Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках»
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

Лузянина Ольга Леонидовна

Для проекта была выбрана  знакомая детям сказка «Мешок яблок» В.Сутеева. В театрализованной деятельности представлены упражнения, которые стимулируют речевое развитие, способствуют активизации всех речевых и психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_korrektsiya_rechi_v_skazkah_-_osennyaya_skazka.docx654.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                      детский сад № 26  компенсирующего вида Пушкинского района                           Санкт-Петербурга

Проект

«Коррекция речи в сказках» 

                                                                                                                                                  «Осенняя сказка»

 по мотивам сказки Владимира Григорьевича Сутеева                                                         «Мешок яблок»                                                                                                      

(старшая группа)

                          Учитель – логопед: Лузянина О.Л.

                                          Воспитатели: Иванова Л.Н., Матвеева С.А.

Павловск

2015 г.

 «Осенняя сказка»                                                                                                          для старшего дошкольного возраста.

По мотивам сказки Владимира Григорьевича Сутеева                                                         «Мешок яблок»

Цель:  

          Развитие речи детей через театральную деятельность.

Задачи:                              

 Образовательные.

  • Систематизировать знания детей по блоку «Осень кормит урожаем».
  • Активизировать речевую деятельность детей.
  • Упражнять детей в умении в подборе  простых предлогов.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, фонематического слуха, правильного произношения.
  • Учить составлять связное высказывание с опорой на мнемодорожки.
  • Упражнять детей в умении обыгрывать сюжет знакомой сказки;
  • Упражнять в умении передавать интонацией голоса характер героев сказки;  развивать выразительность и темп речи, силу голоса.                           

Развивающие.

  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Стимулировать мыслительную и речевую активность
  • Развивать психические процессы: произвольное внимание, память и мышление.
  • Развивать речевое дыхание, тонкие движения пальцев рук, координацию речи и движения.
  • Использовать здоровьесберегающие технологии.

Воспитательные.

  • Совершенствовать коммуникативные  качества: партнерские отношения между детьми, дружелюбие, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту.

Оборудование: Ёлки, деревья, разноцветные листья разных деревьев, избушка, дерево с яблоками, мешок, муляжи яблок (мячики жёлтого и красного и зелёного цвета), муляжи овощей и фруктов), маски героев: медведя, вороны, ежа, зайца, белок, крота,  волка, козлят  и др. театральные атрибуты; мнемотаблица, мнеморорожки,  карандаши, рабочие листы с заданием, мяч, картинки к игре «Собери семейку» к слову гриб; музыкальные треки к занятию.

                                     Предварительная работа

  1. Знакомство с темами «Осень. Деревья», «Овощи-Фрукты», «Дары леса: грибы, ягоды», «Животный мир осенью».
  2. Игры на развитие внимания, памяти «Кто как кричит?» «Четвёртый лишний», Поможем зайчихе приготовить обед», «Угадай по вкусу сок и др.», «Что приготовим из овощей и фруктов?» и т.д.
  3. Поход детей с родителями в парк, на овощной рынок, в живой уголок.
  4. Чтение и пересказ сказок, рассказов, разучивание стихов, загадок об овощах, фруктах, грибах, животных, птицах.
  5. Составление описательных рассказов по алгоритму об овощах, фруктах, грибах, животных, птицах.
  6. Просмотр мультфильма  по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»
  7. Рассказывание и пересказ сказки В. Сутеева «Мешок яблок» с использованием мнемотаблицы и пальчикового театра.
  8. Работа по разъяснению идейного содержания сказки и пословиц, которые в ней встречаются.
  9. Чтение изменённого текста сказки, сравнение содержания с оригиналом.
  10. Игры и упражнения на развитие двигательных функций, эмоционально-волевой сферы, просодической стороны речи.
  11. Работа над лексико-грамматическим строем речи и её выразительностью, разучивание скороговорок, выполнение упражнений для артикуляции моторики.
  12. Проведение мимической гимнастики и психогимнастических этюдов.
  13. Пересказ сценарного варианта сказки по ролям.
  14. Работа над диалогической формой речи и образами героев.
  15. Театрализация сказки В.Сутеева «Мешок яблок» с использованием декораций и атрибутов.
  16. Закрепление тем на занятиях по изодеятельности, труду, музыке, во время прогулок, в утренний и вечерний отрезки времени.                    

