Профилактика и преодоление фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Комплекс несложных упражнений, приведенных в статье, позволит родителям, воспитателям и логопедам решить проблемы, связанные с фонетическими нарушениями у детей старшего дошкольного возраста и являются прекрасной профилактикой речевых нарушений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В настоящее время, детей, имеющих фонетические нарушения речи становится все больше. С чем это связано и как можно это преодолеть? Ученые и практики пытаются найти выход по преодолению данной проблемы.
По данным многих авторов - Р.И. Мартынова, И.И. Панченко и др. увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, обусловленные перинатальной патологией. Среди причин особое место занимают асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной системы. Вследствие органического поражения ЦНС нарушены двигательные механизмы, структурная моторика, а это усугубляет нарушение речи при данной патологии.
Методика коррекции речевого дыхания и голоса
Для формирования правильной речевой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:
вдох и выдох носом;
вдох и выдох ртом;
вдох ртом – выдох носом;
вдох носом – выдох ртом.
Постепенно нужно добиваться того, чтобы ребенок производил свободный, плавный, удлиненный выдох через рот. Затем тренируется плавный, длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, У или согласных С, Ш. Взрослый должен следить, чтобы ребенок имитировал нужный звук, и поощрять удлинение фазы выдоха (отмечать время счетом). При систематических упражнениях ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно ее направлять.
При выполнении этих упражнений очень важно постоянно контролировать ребенка, т. к. сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому используют различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоска тонкой бумаги и т.п.
Воспитанию активного выдоха способствуют так же следующие упражнения:
дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску»;
дуть на «флажок» из очень тонкой цветной бумаги, а затем – из более плотной;
задувать ватку в «ворота»;
дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиться, чтобы выдох был ровным и длительным – тогда вода будет долго и равномерно бурлить;
дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде и т.п.
Полезно каждое упражнение оценивать позитивно: «Вот ты правильно выдохнул через рот», «У тебя получился длинный выдох через рот». И т. д.
В процессе работы нужно учить детей изменять силу голоса от тихого к более громкому. Гласные А – О – У – И – Ы – Э произносятся с изменением звука по трем позициям: громко, средне, тихо и наоборот, постепенно усиливается звучание к концу последнего ряда гласных, постепенно ослабляя силу голоса.
Дети выполняют следующие упражнения:
По развитию силы голоса:
а) удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса)
у…..у ау….. ауи узо
о…..о аи….. оуи уза
а…...а ои….. оуа азу
уа….. уэи узу
б) усиление голоса (беззвучная артикуляция шепот-тихо-громко)
о – О – О – О а – А – А – А и – И – И – И
в) ослабление голоса (громко-тихо-шепот, беззвучная артикуляция на материале гласных звуков).
По развитию высоты голоса
Упражнения, связанные с дыханием нужно чередовать с упражнениями, развивающими движения губ и языка.
Данный комплекс несложных упражнений позволит родителям, воспитателям и логопедам решить проблемы, связанные с фонетическими нарушениями у детей старшего дошкольного возраста и являются прекрасной профилактикой речевых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление моторных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой ...
Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.
Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....
Использование дидактических игр и упражнений в преодолении лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНРIII уровня( описание опыта работы)
Описание опыта работы...
Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».
В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его усп...
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»
Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...
Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
В последние годы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) становится все больше и им следует оказывать специализированную помощь. У детей наблюдается низкий уровень активного слова...