«Формирование слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с ОНР»
статья по логопедии (средняя группа) на тему

Мельникова Оксана Викторовна

Ежегодно проходит набор детей в логопедические группы, в которые зачисляются по результатам ТПМПК и ГПМПК воспитанники с ОНР. В ходе логопедического обследования у детей наблюдается нарушение слоговой структуры слова: искажён порядок слогов, сокращено их количество, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных. В статье представлен опыт работы по данному вопросу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д\с №414 ЦО г. Новосибирска                                    учитель-логопед О. В. Мельникова

 

«Формирование слоговой структуры слова у детей 4-5 лет  с ОНР»

Ежегодно проходит набор детей в логопедические группы, в которые зачисляются по результатам ТПМПК и ГПМПК воспитанники с ОНР. В ходе логопедического обследования у детей наблюдается нарушение слоговой структуры слова: искажён порядок слогов, сокращено их количество, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных.

Как показывает практика, искажение слоговой структуры отрицательно влияет на формирование не только грамматического строя речи, но и лексики, затрудняет коммуникации, влияет на социальную успешность ребёнка и письменной речи в дальнейшем, при поступлении в школу. Но в специальной литературе отсутствует стройная система работы  над этим дефектом, мало методических разработок по данной теме. В основном предлагаются отстукивание, отхлопывание слогов в слове и многократное повторение слогов, а затем слов с этими слогами. Однако опыт показывает, что такая работа мало эффективна.

Мной была изучена методическая литература, теоретические и экспериментальные данные исследований  Г. В. Бабиной, Т. А. Титовой, Н. Ю. Сафонкиной и др, которые свидетельствуют о том, что существует зависимость овладения слоговой структуры слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации, программирования и реализации моторной программы (возможности построения двигательных серий). На основании выше изложенного разработана и апробирована технология преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР, эффективность, которой определяется  взаимодействием всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Этапы реализации программы:

1) первый (вводный) диагностический срез;

2) планирование коррекционной деятельности с ребёнком, исходя из результатов диагностики; составление индивидуального плана работы с ребёнком;

3) реализация индивидуального плана работы с ребёнком, имеющим нарушения слоговой структуры слова;

4) второй (итоговый) диагностический срез;

5) рефлексия (подведение итогов, при необходимости - планирование коррекционной работы с данным ребёнком на следующий период).

Была собрана подборка игр направленных на преодоление  нарушений слоговой структуры слова, разработана серия консультаций для родителей воспитанников. В приложении представлена консультация «Овладение детьми слоговым составом слова» с примерами игр.

Приложение.

«Овладение детьми слоговым составом слова»

(консультация для родителей)

           Уважаемые мамы, папы, бабушки, первые слова, которые начинает произносить ребенок, очень просты по своему звуковому и слоговому составу.  Ребенок начинает воспроизводить слоги, слова в порядке сравнительной силы. Так, из всего слова передается только ударный слог, затем  - первый предударный  и, наконец, слабые безударные слоги.

           Точное воспроизведение слогового ряда, к сожалению, не всегда удается ребенку. Этот дефект произношения называется нарушение «слоговой структурой слова». Маленькие дети могут переставлять,  пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове. Необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

           Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова.

Игра «Отхлопай слово»

          Сейчас мы с вами будем учиться отхлопывать разные слова. Любое слово  можно отхлопать. Например, отхлопаем  слово кошка   (хлопаем  на каждый слог). Мы его произносим  по частям. Любое слово можно отхлопать, даже короткое.

Игра «Прошагай словечко»

           Мы отхлопывали слова, а их можно  и прошагать. Например, придумали мы слово: сани (делаем  шаг на каждый слог). Сколько шагов мы сделали? Совершенно верно – 2 шага. Это длинное слово или короткое?

Игра «Сколько слогов в слове»

           Мы  слова отхлопывали,  прошагивали, то есть делили слова на части.  Эти части называются слогами. Каждое слово  состоит из какого-то количества слогов.  Например, из 1 слога (1 хлопок), из 2 слогов (2 хлопка), из 3 (3 хлопка), бывают даже из 4 и 5 – это очень длинные слова. Посмотрите на картинки, выберите себе игрушку и определите, сколько слогов в названии этой игрушки.

           Подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Играющие выстраиваются в круг. Логопед называет слово из двух (трех, четырех и т. д) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше.

Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Логопед говорит игрокам: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.

Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Логопед бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Опыт работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»...

Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...

Формирование слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова осуществляется в 2-х направлениях:1 направление – развитие имитативной способности ребенка – на отраженной речи логопед мотивирует ребенк...

"Система авторских обучающих компьютерных игр по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Описывается опыт работы учителя- логопеда по созданию системы обучающих компьютерных игр в программе Microsoft PowerPoint и их применения в формировании слоговой структуры слова у детей, имеющих наруш...

Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Психолого-педагогическая  классификация речевых нарушений выделяет  категории детей с общим недоразвитием речи.  Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее ко...