются с возрастом. Когда ребенок научился играть в ролевые игры (дочки-матери, например), и, тем более, в игры с правилами (резиночка, игры с фишками, шашки, шахматы), тогда и можно говорить о достаточном развитии про извольности, в том числе произвольности внимания. Поэтому пси хологи и педагоги рекомендуют родителям обеспечить условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка — это его работа, как потом его работой станет учение.

Произвольность, или способность следовать поставленной цели, зависит также от способности сформулировать, представить себе цель. Для этого надо научиться мысленно представлять себе не только цель, но и конкретные способы ее достижения. Умение представить себе цель и спо собы ее достижения предполагают способность сравнивать полу ченный результат с планируемым. Если постановка цели связана с будущим, то оценка — с прошлым, с умением вернуться назад.

        При недостаточном развитии внимания у ребенка коррекция должна быть направлена в первую очередь на развитие критичнос ти, наблюдательности, речи. Часто недостаточное внимания влияет на наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие. Происходит это примерно так: чтобы рассмотреть предмет, мы должны обвести его взором. Невнимательные люди не успевают рассмотреть детали, в памяти остается искаженный образ. Недостаточность зрительных представлений вызывает плохое запоминание образа буквы, что приводит к ошибкам при письме. Поэтому психологи могут реко мендовать упражнения по развитию умения слышать и видеть.

Все способности тесно переплетены между собой. Психологу важно найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей кон кретные пути решения проблемы.

Опыт показывает, что в возрасте 6—8 лет некоторые дети пи шут буквы и числа зеркально. При этом также наблюдается «зер кальное» чтение (перестановка букв в словах) и затруднения в лево-правой ориентировке в пространстве. С возрастом, по мере овладения навыками чтения и письма, эти нарушения, как прави ло, проходят. Тем не менее остается группа детей, продолжающих «зеркалить». Чаще всего упорно «зеркалят» левши или так называ емые «скрытые левши».

        Процесс овладения чтением и письмом очень сложен. В нем задействованы многие системы мозга. Для того, чтобы понять, на сколько непросто научиться читать и писать, представьте себя изу чающим арабскую или китайскую письменность. При обучении чтению и письму ребенок должен запомнить зрительный образ буквы, запомнить, какому изображению соответствует определен ный звук, должен научиться анализировать звуковой и буквенный состав слова. «Зеркалящие» дети могут путать похожие буквы («б» и «д»), путать числа, скажем, 17 и 71. Понятно, что такая путаница не способствует письму и счету без ошибок. Кроме того, ребенок должен усвоить, что при письме и чтении звуки и буквы нужно как бы нанизывать на бусы по очереди, в строго определенной последовательности. Он учится удерживать в памяти предыдущие буквы и звуки, объединяет их, а затем соотносит полученное соче тание звуков с определенным смыслом. Ребенок тем лучше справ ляется, чем большей усидчивостью, внимательностью и умением слушать обладает.

Родителям лучше первые две четверти оставаться рядом с пер воклассником, особенно при выполнении первых домашних зада ний.

Консультация-практикум

О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений

В настоящее время родителям предлагается большое количе ство книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Родители  могут более целенаправленно использовать коррекционно-развивающие упражнения и игры, активно и свободно играть с ребенком в эти игры дома.

Игра «Солдатики»

В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу командира — взрослого солдатик-ребенок поворачи вается налево, направо, поднимает левую (правую) руку. По ана логии можно играть в робота — ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повер нуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

Игра «Убиральная машина»

Обычно родители хорошо знают как заставить своего ребенка убирать за собой игрушки. Однако требование беспрекословного выполнения не только сложно (ведь ребенок еще не научился подчиняться необходимости), но и опасно, так как формирующая ся воля ребенка может сломаться на всю жизнь. Тем не менее переходить от «хочу» к «надо» необходимо. Предлагаем вариант игры, где «хочу» и «надо» соединяются: пусть ребенок побудет «убиральной машиной». «Включите» его и сами периодически про веряйте, хорошо ли «убиральная машина» работает. Иногда ее приходится «чинить». Дети могут в роли машины совершать настоя щие чудеса. Эта игра хороша для тех, у кого еще не сформирована собранность или произвольность.

