Консультация учителя-логопеда. Мой ребенок плохо говорит.
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Моисеева Ирина Сергеевна

Консультация учителя-логопеда. Мой ребенок плохо говорит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_uchitelya_ploh_govorit.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей.

Мой ребенок плохо говорит.

Вы с особым нетерпением ждете, когда ваш малыш начнет говорить, но этого не происходит. Не стоит терзать себя догадками и ставить мнимые диагнозы – сразу же обращайтесь к логопеду. В этом случае будет 2 варианта развития событий: логопед вас успокоит и скажет, что с ребенком все нормально, и затем даст действенные рекомендации относительно развития речи у ребенка. Второй вариант менее приятный для родителей, но все же, его также нужно рассматривать – если у вашего ребенка отклонение в развитии речи, то на ранних стадиях в 95% случаях можно все исправить. Поэтому, важный совет в отношении развития речи детей – обращение к специалистам и профессиональная их консультация.

Известно и научно подтверждено, что у каждого ребенка свой темп развития интеллектуальных способностей. Непосредственно, от интеллекта зависит то, как рано малыш начнет говорить. Принято считать, что девочки развиваются быстрее мальчиков и раньше начинают болтать, но, все те же специалисты-логопеды утверждают: нет зависимости между половой принадлежностью и развитием интеллекта.

Ниже приведены рекомендации врача-логопеда – как научить ребенка быстрее говорить или же поспособствовать более быстрому развитию речи.

4 ошибки родителей

В логопедии выделяют 4 основных ошибки родителей, которые приводят к тому, что дети не хотят разговаривать. Итак, это:

  • У детей нет стимула к активному говорению;
  • Родители выбрали тактику слишком назойливого обучения;
  • Ребенок характеризуется гиперактивностью, в результате чего переизбыток эмоций не дает возможности сосредоточиться и обучаться чему-то новому;
  • Дети ограничены в возможности передвижения, изучения окружающего мира.

Если более детально ознакомиться с каждой из этих причин, то можно не только понять своего ребенка, но и помочь ему адаптироваться в окружающем мире.

Наглядный пример

Ваш ребенок увидел игрушку и тянется к ней, но не может взять ее в руки. Он начинает плакать, кричать, возмущаться. Вы бегите к малышу и что делаете? Нет, не берете игрушку и не даете ее по первому желанию вашему карапузу, а говорите: «Сынок, ты хотел мишку достать? Это мишка, смотри, тянись к моей руке!». И ребенок начинает проводить небольшой анализ, ага, это мишка, он у мамы, значит нужно дотянуться и может быть даже сказать «мишка».

Кстати, вы должны заранее предупредить всех своих домочадцев о новой тактике поведения с самым маленьким членом семьи. Только так, совместными усилиями, вы поспособствуете тому, что ребенок начнет быстрее разговаривать.

Ваша основная задача – ставить ребенка в такие условия, чтобы у него была постоянная потребность сказать вам о своих желаниях.

Важно! Психологи акцентируют внимание на том, что ребенку крайне сложно обучаться в семьях, где преобладает нервозная атмосфера, где родители ругаются и кричат друг на друга. Детям сложно сосредоточиться на говорении и обучении. Ведь, чем меньше говоришь, тем меньше к тебе внимания, а это значит, что мама или папа, вероятнее всего, не накричит.

Старайтесь не исполнять желание ребенка до тех пор, пока не дождетесь от него речевой реакции. И, если тот заговорил, обязательно похвалите его, чтобы кроха понял – чем чаще говоришь слова, тем больше тебя хвалят и любят.

Больше разговаривайте с ребенком

Действительно, чтобы дети начали разговаривать, с ними нужно как можно чаще беседовать. И причем, это нужно делать не их словами «би-би», «ам-ам», «ба-ба», «ся-ся» и пр., а полноценными человеческими «машина», «я хочу кушать», «каша», «бабушка». Иначе, ребенок до года освоит звуки, а потом, на фоне вашего с ним нечленораздельного общения не сможет полноценно объяснить, что ему нужно.

До 6 лет дети активно изучают окружающий мир, а их мозг в этот момент наполняется информацией как губка. Именно поэтому нужно как можно больше информации «вложить» ребенку – работайте как радио – озвучивайте детям все, к чему они прикасаются и все, что они делают.

Капризы, отсутствие внимания

Некоторых детей очень тяжело обучать, так как они постоянно капризничают, кричат, топают ногами, отбрасывают книги со сказками, которые вы намерились им прочитать. Что делать в таком случае? Есть два варианта:

Первый – ваш ребенок кричит, что есть силы и противится любому контакту. Сядьте рядом и тоже начинайте кричать (только негромко, чтобы не испугать ребенка). Дети, как правило, удивляются такой реакции и резко переключаются на что-то другое (в вашем случае, малыш должен переключиться на процесс обучения новым словам).

