Презентация "Знаково-символическая деятельность в работе учителя-логопеда"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чеха Юлия Алексеевна

В презентации представлены материалы работы учителя-логопеда поразвитию знаково-символической деятельности..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_prezentatsii._cheha_yu.a.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) В РАБОТЕ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ   ДОШКОЛЬНИКОВ.

       

                 Составлена

учителем-логопедом

МБДОУ № 66

Чеха Ю.А.


2) "Учите ребёнка, каким - нибудь 
неизвестным ему пяти словам – 
он будет долго и напрасно мучиться, 
но свяжите двадцать таких слов с картинками, 
и он их усвоит на лету”. 
К.Д. Ушинский  (1 слайд)

 3)       Последние десятилетия характеризуются тем, что с каждым годом увеличивается число детей, не готовых к школьному обучению с точки зрения речевого развития. По данным психолого-педагогических и клинических исследований трудности в обучении встречаются у 60% учащихся начальных классов школы. 
      В связи с этим становится очень актуальной проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Важным условием успешного обучения в школе является сформированность всей речевой системы ребёнка, это и правильное звукопроизношение, развитые фонематическая, лексико-грамматические категории языка и связная речь. Именно эти компоненты лежат в основе развития речевого общения и навыков чтения и письма. 
4) Проблема. 
При работе с детьми, с нарушениями речи, было замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей слабая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. 
     Учителя-логопеды находятся в постоянном поиске новых методов, приёмов и форм эффективного коррекционного обучения на логопедических занятиях. 
  5)     Предмет исследования: использование приемов мнемотехники на логопедических занятиях с младшими школьниками. 
      Гипотеза. Работа по развитию речи старших дошкольников будет успешней, если мы на логопедических занятиях будем использовать мнемотехнические приемы,  схемы, которые являются одними из эффективных средств развития речи, облегчающие и ускоряющие процесс запоминания и усвоения информации. 

      6)  Учителя-логопеды находятся в постоянном поиске новых методов, приёмов и форм эффективного коррекционного обучения на логопедических занятиях. 
     Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. 
     Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. На логопедических занятиях с дошкольнивами я использую приемы мнемотехники и наглядного моделирования.
7)  Для начала — притча.

 В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его. 
       Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения. 
Впоследствии мнемотехника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии. 
8)  Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Детям с речевыми нарушениями сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, они только облегчают запоминание. 
То, что прочно ассоциируется, — запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, — забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. 

9) Требования к мнемотехническому приему 

При работе над созданием мнемоприема необходимо придерживаться определенных требований: 
1 Небольшой объем, предельная лаконичность, отсутствие ненужных, второстепенных деталей. 
2 Максимальная эмоциональность, образность, ассоциативность, единство которых должно вызывать интерес, позитивный настрой, положительные эмоции, развивая воображение. 
3 Особый настрой детей и логопеда, т. е. хороший психологический климат. Должны быть условия эмоционального благополучия, доброжелательного отношения. Мнемоприем должен быть озвучен эмоционально, пробуждая работу внутренней наглядности. 
10)  Одним из приемов мнемотехники, особенно на начальных этапах обучения которые я активно использую на занятиях является работа с мнемотаблицами. 
Мнемотаблица – это схема, в которую заложено определенное графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы, т.е. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, детям легче воспроизводить текстовую информацию. 
Применение мнемотаблиц, схем-моделей позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. 
В работе использую как готовые мнемотаблицы стихов, рассказов, так и мои собственные или придуманные детьми. 
      Мнемотаблицы и модели служат дидактическим материалом в моей работе для: 
• Формирования звукового звуко-буквенного анализа слов, 
• постановки, автоматизации и дифференциации звуков, 
• обогащения словарного запаса, 
• при обучении составлению рассказов, 
• при пересказах художественной литературы, 
• при отгадывании и загадывании загадок, 
• при заучивании стихов. 


11) Отдельно хотелось бы отметить использование  приёма наглядного моделирования при обучении дошкольников  рассказыванию. Одним из самых сложных видов рассказывания является составление описательных рассказов. Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Этот вид занятий сложен не только трудностью формирования у детей навыка описательного рассказывания, но и трудностью поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они очень несовершенны. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. На первом этапе мы обучаем детей составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  • принадлежность к родовидовому понятию;
  • величина;
  • цвет;
  • форма;
  • составляющие детали;
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  • как он используется;  
  • эмоциональное отношение;

По данной схеме,  возможно, составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

. Проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Несформированность навыков связной речи является серьезным препятствием для успешного обучения, и в – первую очередь по русскому языку и чтению. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. 
Многие логопеды со мной согласятся, что формирование связной речи у детей с речевой патологией, а особенно у детей с ОНР – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Для построения навыков связного текста, активизации содержательной и языковой сторон речевых высказываний учащихся мной также используются приемы мнемотехники и наглядного моделирования в виде предметно-схематических моделей, мнемотаблиц, графических рисунков. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. 
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом, которые помогают детям правильно излагать свои мысли, подбирать нужные слова и другие средства языка при программировании и построении логически последовательных и развернутых высказываний. 
Работу над связной речью, я начинаю с пересказа. Пересказ является одним из легких видов монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. 
Анализ рассказов детей пересказанных после моего прочтения текста без зрительной опоры и с применением предметно-графической схемы показал, что пересказы с применением приемов мнемотехники и наглядного моделирования, облегчает воспроизведение рассказа, у многих детей они более содержательны, развернуты, наблюдается меньше аграмматизмов при конструировании высказываний. 
Логопедические занятия по формированию связной речи включает в себя обучение учащихся составлению описательным рассказам. На протяжении многих лет одним из дидактических средств на моих занятиях являются схемы описательных рассказов. Данные схемы наравне с другими приемами позволяют формировать умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов. Происходит развитие обобщенных представлений о построении рассказа- описания предмета. Дети овладевают языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов. Идет активизация и уточнение имеющих знаний и представлений об окружающем. 

28- 36)

Работа по развитию лексико-грамматических средств речи включает в себя формирование понятий «предлог», «слово», «предложение» мной также активно используются приемы наглядного моделирования, это графические схемы, пиктограммы, ребусы. Данные средства помогают целенаправленному формированию знаний учащихся о частях речи, обогащению и уточнению словаря, совершенствованию навыков правильного построения предложений, употребления предложно-падежных конструкций. 
Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словоизменения и словообразования, употребления предложных конструкций. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным мне помогают мнемотехнические приемы. Для организации коррекционной работы для развития навыков словообразования использую дидактические игры с мнемотаблицами «Расскажи о животном», «Приготовим угощение», «Кто где находится» и другие. 

36- 38)
    Коррекционная работа по совершенствованию и коррекции произносительной стороны речи начинается с уточнения артикуляции сохранных звуков. При этом произношение каждого звука анализируется с точки зрения его слухового, зрительного и кинестетического образа и, следовательно, коррекция звукопроизношения протекает при активном участии всех анализаторов - зрительного, слухового и речедвигательного. 


    Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика. На занятиях по постановке и автоматизации звуков я разработала и использую мнемотаблицы для проведения артикуляционной гимнастики, схемы артикуляции и характеристики звуков.


39 -43.)

На своих занятиях я использую мимическую гимнастику с помощью схем – смайликов,  у детей такое упражнение вызывает интерес и радость.

44 – 50)

В старшем дошкольном  возрасте дети более подробно знакомятся с понятием “предложение” и учатся анализировать и синтезировать предложения, используя метод моделирования их. Слова – это домики, где живут «Звуковички». В домиках столько окошек, сколько слогов. Если в слове только один слог, то в домике будет одно окно, если два слога – два окна, если три слога – три окна и т.д. Если строим схему  предложения, то первую часть схему всегда выделяем: если это домики, то первый домик будет самым большим, если полоски – то первая всегда будет выше остальных.  

51)  Таким образом, я считаю, что использование приемов мнемотехники и наглядного моделирования в сочетании с другими технологиями логопедической помощи младшим школьникам с речевыми недостатками являются одними из эффективных средств развития речи, которые облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения информации. На занятиях с применением приемов наглядного моделирования и мнемотехники, учащиеся более активно включаются в учебную деятельность, что позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжение всего занятия. Данная технология развивают познавательную активность, расширяют представление о предметах и явлениях окружающего мира, способствует повышению объёму зрительной и вербальной памяти, улучшению и распределению и устойчивости внимания, активизации мыслительной и речевой деятельности на логопедических занятиях. Тем самым приемы мнемотехники и наглядного моделирования позволяют активизировать компенсаторные механизмы детей и оптимизировать процесс обучения и развития младших школьников и помогают в решении главной задачи учителя-логопеда школы – предупреждения и преодоления неуспеваемости младших школьников и в первую очередь по русскому языку чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках»

Для проекта была выбрана  знакомая детям сказка «Мешок яблок» В.Сутеева. В театрализованной деятельности представлены упражнения, которые стимулируют речевое развитие, способствуют активизации вс...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.

Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Литературно-театральное представление «По страницам сказок К.И.Чуковского».

Развитие речи детей через театральную деятельность.Заучивание слов сказки позволяет развить память детей, расширить их словарный запас, автоматизировать поставленные звуки в речи, развить просодическу...

Проектная деятельность в работе учителя - логопеда ДОУ.

Реализация проектной деятельности по различным темамОсновными задачами проектной деятельности являются:[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10407899","attributes":{"alt":"","class":"medi...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда.

Краткий обзор основных этапов работы над проектом....