Упражнение «Учимся чувствовать время»

Очень важно приучать ребенка чувствовать время. Категорию времени ребенок осваивает долго. Пожалуй, о сформированности временных пред ставлений можно говорить только к 10 годам. Тем не менее, про блемой временных представлений заниматься надо. Ощущение времени тесно связано с умением планировать свою деятельность, контролировать результаты. Следовательно, оно связано с произ вольностью. Время — это цепь событий, выражение их последова тельности. Формирование ощущения времени развивает «после довательные» виды деятельности: чтение, письмо. Дошкольник видит мир как бы вне времени, целиком. Для него несущественно, где начало и где конец. При освоении чтения или письма ребенок может, как при рисовании, начать читать или писать в обратном порядке, а может и в прямом. Для него этот порядок пока не важен. Только с освоением элементов времени усваивается строгий по рядок чтения и письма. Поэтому, развивая способность ребенка чувствовать время, вы развиваете его лево-правую ориентировку, а также способность следовать поставленной цели. Кроме того, ос воение категории времени связано с формированием абстракт ных моделей реальности: обратите внимание на то, что у взрослых за понятиями «минута» или «час» стоит некая обобщенная кар тинка, неподвижная или движущаяся. Формировать у ребенка чув ство времени можно на любых занятиях (представление о време нах года, месяцах, сутках). Скажите, например, что играть в ком пьютерные игры он может ровно полчаса: это половина круга, который пройдет большая минутная стрелка. Пусть ребенок сам скажет вам, прошли полчаса или нет. Проверьте его. При выполне нии домашнего задания (чтение) объявите ребенку, что читать надо 15 (20) мин. Покажите ему на часах, как изменит свое поло жение стрелка. Во время игр на улице, когда уже пора домой, ска жите ему, что он должен идти домой через 5 минут — это ровно столько, сколько времени ему надо, чтобы обойти дом. Помните, чем большее пространство самостоятельно освоил ребенок, тем легче ему представить длительный временной промежуток.

Упражнение «Зеркало-1»

Если ребенок «зеркалит», вспомните, что подобное можно вы лечить подобным. Продиктуйте ему буквы, цифры и числа, которые он обычно изображает неправильно. А потом приставьте зер кало. Пусть ребенок сравнит зеркальное изображение с тем, что написано на листе. Пусть напишет буквы и цифры так, как они видны в зеркале.

Задание «Разложи картинки»

Полезно разложить по порядку картинки, связанные одним сюжетом, и придумать о них связный рассказ. Такие картинки ча сто встречаются в детских журналах. Можно взять старые «Весе лые картинки» и вырезать оттуда сюжетные иллюстрации, перепу тав порядок событий.

Рисование историй (последовательность событий) Нужно придумать и нарисовать сказку или последовательные картинки к существующим сказкам: что было вначале, что стало в конце.

Упражнение «Зеркало-2»

Попросите ребенка повторить вашу позу в зеркальном отобра жении.

Игры с фишками

Они дают представление о натуральном ряде чисел, развивают внимание, зрительное восприятие, умение работать вместе.

Игра «Почта»

Разделите лист бумаги на четыре квадрата. Попросите ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыб ку) по словесной инструкции. Например: «Нарисуй красный кру жок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать лучше с простых «адресов», заканчивать сложными. Если ребенок затрудняется, можно начать игру с целого листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу».

Упражнение «Отыскивание букв по Азбуке»

Участвовать могут несколько детей, тогда Азбука должна быть большая и висеть на стене. Спрашивайте аналогично предыдуще му заданию: «Какая буква находится на две буквы вниз и одну букву направо от буквы М?»

Игра «Левее-правее»

Вариант игры «Горячо — холодно». Наряду со словами «горя чо — холодно» говорим «левее — правее», пока ребенок ищет спря танный сюрприз.