                                     Ход занятия

Логопед

Дети

Орг. момент:                                                                                                                                      В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти                                                      Интересней приключенья вам ребята, не найти                                                                      Друг за дружкой становитесь крепко за руки беритесь.                                                                    По дорожкам по тропинкам                                                                                                                По лесу гулять пойдём                                                                                                                                    Может быть в лесу осеннем                                                                                                         Грибов корзинку  мы найдём.

Корригирующая гимнастика:                         Мы пришли в осенний лес,
Полный сказочных чудес.
Сколько листьев расписных,
Красных, жёлтых, золотых!

Речевое упражнение

- С каких деревьев опали листья?)                                                                 - Гоша, у тебя какой был листик?      И т.д.

Вот листочки высоко (рука вверх, глаза за рукой).
Вот листочки низко 
(рука вниз, глаза вниз за рукой).
Вот листочки далеко 
(рука вдаль, глазами смотреть на листик).
Вот листочки близко 
(лист поднести к глазам).
Но тут налетел ветерок
И подул на листок: “Фф-фф”.
Листочки полетели
И на землю сели.

 (С дуба, с клена, с берёзы, с рябины)

У меня жёлтый кленовый лист. У меня зелёный дубовый лист…

- А пока мы идём, давайте вспомним, каких животных можно встретить в лесу.

Динамическое упражнение (дети изображают животных)

По лосиному красиво                       Ходьба с высоким подъемом колена,

Ходит лось в лесу густом.               скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты.

По мышиному пугливо                    Бег на носочках.

Семенит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка                      Прыжки на двух ногах вправо-влево.

Все спешит запутать след.

По - медвежьи ходит мишка,           Ходьба на внешнем своде стопы.

Косолап он с детских лет.

По завалам, по оврагам

Шел медведь хозяйским шагом:

- Отвечайте, звери, мне –

Вы готовы ли к зиме?                                                                                 (В. Степанов)                                                          

- Кто по лесу здесь бродил и корзинку обронил?

- Что же здесь в корзинке?                          - Из какой сказки эти герои?

- Посмотрите дети, домик на опушке.       Да это же лесной театр!                            

- А вы любите сказки? 

Сказки учат нас добру и прилежному труду. Говорят, как надо жить, чтобы всем  вокруг дружить.

Все герои собрались?… сказка добрая начнись.

Вы тихонечко сидите, сказку «Мешок яблок посмотрите!

(Находят корзинку  с масками)

Из сказки «Мешок яблок» (Выбирают героя которого будут изображать)

Да!

 Основная часть             Инсценировка сказки

В далёком лесу, где безлюдно и тихо,

Жили-были папа-заяц и заботливая мама-зайчиха.

Жили дружно в лесу под кусточками

Со своими сыновьями и дочками.

Зайчиха.        Милый Стёпушка!

 В нашей кладовке пусто.

 Мы доели последний кочан капусты.

Отправляйся-ка ты, заюшка,

В лес за едой.

Да не забудь взять мешок с собой,

«Ведь сидя на печи не поесть калачи».

Заяц (идёт по лесу, останавливается).

Вот по лесу я иду-иду,

Ни грибов, ни ягод не найду.

Где бы мне ещё побегать, поскакать,

Где еды для зайчиков достать?

Ты зайчишка не грусти, а вокруг ты посмотри. Видишь яблонька стоит и листочками шумит. На ней яблочки, как мёд так и просятся  к нам в рот. Ты мешок свой доставай,  быстро яблок набирай. Хватит там на всех зайчишек и девчонок и мальчишек.

- Ребята, помогите зайцу собрать яблоки.

