Конспект образовательной деятельности – индивидуальной в старшей логопедической группе № 2 для детей с ОНР Тема: «Сказка Северного Ветерка». (Автоматизация звука [с] в слогах и словах)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

 

Конспект

образовательной деятельности – индивидуальной

 в старшей логопедической группе № 2

для детей с ОНР

Тема: «Сказка Северного Ветерка».

 (Автоматизация звука [с] в слогах и словах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_severnogo_veterka.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности – индивидуальной

 в старшей логопедической группе № 2

для детей с ОНР

Тема: «Сказка Северного Ветерка».

 (Автоматизация звука [с] в слогах и словах)

                                                                                             

                                     

                                     

                                                                                               

                                                                                                    Выполнила: учитель-логопед

                                                                                                    МДОУ «Детский сад

                                                                                                    комбинированного вида № 218»

                                                                                                     Бурковская

                                                                                                     Татьяна Валерьевна

Саратов – 2017 г.

Цель: автоматизация звука [с] в открытых слогах и словах с ними.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [с]; - упражнять в правильном произнесении звука [с] в слогах и словах;

- упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов;

- упражнять в делении слов на слоги, выделении слогов со звуком [с];

- упражнять в согласовании местоимений «мой», «моя», «мои» с существительными;

- упражнять в употреблении существительных в  Р.п. ед. ч. и мн. ч.        

     2. Коррекционно-развивающие:

- развивать  артикуляционную моторику и дыхание;

- активизировать двигательную сферу ребенка, формировать координацию движений;

- развивать фонематический слух;

- развивать внимание, память.

   3.  Коррекционно-воспитательные:

  - воспитывать желание чисто и четко произносить звуки в словах, осуществлять самоконтроль за речью.                

Оборудование: картинки по теме «Зима», пособие «Сдуй снежинку с ладошки», картинки (игрушки) «Веселый Язычок»,  «Снегурочка», «Северный Ветерок», «Сорока», коврик-тренажер, звуковые символы; картинки на звук[с]..

Ход занятия

Организационный момент.

Л: Посмотри на картинки. Какое время года нарисовал художник.

Р: Зиму.

Л: Почему ты так думаешь?

 (Составление предложений по теме «Зима» с помощью наводящих вопросов.)

Р: На земле, крышах домов, ветках деревьев лежит снег. Дети тепло одеты. Они катаются на санках, лыжах, коньках.

Развитие артикуляционной моторики, дыхания.

Л: Весело ребяткам зимой и никакие морозы их не пугают. Давай и мы с тобой поиграем, сдуем снежинку с ладошки.

 Игра «Сдуй снежинку с ладошки» -  на выработку воздушной струи.

Сдувать «снежинку» губами, затем через «трубочку».

Артикуляционная гимнастика.

Л: Наш Веселый Язычок совсем замерз. Чтобы разогреться ему надо сделать зарядку.

  1. Руки в стороны -  вместе. (На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок». Упр. сопровождать движением рук.)
  2. Прыжки на батуте. (Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя».)
  3. Язычок отдыхает на мате лежа на спине. (Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
  4. Мостик. (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт – «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.)
  5. Карате. Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. Упр. сопровождать движением рук назад-вперед (правой рукой, левой рукой, обеими руками).
  6. Бег вдоль забора. (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.)
  7. Раскачивание на брусьях.  Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Л: Согрелся Язычок. Видит ребята катаются на санках с горы (картинка-раскраска «Дети катаются с горки»). У Вани на шее шарф, а Саня вышел на улицу без шарфа. Вечером Саня вернулся домой, захотел попросить маму, чтобы она включила мультфильм про Снегурочку, а сказать ничего не может, горлышко у него простыло.

Давай попробуем отгадать, какой звук хотел произнести Саня.

Игра «Простывшее горлышко» с опорой на звуковые символы гласных. Логопед демонстрирует артикуляцию гласных [а], [у], [о], [ы] беззвучно. Ребенок отгадывает звуки.

Л: Помогли мы с тобой Сане. Включила мама ему мультик про Снегурочку как раз на том месте, где Снегурочка собирает снежинки в хоровод, а помогает ей в этом Северный Ветерок.

(Логопед предлагает ребенку вспомнить  артикуляцию звука [с]:  Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и свистит от радости.)

Игра «Поймай звук С» - развитие фонематического слуха.