Игра «Отгадай число»

Взрослый задумывает число (в пределах десятка или сотни, в зависимости от подготовки ребенка), а ребенок пытается его отга дать за наименьшее количество ходов. Тот, кто загадал число, мо жет отвечать только «больше» или «меньше». Потом партнеры меняются. Когда число загадывает взрослый, он может объяснить ход своих рассуждений и даже нарисовать картинку числового ряда (можно взять портновский сантиметр). Например: «Я назы ваю число 5, так как оно находится посередине числового ряда от 1 до 10. Затем следующий отрезок делю пополам, и так далее, пока не отгадаю».

Игровое задание «Поиск клада»

Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или всей квартиры. На нем обозначьте место, где вы спрятали для ре бенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае зат руднения можно комментировать поисковую активность словами «горячо — холодно», а также «левее — правее», «выше — ниже».

Упражнение «Придумай и отгадай загадку»

Вы с ребенком по очереди отгадываете придуманные загадки, например: «Белое, холодное, пушистое?» (Снег.) Загадки могут быть про вещи и предметы, расположенные рядом с играющими, в поле их зрения.

Игра «Следопыты»

Предложите ребенку найти все круглое, все квадратное, дере вянное.

Похвалите за усилия. В такие игры лучше играть совмест но с другими детьми: сестрами, братьями, детьми-соседями. Эти игры уместны на прогулке, по дороге в магазин, в утомительной очереди, в транспорте, дома и на даче.

Консультация-практикум

Упражнения на развитие тонкой моторики рук

Для большего эффекта желательно придерживаться следующих психолого-педагогических условий:

—  использовать прописи-чистовики для ребенка, имеющего трудности с тонкой моторикой;

—  оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хва лить даже за небольшие успехи; не торопиться переходить к написанию слов и фраз, можно сосредоточиться на письме отдельных букв;

—  ни в коем случае не заставлять ребенка переписывать набе ло (будет получаться все хуже и хуже);

—  соблюдать принцип постепенности и умеренности нагруз ки, опираться на игру, чередовать нагрузки с релаксацион ными упражнениями;

—  упражнения должны доставлять ребенку удовольствие, не

превышать 10—15 мин.

♦ Постановка руки.

Многие дети, имеющие трудности с пись мом, неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользо ваться известным способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три мет ки: одна — на ручке, другая — на подушечке указательного пальца, третья — на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится

ручка.

♦ Штриховка.

Упражнения выполняются по принципу возрас тающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом не большое лекало или другую несложную плоскую форму. Затем ре бенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, гори зонтали, наискось). Перед началом работы педагог должен показать детям образец штриховки.

♦ Раскраска.

 Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, ста раясь работать как можно аккуратнее. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.

♦ Копирование контура булавкой.

Ребенку предлагается скопи ровать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалы вая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также неболь шая подушечка из поролона. Полученный рисунок можно потом

раскрасить.

♦ Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, рас плетание. Это может быть работа с бельевой веревкой, со шнурка ми. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревно ваться на скорость. По мере освоения упражнения дают все более

тонкую веревку.

♦ Вырезание ножницами по контуру.

 Например, фигуру бумаж ной куклы, машины.

♦ Изготовление мелких поделок из бумаги. 

Для этого вида работы потребуются соответствующая книга из детской библиотеки, нож ницы, клей, ватман.

♦ Работа с мелким конструктором, мозаикой.

Важна также рабо та по образцу.

Консультация-практикум

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, обязательно до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно умень шить или увеличить в зависимости от желания ребенка.

♦ Упражнение «Приветствие футболистов».

Дотронуться до каж дого пальца-футболиста и поздороваться: «Здравствуйте! Здрав ствуйте!» Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соеди няет большой палец руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно. Повторить 5 раз.

♦ Упражнение «Волны». 

Ребенок пытается сделать «волны» кис тями рук (как умирающий лебедь). Повторить обеими руками 2— 3 раза.

♦ Упражнение «Крестики-нолики». 

Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца.

♦ Упражнение «Колокольчики».

Ребенок в течение 30—60 с по тряхивает кистями рук.

♦ Упражнение «Змейка».

 Ребенок пытается дотронуться кончи ками указательного, среднего и остальных пальцев в отдельности то до основания этого же пальца, то как можно дальше до ладони. Повторить обеими руками 3—4 раза.

