Конспект "Осенние дары"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сердюкова Елена Петровна

Цель: Обобщить представления  детей по теме: “Осень, дары осени”.

Коррекционно-образовательные задачи:

·         Систематизировать знания детей, расширять словарный запас в процессе закрепления знаний об осени и  ее дарах.

·         Совершенствовать грамматический строй речи.

·         Образование притяжательных прилагательных.

·         Закреплять навык слогового анализа слов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30 комбинированного вида

Петродворцового района  Санкт-Петербурга

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  с использованием здоровьесберегающих и игровых, ИКТ  технологий

для детей старшей группы компенсирующей направленности

« Осенние дары»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Сердюкова Елена Петровна

Санкт-Петербург

2017

Цель: Обобщить представления  детей по теме: “Осень, дары осени”.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Систематизировать знания детей, расширять словарный запас в процессе закрепления знаний об осени и  ее дарах.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Образование притяжательных прилагательных.
  • Закреплять навык слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развить невербальное воссоздающее воображение на основе представления себя в сказочном времени.
  • Развивать слуховое восприятие, воображение на основе прослушивания  музыки, звуков.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать долговременную память на основе актуализации ранее полученных знаний об осени и её дарах.
  • Развивать зрительное, слуховое внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать память, мышление,  связную речь через  мнемотаблицы, игры и упражнения.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
  • Снимать мышечную и эмоциональную напряженность на основе релаксационной музыки.
  • Регулировать функции дыхания - дыхательные упражнения.
  • Развивать кратковременную память на основе воспроизведения полученных знаний в конце занятия (рефлексия).  

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре, в команде.
  •  Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки на основе умения действовать в детском коллективе сообща, подчиняться общим правилам.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
  • Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Оборудование:

Ноутбук, мультимедиа, презентация по теме «Осень. Дары осени»,  «живые» мнемотаблицы,  магнитная доска; муляжи:  грибов, овощей и фруктов; карточки с  фруктами, овощами, ягодами и  листьями;  макеты  лесных деревьев, сада, огорода и фруктового чуда – дерева,  7 корзинок,  аудиозапись звука ветра и  шуршание листьев,  музыка П. И. Чайковского  «Времена года».

Ход НОД

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Логопед: Ребята, мне стало известно, что  нашу осень с ее дарами собирается похитить злодей и заточить её в тридесятое царство. А чтобы этого не случилось, осени смогут помочь ваши знания о ней. Вы готовы?

Ответ детей: Да

Логопед: Тогда отправляемся в путь. А попасть в нужное место нам поможет стихотворение «Сказочное времечко». Мы его вспомним и расскажем. Посмотрите на экран.

Слайд 1.

На экране « живая мнемотаблица» стихотворение «Сказочное времечко». Автор: В. Бредис.

Дети рассказывают стихотворение.

Сказочное времечко,

Времечко желанное.

Тихо начинается

Сказка долгожданная.

Проведут тропиночки

Нас в края далёкие

Через чащи тёмные

И моря глубокие.

Царство тридесятое

Чудесами славится.

Но со злыми чарами

Мы сумеем справиться.

Пусть чинят препятствия

Силы зла старательно,

Победит всё доброе

В сказке обязательно!

Слайд 2.На экране музыкальное видео с пейзажами осеннего леса. В группе

композиция  лесной опушки.

Логопед: Ребята, мы оказались  в нужном месте. Куда мы с вами попали?

Ответ детей: Мы попали в лес.

Логопед: Что растет в лесу?

Ответ детей: В лесу растут деревья, грибы, ягоды.

Логопед: На опушке леса деревья. Отгадайте, с какого дерева упал лист, и назовите, какой это лист. Возьмите по листу. Закрепите его на нужное дерево

(Образец с оставшимся листом.)

Ребёнок: Этот лист упал с клёна. Это кленовый лист. (Закрепляет на дерево)…

Логопед: Ребята,  что под деревьями растёт?

Ответ детей: Грибы.

