Скоро в школу
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Анучкина Ольга Ивановна

Проблемы формирования навыков письма и чтения у дошкольников затрудняют усвоение ими программы по русскому языку, а также по другим школьным предметам, ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №109

для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Консультация для родителей

ТЕМА: 

«СКОРО В ШКОЛУ»

Учитель-логопед Анучкина О.И.

г. Воронеж

Как помочь ребёнку овладеть

навыками письма

    Развитие графического навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов: внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают при этом и способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению, интерес ребёнка к работе, его усидчивость и аккуратность.

    Дети, которые до школы с удовольствием лепили, конструировали, рисовали, успешно овладевают навыками письма. Поэтому работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд моментов: развитие ручной умелости; пространственной ориентировки на листе бумаги; развитие у детей чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест; развитие изобразительных и графических умений.

Развитие элементарных графических навыков у детей       в свободное время.

  • Знакомство с тетрадью: обложка, лист, страница, поля; линии, справо-налево, сверху-вниз; клетки образуют квадраты. Развивать ориентировку на странице.
  • Рабочая строка. Учить ориентироваться на рабочей строке, знать границы строки – верхняя (нижняя), соблюдать интервалы, видеть клетку.
  • Вертикальные и горизонтальные прямые линии. Развивать ориентирование на рабочей строке; зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику, навыки изобразительного письма; зрительное внимание – строго по клеткам.
  • Закрашивание и штриховка. Штриховку производить слева-направо, сверху-вниз. Развивать мелкую мускулатуру пальцев.
  • Наклонные прямые линии комбинации прямых. Развивать ориентировку на рабочем столе и в микропространстве (правый верхний, левый верхний и т.д.); навыки неотрывного письма; зрительно-двигательную координацию; зрительное внимание. Укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук.
  • Печатание цифр по клеткам. Развивать ориентирование в микропространстве; зрительно-двигательную координацию; зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру.
  • Дуги, волнистые линии, круги, овалы. Развивать зрительно-двигательную координацию, уметь чертить плавно закруглённые линии; ориентировка в микропространстве.
  • Печатание букв по клеткам. Развивать внимание, зрительно-двигательную координацию; закреплять элементарные графические навыки и умения письма, сравнить по сходству и различию некоторые буквы.
  • Рисование по клеточкам предметов сложной формы. Развивать зрительный анализ и синтез восприятия предметов сложной формы, ориентировки в пространстве. Закреплять навыки счёта и измерения условной меркой – клеточкой.
  • Графический диктант. Совершенствовать пространственную ориентировку, внимание, графические навыки, умение считать клетки.
  • Преобразование графических фигур. Развивать фантазию, воображение, графический навык.
  • Обведение трафаретов. Закреплять графические навыки, умение обводить фигуры по трафарету.

Подготовка к школе детей дошкольного возраста с нарушениями речи

      Осенью ребёнок пойдёт в школу. Это очень ответственный этап в его жизни: появятся новые обязанности, откроются новые горизонты. Но проблемы формирования навыков письма и чтения затрудняют усвоение программы по русскому языку, а также по другим школьным предметам. Это связано с тем, что именно речь является средством получения и выражения знаний. В результате такие дети зачисляются в разряд неуспевающих.

    Письмо и чтение являются сложными многоуровневыми психофизиологическими процессами, которые осуществляются в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного, речеслухового и общедвигательного анализаторов.

      Для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребёнка был в достаточной степени сформирован ряд речевых и неречевых функций: слуховая дифференциация (различение) звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез.    

     Дошкольники должны уметь анализировать предложения, знать лексико-грамматические категории,  должны быть сформированы внимание, память, пространственные представления.       Несформированность какой-либо из указанных операций вызывает у ребёнка нарушение процесса овладения чтением и письма.

Виды упражнений и игр, направленных на развитие психических функций, необходимых для успешного овладения письменной речью.

1)  Игра «Волшебный дартс». Ребёнку предлагается метать дротики в круг. Если дротик попадёт в синий сектор, то ребёнок называет слово, начинающееся на твёрдый согласный звук. Если в зелёный сектор – мягкий согласный звук. Если в красный сектор – слово, которое начинается с гласного звука.

2) «Художник». Ребёнку предлагается нарисовать карандашом или красками картину в соответствии с инструкцией: «Нарисуй ёлочку в центре листа,  справа от ёлочки – грибок, над ёлочкой – птичку, между ёлочкой и грибом – цветок, на цветке – бабочку, в верхнем левом углу – солнышко, в нижнем правом – дерево и т.д. Затем нарисованная картинка убирается и ребёнку задаются вопросы: «Что нарисовано в верхнем левом углу? Где на картине расположено дерево? Что находится межу ёлочкой и грибом? и т.д. Можно предложить составить рассказ по нарисованной картинке.

