Профилактика и преодоление фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Острогляд Надежда Алексеевна

Комплекс несложных упражнений, приведенных в статье, позволит родителям, воспитателям и логопедам решить проблемы, связанные с фонетическими нарушениями у детей старшего дошкольного возраста и являются прекрасной профилактикой речевых нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время, детей, имеющих фонетические нарушения речи становится все больше. С чем это связано и как можно это преодолеть? Ученые и практики пытаются найти выход по преодолению данной проблемы.

По данным многих авторов - Р.И. Мартынова, И.И. Панченко и др. увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, обусловленные перинатальной патологией. Среди причин особое место занимают асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной системы. Вследствие органического поражения ЦНС нарушены двигательные механизмы, структурная моторика, а это усугубляет нарушение речи при данной патологии.

Методика коррекции речевого дыхания и голоса

Для формирования правильной речевой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:

вдох и выдох носом;  

вдох и выдох ртом;

вдох ртом – выдох носом;

вдох носом – выдох ртом.

Постепенно нужно добиваться того, чтобы ребенок производил свободный, плавный, удлиненный выдох через рот. Затем тренируется плавный, длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, У или согласных С, Ш. Взрослый должен следить, чтобы ребенок имитировал нужный звук, и поощрять удлинение фазы выдоха (отмечать время счетом). При систематических упражнениях ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно ее направлять.

При выполнении этих упражнений очень важно постоянно контролировать ребенка, т. к. сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому используют различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоска тонкой бумаги и т.п.

Воспитанию активного выдоха способствуют так же следующие упражнения:

дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску»;

дуть на «флажок» из очень тонкой цветной бумаги, а затем – из более плотной;

задувать ватку в «ворота»;

дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиться, чтобы выдох был ровным и длительным – тогда вода будет долго и равномерно бурлить;

дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде и т.п.

Полезно каждое упражнение оценивать позитивно: «Вот ты правильно выдохнул через рот», «У тебя получился длинный выдох через рот». И т. д.

В процессе работы нужно учить детей  изменять силу голоса от тихого к более громкому. Гласные А – О – У – И – Ы – Э произносятся с изменением звука по трем позициям: громко, средне, тихо и наоборот, постепенно усиливается звучание к концу последнего ряда гласных, постепенно ослабляя силу голоса.

Дети выполняют следующие упражнения:

По развитию силы голоса:

а) удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса)

у…..у                ау…..             ауи               узо

о…..о                аи…..             оуи               уза

а…...а               ои…..             оуа               азу

                         уа…..              уэи                узу

б) усиление голоса (беззвучная артикуляция шепот-тихо-громко)

о – О – О – О                 а – А – А – А                  и – И – И – И

в) ослабление голоса (громко-тихо-шепот, беззвучная артикуляция на материале гласных звуков).

По развитию высоты голоса

Упражнения, связанные с дыханием нужно чередовать с упражнениями, развивающими движения губ и языка.

Данный комплекс несложных упражнений позволит родителям, воспитателям и логопедам решить проблемы, связанные с фонетическими нарушениями у детей старшего дошкольного возраста и являются прекрасной профилактикой речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление моторных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой ...

Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.

Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его усп...

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»

Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...

Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В последние годы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) становится все больше и им следует оказывать специализированную помощь. У детей наблюдается низкий уровень активного слова...