Логопед: Грибочки всё время прячутся, чтобы не попасть в лукошко. Присядем и назовем их.

Ответ детей: лисичка, сыроежка, боровик, поганка, мухомор, волнушка, подберезовик.

Логопед: Возьмите по одному грибочку.

              Сейчас поиграем в игру «Жадина».  У вас ваш   гриб.

              Когда я буду одного из вас спрашивать, например, чей это мухомор,     

              он ответит «Это мой мухомор». Начинаем . Это чей …?

              Ответ детей: Это мой боровик. Это моя лисичка. Это моя    

              волнушка…

Логопед: Молодцы! В лукошко сложите только съедобные грибы, а не съедобные оставим в лесу для животных.

Логопед: Ребята садитесь на пенёчки, под пенёчком возьмите карточку  с заданием «Найди отличия». Найдите в каждой строчке лишний листочек и закройте его кружочком.

Дети выполняют задание.

Слайд 3.

Логопед: Ребята,  посмотрите на экран и проверьте себя. Справились вы с заданием?

Ответ детей: Да.

Логопед: Ребята,  нам осталось сходить за лесными ягодами. Вспомним стихотворение « По ягоды». И выполним его с движением.

Слайд 4.

На экране « живая мнемотаблица» стихотворение «По ягоды».

Там, где чаща дикая            /Руки смыкают над головой. /

И родник шумит,           /Руками выполняют волнистые движения./

Алою брусникою          /На обеих руках смыкают большой

 Ярко мох расшит.         и указательные пальцы. /

Сердце наше радует     / Руки в области сердца./

Полдень золотой.        / Руки разводят в стороны./

Мы идём по ягоды      /Шагают по  кругу./

По тропе лесной.

Здесь лисе красавице         /Изображают движение лисы./

Весело бродить

И зайчишкам нравится       / Изображают движение зайца /

Хоровод водить.

Мы брусникой спелою        /  На корточках собирают бруснику./

Кошели набьём,

Про берёзку белую          / Качают поднятыми руками вверх. /

Песенку споём. ………..

Логопед:  Ребята,  вспомните названия лесных ягод.

Ответ детей: брусника, малина….

Логопед: Послушайте, что это за звук?

Ответ детей: Это звук шуршания листьев.

Логопед:  А чтобы  переместиться дальше нам помогут листики. Возьмите по одному и правильно подуем на них. Все выполняют дыхательную гимнастику.

Слайд 5.На экране музыкальное видео с картинками сада.

Логопед: Ребята, куда мы с вами переместились?

Ответ детей: Мы переместились в сад.

Логопед: Что растёт в саду?

Ответ детей: Деревья, кусты, фрукты, ягоды.

Логопед: В лесу растут лесные ягоды, а в саду?

Ответ детей: В саду растут садовые ягоды.

Дети  с логопедом подходят к  композиции осеннего  сада.

Логопед: Поиграем в игру: «Где растут ягоды». ( На магнитнойдоске две большие карточки с лесом и садом.)

Возьмите по комплекту карточек (В комплекте по две карточки).  Подберите картинку с нужной ягодой, и назовите, что за ягода и где она  растёт, в лесу или в саду.

Например: виноград растет в саду, а ежевика в лесу.

Ответ детей: Черника растет в лесу, а крыжовник растет в саду…

Логопед: Ребята, яблоки на каком дереве растут?

Ответ детей: Яблоки растут на яблоне.

Логопед: А давайте, расскажем наше любимое стихотворение о яблоньке. Посмотрите на экран.

Слайд 6 .

На экране « живая мнемотаблица» стихотворение «Яблонька». Автор: Е. Благинина.

Расцветает яблонька

В молодом саду.

Я от этой яблоньки

 Глаз не отведу!

Солнышко пригреет,

Дунут ветерки,

Опадут, осыплю

Наземь лепестки.

Станет наша яблонька

Проще и бедней,

А зато завяжутся

Яблочки на ней.

И подарит яблонька

Людям за труды

Крупные, румяные,

Сладкие  плоды.