Игра «Передай яблочко»

- яблоко какое?

Заяц.  Вот спасибо, побегу, сладких яблок наберу.

Спелое, жёлтое, сладкое, твёрдое, круглое, вкусное, большое…

- Прилетела ворона и закаркала:

- Идёт заяц по лесу, тащит свой мешок…

Заяц.  Смотрите, вот это везенье –

Будет моим детишкам угощенье!

Да ещё наварим на зиму варенья!

Эх, маловат мешочек, к сожаленью!

Ворона.      

Кар-кар-кар! Караул! Украли!

Все мои яблочки собрали! Кар-кар-кар!  Безобразие!

Заяц.               

Что ты каркаешь, Каркуша?!

Посмотри, сколько яблок!

Бери и кушай!

Их здесь много ещё останется.

Всем зверюшкам в лесу достанется.                                   А у меня зайчата дома голодные сидят.

Ох! Тяжёлый мешок!

На спину не взвалить.

Придётся по земле тащить.

Речевое упражнение «Чей,чьи,чья?»

- Посмотрите на экран, на кого наткнулся  заяц в лесу?

- Как вы узнали?

- Чья мордочка видна из-за куста?

На медведя

По мордочке, ушам, хвосту и лапам

Из-за куста видна медвежья мордочка

Медвежье ухо, медвежьи лапы и медвежий хвост.

Увидел медведь зайца да как зарычит:

Медведь.     

 Р-ррррр Не бойся, косой!

Что это у тебя в мешочке?

Открывай-ка скорей, дружочек.

Заяц (показывает яблоки)

Вот яблоки, дядя Миша, угощайтесь.

Кушайте витамины,

Здоровья набирайтесь.

Медведь (надкусывает яблоко, морщится от кислоты,)

У-ух, Э-эх, яблочки хо-ро-ши-и-и! Освежают!                                        Вот спасибо побегу, сыну яблок отнесу.

Заяц. Бери сколько хочешь, не жалко.

Медведь (берёт)

Спасибо, заяц!

«Добро не пропадёт, тебе назад придёт».

- Бегут мимо бельчата весело кричат и смеются:

Речевое упражнение

Игра с шишками «Сосчитай 1-2-5 и закинь шишки в корзинку»

- берём и считаем шишки

(Заяц завязывает мешок, бегут бельчата)

Бельчата       Сколько шишек здесь вокруг, вставайте  дети с нами в круг, у кого больше попаданий, тот герой соревнований. 

– одна шишка, две шишки, … пять шишек.

Бельчата.

Дяденька заяц! Дяденька заяц!

Дай нам яблочек.

Заяц              

Бельчата, не зевайте, налетайте,

Вкусные яблочки разбирайте!        

Бельчата     

Дядя заяц, вам Спасибо!

Очень яблочки красивы. (смеются и в припрыжку убегают)

- встречает заяц ежа

- Чтобы грибы не прятались под листиками, поиграем  в игру

Заяц 

Здравствуй старый друг мой ёж,                                           Далеко ли ты идёшь?

Ёж                

Пришел сюда я за грибами

Ищу их всюду под кустами

Чтобы хватило их к зиме

Всей  моей большой семье.

Игра «Собери семейку слов»  К слову:  Гриб-грибы-грибок-грибной-грибник

Как – то раннею порой вдруг полился дождь грибной                                                                                           И из дома в тот же миг в лес отправился…. грибник.                                                                                             Чтобы принести улов, взял корзину для… .грибов.                                                                                              Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал … грибную.                                                                                Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… .грибочек.                                                                                     И обрадовался вмиг наш удачливый… .грибник.                                                                                                  Как ему не веселиться, если здесь, в земле- грибница.                                                                                Человек собрал их много и отправился домой,                                                                                                         И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.                                                                                 

- Посмотрел заяц в пустую корзинку ежа и предложил ему свои яблоки…

- Вышел Заяц на лужок, а там Коза со своими козлятами гуляет. Заяц и их угостил яблочками.