 3) «Забавные считалочки». Ребёнку предлагается повторить её по слогам, по слову, ограничивая их хлопком или взмахом руки:  Серый зайка вырвал травку, положил её на лавку, кто травку возьмёт, тот и вон пойдёт.

4)  «Волшебный мешочек». В мешочек складываются небольшие игрушки. Ребёнку предлагается на ощупь узнать игрушку, сосчитать сколько звуков и слогов находится в её названии, подробно рассказать о ней (охарактеризовать по величине, форме, цвету, материалу). Можно в мешочек сложить буквы. Ребёнок на ощупь узнаёт букву, подбирает подходящее слово.

 5) Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение». Взрослый бросает мяч ребёнку, произносит при этом предложение, состоящее из слов в начальной форме. Например, девочка играть. Ребёнок, поймав мяч, произносит предложение верно: Девочка играет. Затем бросает мяч взрослому.

6) «Оденем кукол». Ребёнку предлагается подобрать одной кукле имя, состоящее из двух частей (слогов), например, Нина. А другой кукле имя, состоящее из трёх частей, например, Наташа. Затем ребёнок рассматривает одежду для кукол и распределяет, какая вещь может быть предложена кукле Нине, а какая Наташе. Нине – все вещи, названия которых состоят из двух частей (блуза, платье, юбка…), Наташе – из трёх частей (сарафан, панама…) Можно подбирать не только существительные, но и глаголы (гладит, сушит, стирает…), прилагательные (белый, красное, жёлтое…)

7) «В зоопарке». Ребёнку даётся задание: «Посмотри на игрушки (жираф, тигр, лиса, волк, медведь и т.д.). Раздели их на две группы- есть в названии мягкий звук, положи игрушку слева; нет, справа. Сколько игрушек в каждой группе? Составь схемы слов с помощью пуговиц: синей пуговицей обозначай твёрдый согласный звук, зелёной – мягкий, красной – гласный звук.

8) «Собери букет» (если ребёнок знает названия цветов). На листе бумаги нарисованы две вазы: в первую вазу дети выбирают цветы, в названии которых есть звук «р» (ромашка, георгин, роза…), во вторую – цветы, в названии которых есть звук «л» (гладиолус, ландыши, фиалка…).

9) «Весёлые картинки». По первым (последним) звукам названий предметов, изображённых на картинках, ребёнку предлагаем составить слово. Например: варежка – обруч – лошадь котята (волк).

10) «Цепочка». Ребёнок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя так, чтобы последний звук в названии одного предмета стал первым звуком в названии другого предмета (автобус – стул – лампа – аист -…)

11) Игры с чистоговорками используются для закрепления правильного звукопроизношения, развития силы голоса (умения произносить громко, тихо, шёпотом), формирования умения произносить в различном темпе (быстро, умеренно, медленно), чувства рифмы, навыков дикции: «Скажи где» - взрослый перемещает предмет в пространстве, задавая вопросы о его местоположении. Например: взрослый – Ла-ла-ла, где юла? Ребёнок – Ла-ла-ла, на столе юла. «Нарасталочка» - сделаем чистоговорку длиннее: Са-са-са, какая лиса? (ребёнок говорит: Са-са-са, пёстрая лиса). Са-са-са, что делает пёстрая лиса? (Са-са-са, ест пёстрая лиса). Са-са-са, где ест пёстрая лиса? (Са-са-са, в лесу ест пёстрая лиса).

12) Игры с буквами: узнать и запомнить несколько букв и найти их среди других; дописать букву и прочесть слово.

    Все игры и упражнения рекомендуется проводить систематически и в игровой форме. Сначала они должны быть кратковременными (10-15 минут), затем их длительность можно увеличить до 20-40 минут. Родителям необходимо чутко реагировать на состояние ребёнка: наличие у него интереса, появление утомления, изменение настроения и в соответствии с этим регулировать продолжительность и содержание учебной деятельности.  Взрослый должен подробно объяснить ребёнку задание и убедиться в том, что он правильно его понял. Можно предложить ему самостоятельно выбрать то или иное задание и выполнить его.   Задания, игры и упражнения могут быть придуманы вместе с ребёнком. Очень важно, чтобы каждое начатое задание было выполнено им до конца, а содержание и последовательность выполнения были в порядке. Поэтому создание дружеской, доверительной атмосферы во время выполнения с ребёнком заданий будет играть важную роль в усвоении обучающего материала. Не забывайте хвалить ребёнка – это хороший стимул в работе. У него появится настроение и желания выполнять задания. Будьте терпеливыми и старайтесь подчёркивать неповторимость и творческое начало ребёнка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"

Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"

Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы!  Целью проведения данного анкетирования является  выяснение психологической готовности к школе не только  будущ...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...