Логопед: Ребята, посмотрите, какое  чудо – дерево! (Указывает на дерево,  на котором растут четыре вида плодов). Назовите,  какие плоды растут на дереве.

Ответ детей: груши, персики, мандарины, лимоны.

Логопед: А сейчас поиграем в игру «Веселый счет». Собирая урожай фруктов, сосчитаем их. ( Пример с грушами).

Ответ детей: Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов…

Логопед: Ребята вы слышите звук? Что это за звук?

Ответ детей: Звук ветра.

Логопед: Нам ветер поможет переместиться и попасть в другое место.

Слайд 7.На экране видео с картинками огорода и с музыкальным сопровождением.

Логопед: Ребята, куда нам на ветер помог переместиться?

Ответ детей: На  огород.

Логопед: Что растет на грядке?

Ответ детей: лук, капуста…

Логопед: Поиграем в игру « Четвертый  лишний». Фрукты – овощи.

Нужно назвать лишний овощ или фрукт и почему он лишний.

Ответ детей:

Подходят к  композиции осеннего огорода с урожаем.

Логопед: Поиграем в игру «Собери урожай».

 Название овоща разделить на слоги. В нужную корзину собрать урожай. На корзине обозначения слогов. В корзину с одним вагоном собираем овощ в названии, которого один слог…

Ответ детей: В слове лук один слог…

Логопед: Какой богатый урожай мы собрали. Поиграем в игру

 « Что можно приготовить с даров осени». Из чего приготовлено и  какое приготовление получилось? Например: Пирог из грибов какой? Грибной. 

Логопед: Варенье какое?... (компот, сок, чай, салат).

Ответ детей: Компот ягодный, фруктовый…; чай..; варенье сливовое, персиковое….

Слайд 8. Музыкальный, осенний слайд –шоу.

В группу входит Осень

Осень: Здравствуйте ребята. Спасибо вам большое, что не дали мне царице Осени попасть в беду. Вы очень много знаете обо мне и моих дарах. В знак благодарности загадаю вам загадки.

(Загадывает детям загадки об осени и дарит дары осени.)

Прощание Осени: До свидания ребята. Мне надо спешить, еще есть дела перед наступлением зимы.

Слайд 9. Осень уходит под музыкальное сопровождение.

Логопед: Чтобы попасть обратно в группу, покружимся под музыку осени. (Все кружатся). Вот и попали к себе в группу. Ребята вы все такие молодцы!

( Акцентирует внимание у кого что получилось). Ребята, что вам было трудно? ( Что легко?).

Логопед и дети прощаются с гостями и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мир искусства дарит мысли, дарит чувства"

  В ходе дидактических игр дети приобретают знания о свойствах предметов (цвет, форма, строение, величина), умение сравнивать, выделять сходство, различие; обогащаются их представления об окружающей ж...

"Лети, лети листочек - дари, дари всем радость"

Осенняя сказка про путешествие листочка...

Мастер-класс "Волшебные дары" по "Дары Фребеля"

Мастер-класс "Волшебные дары". Воспитатель Щурова Г.В. Фридрих Фребель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых детских садов. Он первый, кто заговорил о необходимо...

Конспект занятия к Международному дню родного языка " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"

Конспект занятия к  Международному  дню  родного языка   " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"...

Занятие с использованием игрового набора «Дары Фребеля». «Дары осени»

Дети на занятии закрепять и уточнят  знания об осени, названии осенних месяцев. Используя набор "Дары Фребеля" дети научатся делать узоры...

Мир искусства дарит мысли, дарит чувства

Прежде чем перейти к основной теме, подумаем над таким вопросом: рисование с малышами?! Большинство коллег пожмут плечами. Но...Становление личности ребенка начинается с его рождения — в этот пе...

Мир искусства дарит мысли, дарит чувства

Прежде чем перейти к основной теме, подумаем над таким вопросом: рисование с малышами?! Большинство коллег пожмут плечами. Но...Становление личности ребенка начинается с его рождения — в этот пе...