- Тут опять подлетела ворона и прокаркала:

- Ходил, ходил Заяц и устал. Увидел заяц бугорок и решил отдохнуть часок. Присел было, как вдруг…

-А недовольная ворона всё каркает:

 

- А волк – зубами щёлк

зайца дожидается, уходить не собирается.

- Бросился он на зайца…

- Тем временем  зайчиха ждала  зайца дома и плакала

- И тут раздался стук в дверь, заяц испугался…

- А это прибежали бельчата

- Тут и ёж принёс грибы

- И вновь раздался стук,

копытцем стучат козлята.

Тут же появился крот

- И вдруг страшный удар потряс дом.

Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя.

Утром вся заячья семья собралась за столом. Пришли и  гости. А на столе чего только нет!

А ворона прыгает вокруг всех и возмущённо каркает

- Как хорошо на свете жить, когда друзья вокруг

 Не надо плакать и грустить придёт на помощь друг.

-Давайте  и мы сделаем доброе дело.  Покажем лесным  гостям,   какие  можно есть вершки, а какие корешки. И что можно приготовить из ягод, грибов, овощей и фруктов (яблок).

 

Заяц             

Возьми яблок у меня, что ходить по лесу зря.

Ёж (берет)

 Вот спасибо за совет, побегу я на обед.

«Лес не без добрых зверей».

(выходят козлята)

Заяц           

Ой, Козлята – хорошие ребята, подходите, яблочки берите.

Козлята     

Спасибо, дядя заяц!

Всякий зверь помнит, кто его кормит.

Ворона  

Вот смехотура – кар! Заяц яблоки раздаёт, а дома у него кушать нечего. Зайчата голодные.

Заяц                

Лети отсюда, не каркай.

 (садится, бугор двигается, заяц падает)

Крот (Возмущённо!!!) Кто нарушил мой покой?

Заяц  (Испуганно)Это я, заяц.

Крот (принюхивается, «движение  носиком»)

Яблоками пахнет где-то.

Заяц На возьми-ка, крот, к обеду.

Крот (Улыбается)

Спасибо, дружище, я исчезаю.

И знай, я добро не забываю.

Ворона     (недовольная) 

 Кар-кар! Стой! Идёт такой добренький, щедрый, всем яблочки раздаёт.

 (эмоционально грустно, как бы плача)

А меня… Хоть бы одним яблочком угостил, не одного не дал!                                                            

Заяц (отдает последнее яблоко)

Вот самое лучшее, кушай на здоровье.

Остатки сладки.

Ворона       

Вот ещё награда, 

Мне твоего яблока не надо.

я их с детства терпеть не могу! Карр! Карр! 

А ты, заяц, доплясался,

Что без яблок остался.

Кар-кар-кар! Безобразие! Что делается!

К родным голодным детишкам идёт

И пустой мешок несёт.

Заяц               

 А я, а я обратно в лес пойду

И яблок снова полный мешок наберу.

Ворона       

 За яблоками, глупый, собирается.

Да там тебя волк дожидается.

Заяц              

  Волков бояться - в лес не ходить.

(бежит к яблоне, а там волк)

Волк              

Ну что, Заяц, пришёл  за яблочками?

Значит, ты яблочки любишь?

А я зайцев  люблю хватать и съедать.

(бросается на зайца,  тот убегает)

   

(Вздыхает)  Зайца не поймал, видно  я устал.

Зайчиха (плачет в доме)

Ночь уже наступает,

А где же Степа мой пропадает?

С ним, наверное, случилась беда.

Заяц (вбегает)

Скорей запри дверь,

Волк бежит сюда.

Заяц               

 Я ничего… совсем ничего вам не принёс, в мешке моём нынче пусто.

Зайчиха       

Не переживай, мой милый,

Нынче пусто, а завтра будет густо.

(Обращается к зайчику)

Иди спать, бедный зайчик,

Ничего (вздыхает), будет и на нашей улице праздник.