♦ Упражнение «Музыка».

Ребенок совершает волнообразные дви жения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3—4 раза.

♦ Упражнение «Ножницы». 

Ребенок пытается соединить паль чики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести указательный палец от осталь ных, крепко сжатых. Повторить 5 раз.

♦ Упражнение «Круги».

 Ребенок пытается рисовать «круги» в воз духе каждым пальцем обеих рук. Повторить 5 раз.

♦ Массаж пальцев. 

Ребенок сам или с помощью взрослого дела ет массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончи ков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течение 1—2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж проводится в начале, се редине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.

После проведения пальчиковой гимнастики можно поиграть с ребенком в игру «Театр теней», научив изображать из пальцев пер сонажей теневого театра (собаку, утку, лань). Для игры удобно ис пользовать фильмоскоп без пленки.

Любящему родителю на заметку

«Когда вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»

1.  Наказание не должно вредить здоровью — ни физичес кому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать — это, скорее, лишить ребенка хороше го, чем делать ему плохое.

2.  Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывай те, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мяг ки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», ни каких наказаний «на всякий случай»!

3.  За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание — только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний — блюдо не для детской души.

4.  Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например за проступки, обнаруженные   спустя неделю, месяц, а то и год, — это чревато риском задержки ду шевного развития.

5.   Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6.  Без унижения.  Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!

7.  Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева, а нашего огорчения...

8.  Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.

9.  Наказание — не за счет лишения любви. Что бы ни слу чилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание должно посеять не сомнение в родительской люб ви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят. Напротив, при дефиците любви наказанием становится сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.

Уважаемый родитель!

Вашему ребенку скоро исполнится шесть лет. Окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап жизни со строгим планомерным обу чением, с пятибальной оценкой успехов и дости жений ребенка, с «рабочей» неделей в пять или шесть дней.

Первого сентября ваш ребенок придет к порогу своей первой школы, станет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс, вслед за своей первой учительницей. Его экзаме ны впереди! Наши же, родительские — мы сдаем на протяжении всей жизни! Не правда ли?

Пред лагаем вам в преддверии школьной жизни детей поразмышлять над некоторыми вопросами и отве тить  на них письменно.

1.  Что лично для вас означает выражение: «уметь учиться в школе» (нужное подчеркните, при необ ходимости дополните): «Получать хорошие оцен ки», «Слушаться учителя и не шалить», «Знать и выполнять все правила школьной жизни».

2.  Считаете ли вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в своей семье? (Да, нет, трудно сказать). Если да, в чем она проявляется?

3.  Какую позицию вы готовы занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребенка умения справляться с новыми для него обязанностями (нужное подчеркните, дополните при необходимо сти): усилите требовательность к ребенку и конт роль; возьмете на себя основную нагрузку забо титься о новых обязанностях ребенка, как-то еще будете проявлять свою активность (дополните).

4.  Есть ли у вашего ребенка желание учиться во обще и в школе в том числе? (Да, нет, трудно ска зать.) На основании чего вы так считаете?

5.  Попадалась ли вам в руки книга (статья) по под готовке ребенка к школе, вызвавшая ваш инте рес? (Да, нет, не помню.)

Анкета

Мое мнение о школьной жизни ребенка

Родители, обеспокоенные подготовкой к школе, ожидают успехов и достижений в ущерб эмоциональному самочувствию ребенка.

Родители редко одобряют и поддерживают ребенка, не обраща ют внимания на внутренние переживания им своего нового ста туса. Все это, индикаторы эмоционального не благополучия ребенка, поступающего в школу, это задерживает школьную адаптацию.

В чем родители дошкольников отвечают за готовность ребенка к школьной жизни? С какими чувствами ожидают встречу со шко лой?

