Профилактика акустической дисграфии
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Бумбуль Светлана Александровна

В статье раскрывается механизм возникновения акустической дисграфии и направления работы по развитию фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом и чтением при нормальном развитии интеллекта. Это нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом.

Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного языка. Большинство наших выпускников также попадают в группу риска по дисграфии.

Наиболее существенным критерием классификации дисграфии является несформированность определенных операций процесса письма. С учетом этого критерия можно выделить следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическая дисграфия, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия.

 Механизм акустической (фонематической) дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков (т.е с недоразвитием фонематического слуха), при этом произношение звуков является нормальным.

  У детей с этой формой дисграфии, имеется неточность образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой. Дети с данной формой дисграфии при письме смешивают буквы: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш (т.е. звонкие и глухие согласные),  М-Н, Р-Л, С-Ш, З-Ж, Сь-Щ (соноры и свистящие).

Основная работа по развитию фонематического восприятия ведется на подгрупповых занятиях логопеда, воспитатели также могут проводить игры и игровые упражнения по данному направлению в свободное от занятий время.

        Вначале работы используем игры и игровые упражнения на узнавание неречевых звуков:

  1. Кто хлопал?

Дети садятся в разных местах группы, выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Один из детей по знаку воспитателя хлопает в ладоши. После этого водящий должен определить, кто хлопал.

  1. Что звучало?

Воспитатель за ширмой воспроизводит звучание инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, погремушка и т.д.) Дети должны отгадать, какой инструмент звучал.

  1. Тихо- громко

Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Воспитатель стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если еще более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.

4. Похлопаем

 Дети повторяют ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, еще хлопок, далее варианты усложняем. В самом сложном варианте дети повторяют ритм с закрытыми глазами.

  1. Шумящие коробочки

  Насыпать вместе с детьми в мешочки или коробочки крупу, горох или фасоль, пуговицы, скрепки, бумажные шарики, песок и т.д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

  1. Что слышно?

Детям предлагают закрыть глаза, внимательно послушать и рассказать о том, что они слышали за окном.

Следующий этап - развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

  1. Хлопки

Воспитатель сообщает детям, что он будет называть различные слова.

Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся выбывает из игры.

  1. Кто летит

Ведущий сообщает детям, что он будет говорить слово летит в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.

3. Узнай по голосу

Выбирается водящий, ему закрывают глаза. Или ребенок встает спиной к остальным детям. Один из детей по знаку воспитателя зовет водящего по имени. После этого водящий должен определить, кто его позвал. Далее вместо имени можно говорить: «Ау!».

4.  Будь внимательным!

  Дети становятся напротив педагога. Сначала педагог предлагает детям потопать и похлопать. Во время объяснения взрослый сначала топает и хлопает вместе с детьми, затем просто произносит команды, а дети выполняют движения. Затем педагог предлагает новые правила.

– А теперь я вас запутаю: буду называть одни движения, а показывать другие. А вы слушайте внимательно и выполняйте то, что я говорю, а не то, что я показываю.

 В дальнейшем можно постепенно ускорять темп, а также увеличивать количество команд и движений – не только топать и хлопать, но и прыгать, ходить, приседать и т. д. Количество команд и темп выполнения задания должны соответствовать возможностям детей.

5. Съедобное – несъедобное 

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

6. Где что было 

Детям показывают несколько предметов или игрушек, лежащих на столе. Затем дети отворачиваются или закрывают глаза, один из предметов убирают или переставляют. От детей требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

На следующем этапе проводятся игры на развитие фонематического восприятия одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи.

1.Услышишь — хлопни

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

2. Кто больше? Игра-соревнование

 Детям предлагается подобрать слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

3. Внимательный слушатель (Где звук?)

 Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

4. Нужное слово

 По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

5.Зоркий глаз

 Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

6.Найди себе пару

Дети по слогам называют свои имена. По сигналу взрослого дети должны объединиться в группы, в зависимости, сколько слогов в имени.

7. Путаница

Взрослый произносит два слога, детям нужно поменять их местами и назвать получившиеся слово. (Например: ва-тык,

На-сос, ка-мас, чик-маль, ка-кош и т.д.)

8. Поезд

Для этой игры необходимо оборудование: изображение поезда и вагончиков и разные картинки. Детям предлагается посадить пассажиров в вагоны, если в слове один слог- в первый вагон, если в слове два слога- во второй вагончик, три слога- в третий, четыре – в четвертый.

Составление схем слов из цветовых символов чередуя с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы можно использовать игры «прочитай по цифрам», «отгадай по первым звукам», всевозможные ребусы и кроссворды.

Развивая фонематический слух (умение воспринимать и различать звуки речи) и обучая ребенка чтению, следует помнить, что:

-  Наша речь состоит из предложений.

-  Предложение – это законченная мысль.

-  Предложения состоят из слов.

-  Слова состоят из звуков.

-  Звук – то, что мы слышим и произносим.

-  Буква – то, что пишем и читаем.

-  Звук на письме обозначается буквой.

-  Звуки бывают гласные и согласные.

- Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.

На схеме гласные звуки обозначаем красным цветом. Гласных букв – десять: шесть - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре – йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Е, (Я- ЙА, Ю- ЙУ, Е- ЙЭ, Е-ЙО).

-  в начале слова (юла, яма); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я -А, Ю-У, Е-Э, Е-О (береза, мяч).

-  Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух выходящий

Изо рта при их произнесении, встречает преграду.

-  Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок и проверяется рукой, положенной на горло:

глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки – голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

-  Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

 согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

 всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

 всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие – зеленым.

Для успешного овладения грамотой у детей уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки:

1. Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, Р-Л-Й).

2. Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими, типа сыска вместо шишка, лыба вместо рыба и пр.)

3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:

- выделение звука на фоне слова (например: «если звук Р в слове рыба? А в словах шар, картина»);

- определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например: «На каком месте в слове машина находится звук Ш - в начале, в середине или в конце? А в словах шуба, ерш?»;

В процессе специального обучения дошкольники овладевают и более сложными видами звукового анализа слов;

- умение делить слова на слоги, а слоги на звуки;

- умение членить предложения на слова.

4. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве), что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв.

В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил.

5. Сформированность грамматической системы, которая выражается в правильном употреблении предлогов, согласовании слов в устной речи. Например, если ребенок говорит на стульев вместо на стульях, пять березов вместо пять берез и т.д. Естественно, что все это будет отражаться на письме и существенно затруднит усвоение грамматических правил.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методическая разработка содержит описание игр и упражнений для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи....

профилактика акустической дисграфии

Упражнения для профилактики акустической дисграфии.  Дифференциация звуков - С-Ш....

Игры по профилактике акустической дисграфии для дошкольников с ОНР подготовительной группы

Для профилактики акустической дисграфии предлагаю использовать игры, направленные на дифференциацию букв и звуков, смешиваемых в произношении.Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необход...

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

Профилактика акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Представлены упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слова....

Особенности профилактики акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Детей нуждающихся в логопедическом сопровождении с каждым годом становится все больше. Такие негативным тенденции можно связать не только с ухудшением соматического состояния подрастающего поколения, ...

Практические пособия и игры по профилактике акустической дисграфии у детей дошкольного возраста.

Акустическая дисграфия - это нарушение письма, связанное с недоразвитием фонематического слуха, которое проявляется в заменах звуков (букв), сходных акустически и артикуляторно. При этом подлежат взаи...