Заяц 

Это волк, не надо дверь открывать.

Бельчата 

Мама вам орехов просила передать,                                                                                     большое вам спасибо, а мы пошли гулять.

Зайчиха: Ах! (удивлённо)

Ёж 

Пока я до дома шёл,                                                                                                                  Я грибочки всё-таки нашёл.

Отведайте, пожалуйста.

А я домой пошёл.

Зайчиха: Спасибо вам (удивлённо)

Козлята 

К вам пришли козлята –хорошие ребята.

Наша мама вам передала

капусту, да крынку молока.

Зайчиха: Вот так чудеса…

Спасибо вам козлята, вы хорошие ребята.

Крот                

Я вам принёс корней и овощей.

Возьми, зайчиха, наваришь вкусных щей.

(даёт зайчихе овощи) 

Вы хорошие друзья, приходите к нам с утра!

Медведь 

Ты не бойся – это дядя Миша                                                                                             принёс вам ягоды и  мёду для зайчишек.                                                

Зайчиха   Ну, вот ещё один наш друг, как  много здесь друзей  вокруг.

Спасибо вам друзья.

Зайчиха: Ах, как гостинцы хороши

Ешьте, ешьте от души!

Ворона (возмущённо)

Как такое могло случиться -

Из пустого мешка - столько добра появиться?

Зайчиха        

Эх ты, ворона!

В пословице не зря говориться.

ВСЕ              

  Как аукнется, так и откликнется!

Если сделать раз добро - втрое в дом войдет оно.

Слайд Дидактическое упражнение «Вершки - корешки» 
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое, если есть такие.

- Дядя Миша принёс много ягод, расскажите, какой сок и варенье получится из ягод?

Речевое упражнение  с мячом  «Что приготовим из ягод и др.?»                                              

Дети отвечают полным предложением:

Из малины можно приготовить малиновый сок.

Сок  (Какой?)- малиновый, клюквенный, брусничный, ежевичный, черничный, брусничный, земляничный, рябиновый.

Варенье (Какое?)- малиновое, клюквенное, брусничное, ежевичное, черничное, брусничное

- Вы молодцы, справились с заданиями. Закончилось  наше  путешествие в сказочный осенний лес.

Вот и нам пора прощаться и со сказкой расставаться.
Сказка новая опять вас детишки будет ждать.
Вы  три  раза повернитесь, в детский садик все  вернитесь.

PS: Можно отправиться в осенний сказочный лес, на поиски волшебной корзины с мудрыми пословицами и поговорками.

В д/с пришло письмо от лесовика, в котором он просит  помощи детей, найти волшебную корзинку с мудростями.

Дети находят корзину и на протяжении всей сказки герои произносят мудрые слова.  В конце путешествия  понимают, что это и есть та самая  волшебная корзина  и просят ворону сделать доброе дело,  передать  корзину с мудростями лесовику. Довольная ворона улетает, совершая  доброе дело.

  • Сидя на печи не поесть калачи.
  • Добро не пропадёт, тебе назад придёт.
  • Лес не без добрых зверей.
  • Всякий зверь помнит, кто его кормит.
  • Волков бояться - в лес не ходить.
  • Нынче пусто, а завтра будет густо.
  • Будет и на нашей улице праздник.
  • Как аукнется, так и откликнется!
  • Если сделать раз добро - втрое в дом войдет оно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочных игр в коррекции речи детей "Сказки песочной страны"

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием песочных игр....

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.

Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...

Проектная деятельность в детском саду. «Развитие выразительности речи средствами театрализованной деятельности у детей четвертого года жизни»

«Развитие выразительности речи средствами театрализованной деятельности у детей четвертого года жизни»...

Проектная деятельность во второй младшей группе "В гостях у сказки"

АктуальностьПРОЕКТ организации совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников «В гостях у сказки!» Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное ...

«Изобразительная деятельность как средство психолого- педагогической коррекции речи детей 4-5 лет»

Консультация для педагогов.Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению сло...