1.  Что лично для Вас означает выражение: «Уметь учиться в школе»? (Нужное подчеркните, при необходимости дополните.) «Получать хорошие оценки», «слушаться учителя и не шалить», «знать и выполнять все правила школьной жизни»._______________

2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребе нок получает в семье? (Да, нет, трудно сказать.) Если да, то в чем она проявляется?___________________________________________

3. Когда ребенок пойдет в школу, Вы (нужное подчеркните, до полните при необходимости): усилите требовательность и конт роль; возьмете на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка, как-то иначе проявите свое участие.____________________

4.  Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать новое и учиться в школе? (Да, нет, трудно сказать.) Почему Вы так считаете?_______

5.  Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребенка к школе, вызвавшая у Вас интерес? (Да, нет, не помню.)____________

Экспресс-опрос

В чем причина трудностей первоклассника?

Цель: изучить мнение родителей о причинах затрудненной адап тации детей к школе.

Предложите родителям выбрать один фактор, с которым они склонны связывать трудности адаптации к школьному обучению:

а)  со слабым здоровьем;

б)  эмоциональной незрелостью, неумением «укрощать» чувства;

в)  неподготовленностью ума;

г)   социальной незрелостью, отсутствием произвольного пове дения.

Обработка данных

Подсчитывается количество выборов того или иного варианта ответа. Данные переводятся в проценты от общего числа опро шенных, делается предположение о том, выбор какого фактора пре обладает.

Каков социальный опыт моего ребенка?

Опрос

Уважаемые родители!

Вам предлагаются суждения о навыках социальной компетен тности ребенка старшего дошкольного возраста. Те из них, кото рыми, по-вашему, овладел ребенок, просим обвести кружком.

1. Умеет общаться с разными детьми (младше, старше себя, ро весниками, мальчиками, девочками).

2.  Умеет попросить о помощи и оказать ее другому.

3. Уважает желания других людей, проявляет внимание, заботу.

4.  Может сдерживать себя, сообщить о своем эмоциональном самочувствии, потребностях в приемлемой форме.

5.  Понимает характер отношения к нему окружающих взрос лых и сверстников, способен выбрать линию поведения соответ ственно ситуации.

6. Способен выбирать между «можно» и «нельзя», «хочу» и «дол жен».

7.  Способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.

8.  Проявляет разумную осторожность в новой обстановке, при встречах с незнакомыми людьми.

9.  В общении с людьми проявляет чувство собственного досто инства, может отстаивать свою позицию приемлемыми способами.

10. Понимает необходимость быть опрятным и соблюдает поря док дома.

Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком

Уважаемые родители!

Оцените, используя 5-балльную шкалу, справедливы ли для вас следующие утверждения о воспитании ребенка.

5 — Абсолютно верно.

4 — Скорее всего, это так.

3 — В некоторых случаях верно.

2 — Не совсем верно.

1 — Абсолютно неверно.

1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.

2. Я не могу понять, по какой причине ребенок обижается.

3.  Когда моему ребенку больно, мне кажется я тоже чувствую боль.

4.  Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.

5. Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.

6.  Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.

7. Я редко повышаю голос.

8.  Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать и испортить характер.

9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.

10.  Плохое настроение моего ребенка не может быть оправдани ем непослушания.

11. Я легко могу успокоить моего ребенка.

12. Чувства моего ребенка для меня загадка.

13.  Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.

14.  Часто я не могу разделить радость моего ребенка.

15.  Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя».

16.  Я многое хотел(а) бы изменить в своем ребенке.

17.  Мне нравится быть матерью (отцом).

18.  Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.

19. Я часто глажу моего ребенка по голове.

20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.

21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить, что он не прав.

22. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.

23.  Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.

24. Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.

25.  Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.

26. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.

27. Ничто не мешает мне любить своего ребенка.

28. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.

29. Мы с моим ребенком приятно проводим время.

30. Я испытываю раздражение, когда ребенок «липнет» ко мне.

31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.

32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.

33.  У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.

34.  Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.

35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.

36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.

37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.

38.  Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, ка ким мне хотелось бы.

39.  Я верю, что могу справиться с большинством проблемных ситуаций в воспитании моего ребенка.

40.  Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.

41.  Мне часто хочется взять ребенка на руки.

42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать.

43.  Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.

44.  Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.

45.  Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почув ствовать его настроение.

46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.

47. Я легко заражаюсь весельем ребенка.

48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.

49. Я многое прощаю своему ребенку.

50. Я нахожу, что хуже забочусь о ребенке, чем ожидала.