Второй вариант – вы должны специально не замечать того, что ваш ребенок кричит. Каким образом? Отойдите от малыша и займитесь своими делами (только сделайте все возможное, что пребывание ребенка в помещении было как можно более безопасным). Таким образом, вы лишите своего кроху самого главного – внимания и в скором времени он перестанет капризничать и можно снова приступать к изучению новых слов, чтению сказок, общению.

Почему   ребёнок   плохо  говорит?

Речевые нарушения у детей серьёзная проблема нашего времени. Почему-то всё чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребёнок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость - отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное - это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, - напротив, с каждым годом всё больше детей нуждаются в помощи логопеда. В чём причина этого явления в наш просвещённый век? И что в связи с этим необходимо знать родителям?

Нарушение речи это отклонение речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребёнка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.

От чего зависят речевые нарушения, с чем они связаны?

  • Течение беременности у матери (токсикозы, болезни матери, обострение хронических заболеваний, травмы, ушибы, угроза выкидыша, иммунологическая несовместимость крови матери и  плода, курение во время беременности, употребление алкоголя, наркотических веществ).
  • Наследственная предрасположенность

 (по наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба, а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя).   

  • Роды (преждевременные, стремительные, затяжные, обвитие пуповиной плода, с наложением щипцов,  гипоксия плода, многоплодие).
  • Развитие ребёнка  от рождения до 1 года (отставание  в физическом, психическом, речевом развитии (гуление, лепет, первые слова, фразы), частые болезни, травмы и ушибы головного мозга, испуг, стресс).
  • Речевое окружение в семье (неправильная речь членов семьи, заикание,  двуязычие, «сюсюкание» с ребёнком). Важно, чтобы ребёнок слышал правильную речь взрослого! 
  • Частые и длительные болезни ребёнка приводят к дефициту общения, нарушению речевого развития ребёнка. 
  • Различные психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства
  • мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
  • особенности строения артикуляционного аппарата у ребёнка (губы, зубы- неправильный прикус, неправильный зубной ряд, язык, подъязычная уздечка, слабость мышц артикуляционного аппарата).
  • недостаточно развит фонематический слух  у ребёнка (какой 1-ый, последний звук в слове, есть ли заданный звук в слове).

Речь — одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в  развитии ребёнка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребёнка.

Логопед – специалист, занимающийся развитием и коррекцией нарушения речи.

                                       

Когда нужно обратиться к  логопеду?

  • речь ребёнка мало понятна окружающим.
  • искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками.
  • количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребёнка.  В речи ребёнка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.
  • слова в самостоятельной речи ребёнка не связаны грамматически между собой. Например: «Три машинков стит на полу.» и т.п.
  • ребёнок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребёнка.
  • при  прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, не может  ответить на вопросы по содержанию текста, испытывает трудности при пересказе текста.

Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей в возрасте 3-5 лет.

В чем состоит работа логопеда по формированию или восстановлению речи? Преодоление и предупреждение нарушений речи        основаны        на        компенсаторных возможностях человека, его головного мозга. Речь развивается в процессе общения. На этом основана организация всего комплекса работ, направленных  на преодоление и предупреждение речевых дефектов. Логопедические воздействия полноценны и эффективны, если они систематически связаны с повседневной работой по преодолению речевого дефекта у ребёнка и родителями, и  воспитателями, и педагогами  в детском саду и дома. Необходима каждодневная, кропотливая работа по закреплению правильного произношения, контроль со стороны взрослого за правильным произношением при спонтанной (свободной] речи ребёнка. Нужно неукоснительно соблюдать и выполнять все задания, требования и рекомендации логопеда. Во многих случаях следует настроиться на длительную помощь своему ребёнку и не унывать.

Какие  меры  профилактики  можно  посоветовать родителям, бабушкам, дедушкам?

Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца, за этим необходимо следить. Читая ребёнку книги, беседуйте с ним по прочитанному. Ребёнок, отвечая на вопросы, тем самым развивает и совершенствует свою речь. Внимательно слушайте ребёнка, побуждайте его к высказываниям, к активной речи. Развивайте её грамматический строй, обогащайте словарь ребёнка новыми словами. Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда» - этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность.

Будьте другом и помощником своему ребёнку, развивайте и совершенствуйте его речь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Если ребенок плохо говорит"

К сожалению, родители часто недооценивают всю серьезность ситуации. Они не замечают, что ребенок не выговаривает звуки и слова, не произносит распространенных предложений, с трудом запоминает стихи, н...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит.."

Данная консультация для родителей, имеющих детей 5-6 лет. К  великому сожалению можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей. Надеюсь материал к...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит"

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит"...

Консультация для воспитателей «Если ребенок плохо говорит»

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развитиядетей дошкольного возраста. Необходим...

Консультация для родителей "Почему ребенок плохо говорит?"

В наше время все больше появляется детей с речевой патологией. Почему это происходит? - очень часто задают этот вопрос родители учителю-логопеду.  Консультация учителя-логопеда "Почему ребен...

Консультация для родителей "Почему ребенок плохо говорит."

В данной консультации раскрывается причина неправильного понимания и произношения слов ребенком-дошкольником...