 Л: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с]: А, О, С, Ы, Э, У, С, О, С, Э, А, Ы, С …

Л: Давай покажем как Северный Ветерок помогал снежинкам прилететь к Снегурочке. (Ребенок проводит пальчиком по коврику-тренажеру от снежинок к Снегурочке произнося изолированно звук [с].)  

Л: Прилетели снежинки к Снегурочке и стали кружиться в хороводе.

Физкультминутка «На полянку, на лужок…»

                                                       На полянку, на лужок

                                                       Тихо падает снежок.

                                                       И кружат снежинки,

                                                       Белые пушинки.

                                                       Полетели, понеслись,

                                                       И на землю улеглись.

                                                       Тихо спят снежинки,

                                                  Белые пушинки. 

Упражнения по развитию звукопроизношения

Звуковой анализ и синтез слогов.

Л: Снежинки то приближались друг к другу, то менялись местами (снежинки с символами звуков [с], [а], [у], [о], [ы]). Составление из звуковых символов слогов:  СА, СУ, СО, СЫ.

Проговаривание открытых слогов.

На старой березе сидела Сорока. «Я тоже могу как снежинка кружиться в воздухе» - сказала Сорока, и закружилась в хороводе снежинок:

                     са-са-са                со-со-со             су-су-су              сы-сы-сы

Л: Снегурочке понравилась Сорока и она предложила ей поиграть в «Добавлялки». Для того, чтобы правильно найти «добавлялку» надо определить последний слог в последнем слове предложения используя символ слова – веревочку с узелками, которые делят «слово» на части-слоги  (ле-са, _ _ ).

Снегурочка (взрослый) говорит:                                                      Сорока (ребенок) говорит:

Серебрятся все леса,                                                                          са-са-са, са-са-са.

Холодно зимой в лесу,                                                                      су-су-су, су-су-су.

Нет в норе хитрой лисы,                                                                    сы-сы-сы, сы-сы-сы.

В снегу застряло колесо,                                                                    со-со-со, со-со-со.

Л:  Посмотрел Саня мультфильм. Выпил молока с медом, чтобы подлечить горлышко. Открыл книжку. В книжке были картинки, названия которых начинались со знакомых слогов: са, со, су, сы. Поможем Сане подобрать слова на каждый слог.

Проговаривание слогов и слов (по 2-3 раза). Объяснить ребенку значение незнакомых слов.

са-са-са - … самолет      со-со-со – …сок            су-су-су – суп           сы-сы-сы - сын

са-са-са – …самокат       со-со-со – …сом           су-су-су – сумка      

са-са-са – …сапоги         со-со-со – …Соня         су-су-су – сундук

Грамматические игры со словами

Л.:  Саня посмотрел в окно, на ветке березы сидела Сорока. «Совсем как в мультфильме!» - сказал Саня (игрушка (картинка) «Сорока»). Он сразу же вспомнил, как летом Сорока утащила из сумки сухарь и спрятала его в своем гнезде.

Давай поиграем в игру «Чего не стало?». Какую картинку спрятала Сорока?

      (Не стало … сапог, не стало … сундука и т.д.)

      Сидит Сорока в гнезде и рассматривает картинки. Про что она говорит «мой», «моя»,  

      «мои»? Игра «Жадина» .

      (Мой самокат, моя сумка, мои сапоги…)

Итог.

Л.: Саня закрыл книжку, подошел к маме и сказал: «Мама, теперь я знаю в каких словах свистит Северный Ветерок» (припоминание ребенком слов на звук [с]). Мама улыбнулась и сказала: «Северный Ветерок свистит даже в твоем имени, С-с-с-аня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Старые сказки на новый лад»

Познавательно-речевое развитие детей  на материале русских народных сказок с  использованием театрализованной деятельности....

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме: «Моя родина - Краснодарский край»

Цель: Познакомить учащихся с государственной символикой края: гербом, флагом, гимном. Научить понимать смысл герба . Формировать уважительное отношение к государственным символам родного края, вызвать...

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе Тема: «Будем друзьями птиц»

Предлагаю вашему вниманию конспект образовательной деятельности .Область: художественно-эстетическое развитие Деятельность: конструирование из разного материала   Вид: конструирование. Это м...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми логопедической группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Сказка о снеговике»

Задачи занятия:Образовательные:Уточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [С].Продолжать формировать длительную воздушную струю.Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах, сло...

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Насекомые»

Конспект образовательной деятельности  может быть использован учителем-логопедом в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Насекомые».В хо...

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием метода наглядного моделирования: Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки»

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием метода наглядного моделирования:Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки»...