51. У меня спокойные, теплые отношения с моим ребенком.

52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.

53. Я часто хвалю своего ребенка.

54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.

55.  Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более

спокойное занятие.

56.  Мне тяжело понять желания моего ребенка.

57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.

58.  Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по

таким пустякам.

59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.

60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.

61.  Мне удается научить ребенка, что и как делать.

62.  Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.

63.  Мой ребенок любит ко мне прижиматься.

64. Я часто бываю строгой со своим ребенком.

65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в

духе».

66.  Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бы вает трудно помочь ему.

Игровое общение с ребенком

Опрос

Уважаемые родители!

Выразите, пожалуйста, мнение по поводу следующих суждений. Если суждение совпадает с вашим мнением, обведите соответству ющий номер кружком, если нет — зачеркните, в случае сомне ния — поставьте рядом с номером вопросительный знак.

1. Я внимательно отношусь к потребности моего ребенка в игре.

2. Дома у ребенка выделено специальное место, где он может свободно играть с игрушками.

3. Я не ругаю ребенка за беспорядок и хаос в его комнате, если это связано с незаконченной игрой.

4. Я, как правило, не говорю ребенку, чтобы он немедленно пре кратил играть и выполнял мое распоряжение.

5.  Я поддерживаю ребенка в придумывании историй и фанта зировании.

6. Я практически ежедневно нахожу время, чтобы хоть немного

поиграть с ребенком.

7. Я помогаю ребенку в придумывании новых сюжетов, играю с

ним в уже знакомые игры.

8. Я никогда не наказываю ребенка отказом в игре, общении.

9. Я хвалю ребенка за умение интересно и увлеченно играть.

10. Я позволяю ребенку играть с разными предметами и ненуж ным хламом (пустые пузырьки, баночки, упаковки от продуктов, куски ткани).

11.  Я предпочитаю, чтобы основную часть свободного времени

дома ребенок играл.

12. Я никогда не говорю играющему ребенку фразы, типа: «Хва тит бездельничать, пора заняться делом».

Любящему родителю на заметку

«Безобидные стереотипы» родительского поведения.

Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка. К школьным неврозам могут приводить, на первый взгляд, безобидные стереотипы родительского поведения. Задумайтесь над фразами, которые довольно часто употреб ляют в семьях школьников, поразмышляйте над тем, каким мо жет быть внушающий эффект этих фраз для будущего первокласс ника, какие чувства и переживания возникают у ребенка? (чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

— Вот пойдешь в школу, там тебе...

—  Ты, наверное, будешь двоечником?

— Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отлични ком!

Родительские притязания и завышенные требования основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абст рактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родитель ских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в любви, а значит уверенности в себе.

— Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!

 Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед унижением, делает ответственным за свою самооцен ку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет». Бремя двойной нагрузки «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосиль ный психологический груз приводит ребенка к неврозу.

—  Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя

тихо и спокойно?

Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана. У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость» могут возникать амбивалентные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности.

Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?

Тест

Уважаемые родители!

Отметьте свои ответы. Если согласны с утверждением, поставь те крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1.  Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать детей.

3.  На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для ма ленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хоро шо понимают детей.

5. Ребенок спокойно учится только в том случае, если его мать — учительница.

6.  Трудно представить, что первоклассник может быстро на учиться читать, писать, считать.

7.  Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8.  Боюсь думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнако мый взрослый человек.

10.  Мой ребенок ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11.  Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо на учить ребенка.

12.  Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

Консультация

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоци ональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это заслуживает специального внимания. Обычно это свидетельствует о каком-то неблагополу чии, нервной ослабленности детей, неправильном поведении ро дителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношениях в семье.

В общем виде страх условно делится на ситуативный и лично стный: ситуативный — возникает в необычной, шокирующей об становке; обусловленный личностно — предопределен характером человека. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хро нический. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пуга ются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить «раз гулявшиеся» чувства. При длительно действующем страхе, искажа ющем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение ок ружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это уже мнительность. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологи ческой изоляции.

Однако следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чув ствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер:

♦   от 1 до 3 лет — главным персонажем страшных сновидений чаще оказывается Волк;

♦    от 3 до 5 лет — возраст эмоционального наполнения «Я» ре бенка. Часто встречается триада страхов: одиночества, темно ты и замкнутого пространства. После трех и особенно четырех лет к Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей с общими у них чертами: черствостью, злом, коварством. Воплощая собой наказание, сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанны ми. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возмож ность общения со сверстниками;

♦   от 5 до 7 лет — интенсивно развиваются абстрактное мышле ние, способность к обобщениям, осознание категории време ни и пространства, поиск ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди? Формируются опыт межличност ных отношений, система ценностей, чувство родства, дома. Типичны для этого возраста страхи перед чертями как нару шителями социальных правил и устоев, а заодно и как пред ставителями потустороннего мира. Этим страхам больше под вержены послушные дети. Ведущим страхом старшего дош кольного возраста является страх смерти.

Прежде чем начать помогать детям в преодолении страхов, необ ходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены (в литературе выделено 29 видов страха). Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внут ренних, часто неотделимых от опасений, страхов.

Наиболее адекватный путь — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Нужно и самим родителям самокритично задать себе вопросы: какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться общими усилиями, совместными мероп риятиями, той же игрой, преодолевающей страх. Более действенным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства. Решиться помочь детям полностью избавиться от стра ха — это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей. Главный фактор, препятствующий избавлению детей от стра хов, — неблагополучное нервно-психическое состояние самих родите лей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь всей семье в целом, только после этого имеет смысл проведе ние методик преодоления страхов детьми.

С помощью рисования удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка, а также страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и ос тавивших не очень выраженный к настоящему времени эмоцио нальный след в памяти ребенка. При использовании игры для пре одоления страха психотерапевтический механизм заключается в пе ремене ролей, когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

 

Памятка

Все приобретения детства значительны, и богатство их содержа ния будет зависеть от нас, взрослых.

Самые чуткие, самые близкие ребенку люди — родители, ба бушки, дедушки — помогут ему воплотить реальные явления в сказочные сюжеты, фантазии, домыслы, игру и всегда находятся рядом. Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться как можно раньше создать максимально благо приятные условия для их развития.

Напоминаем вам, дорогие мамы и папы:

♦    при разговоре с ребенком слушайте его внимательно, не пе ребивайте;

♦   будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений;

♦   объясняйте задания просто и понятно, при этом проявляйте свой интерес;

♦   развивайте любознательность и воображение, поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

♦   поменьше критикуйте и поправляйте ребенка, замечания де лайте с юмором;

♦   искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй или рукопожатие — отличное поощрение!

Консультация

Тема «Что такое готовность к школе?»

Быть готовым к школе уже сегодня

не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе — значит

быть готовым всему этому научиться.

Л. Венгер

Как бы вы определили, что ждет школа от ребенка? Каких ка честв? Черт? Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям неясно, к чему же готовить сына или дочь.

Школа проводит тестирование весной — летом, но уже осенью и зимой необходимо знать составляющие психологической готовно сти ребенка к школе и помочь ему.

Тесты на школьную готовность нередко состоят из диагности ческих процедур на счет, письмо, чтение. Тогда как обучение в школе требует умения:

♦   устанавливать причинно-следственные связи;

♦   сравнивать, анализировать, группировать;

♦   действовать произвольно;

♦   действовать по образцу;

♦    общаться со сверстниками;

♦    и желания быть школьником, «взрослым».

В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В шко ле осуществляется переход к учебной деятельности, которая на бли жайшие 11 лет станет ведущей для детского развития. В переходный год (5—6 лет) в детском саду осуществляется постепенная, щадя щая подготовка ребенка к школе, вплетающая в игровую деятель ность элементы учебной, то есть опираясь на зону ближайшего раз вития (ЗБР). В ЗБР входят умения и способности ребенка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством, — то, что полностью самостоятельно ребенок еще не может делать (например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.п.). Эти способности тренируются на занятиях в детском саду.

Детям с задержками общего, речевого развития одних «детса довских» занятий недостаточно, процесс формирования готовности занимает у них более длительное время. Поэтому особенно важна преемственность занятий дома.

Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материа лом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе (пере числим их еще раз: навыки действия по образцу, умение наблю дать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отно шения с окружающими взрослыми и сверстниками и др.). Повсед невное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. И в этом ведущая роль принадлежит родителям.

Важной составляющей подготовки к школе может стать знаком ство ребенка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе; не менее интересными и познавательными могут стать воспоминания роди телей о своем первом классе, домашние фотографии, сохранившие ся первые тетрадки и букварь и впечатления родителей, ориентиру ющие ребенка на школу, формирующие у него реальные представ ления о ней.

Важно правильно подобрать школу для ребенка. Посильная учеб ная нагрузка предупреждает школьную неуспеваемость и школьные неврозы.

Анкета

Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотноше ния с собственным ребенком.

1.   Все ли вам нравится в своем ребенке?

2.   Слушаете ли вы, что ребенок говорит?

3.   Смотрите ли на малыша, когда он говорит?

4.   Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

5.    Поправляете ли вы речь малыша?

6.   Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

7.   Хвалите ли вы малыша?

8.   Смеетесь ли вместе с ним?

9.   Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?

10.    Часто ли обнимаете ребенка?

11.    Играете ли вместе?

12.    Есть ли у вашего ребенка собственные книги?

13.    Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено толь ко ему?

14.    Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?

15.    Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребен-,    ком?

16.    Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?

17.    Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, филь ма, прочитанной книги?

18.    Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?

19.    Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки?

20.    Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, под вижные игры?

Ключ:

«Да, почти всегда» — 4 балла. «Иногда», «может быть» — 2 балла. «Нет, почти никогда» — 0 баллов.

Сложите полученные баллы. Если сумма:

от 80 до 60 баллов — вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно;

от 60 до 30 баллов — очевидно, вы занятой человек, но, несмот ря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малы ша; посмотрите внимательно на те вопросы, где стоят ответы «иногда» и «нет, почти никогда», что это за ситуации? Не обратить ли вни мание на эти стороны жизни?

меньше 30 баллов — стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.

Памятка

Ребенок шести лет должен:

♦   различать предметы по признаку формы;

♦   обозначать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;

♦   сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов, рас кладывать их в возрастающем и убывающем порядке;

♦   применять различные цвета и оттенки для создания вырази тельного образа;

♦   изображать овощи, фрукты, игрушки по представлению и с натуры;

♦   создавать изображение фигуры человека и животного в дви жении;

♦   создавать выразительные образы по представлению и с нату ры, используя способ вырезания, приемы симметричного вы резания из бумаги;

♦   строить и рисовать по теме и условиям, планируя этапы со здания постройки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль по теме: «Состояние работы по созданию условий для оптимизации работы повышения качества экологической культуры детей подготовительной группы»

Тематический контроль по теме: «Состояние работы по созданию условий для оптимизации работы повышения качества экологической культуры детей подготовительной группы» (план, карты контроля и аналитическ...

СПРАВКА ФРОНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ «Готовность детей подготовительной группы к школьному обучению»

СПРАВКАФРОНТАЛЬНОГО   КОНТРОЛЯ«Готовность детей подготовительной группык школьному обучению»В соответствии с годовым планом МДОУ детский сад № 1 «Улыбка» в период с...

Презентация опыта работы по направлению : психолого-педагогическая подготовка детей подготовительной группы к успешному обучению в школе

Содержание психологической подготовки ребёнка к успешному обучению в школе определяется системой требований, которые школа сегодня предъявляет ребёнку. Это:Необходимость ответственного отношения к шко...

Консультация для родителей детей подготовительной группы "Игры для обучения грамоте"

Консультация для родителей о том как выработатьу детей старшего дошкольного возраста практического навыка деления слов на слоги, фонетического разбора слова, определение места звука в слове, фонематич...

Опыт работы по формированию связной речи детей подготовительной группы в ходе обучения рассказыванию.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Но в последние годы наблюдается резкоеснижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшениемздоровья детей, наруш...

Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к школьному обучению

Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к школьному обучению...

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей подготовительной группы к школьному обучению"

Психологическая готовность к школе ("школьная зрелость") - комплексный показатель развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального р...