Развитие речевого дыхания.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Суркова Мария Александровна

Уважаемые родители!

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает правильное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Также речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же формировать сильный плавный ротовой выдох.

Параметры правильного ротового выдоха при выполнении упражнения

• выдоху предшествует сильный вдох через нос;

 

• выдох происходит плавно, а не толчками;

 

• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

 

• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

 

• выдыхать следует, пока не закончится воздух.

 

Существуют упражнения для развития речевого дыхания, которые проводятся ежедневно в течении 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении с детьми от 3 до 6 лет, имеющими различные нарушения речи.

 

Нельзя повторять упражнения больше 4-5 раз, так как это может привести к головокружению.

«Листопад»

Вырежьте из цветной бумаги различные осенние листья и объясните ребенку, что такое листопад. Предложите ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.

 

«Погреем руки»

Предложите ребенку погреть дыханием свои или мамины руки. Обратите внимание на положение губ (рот широко открыт).

 

Усложнение: “греем руки” с одновременным длительным произнесением гласных звуков “ А, У, О ”.

 

«Волшебные пузырьки»

 

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Футболисты»

Соорудите из конструктора ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

 

Следите, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».

 

«Снегопад»

Предложите подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес.

 

Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Подуем с блинчика»

Предложите ребенку улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

 

«Свеча»

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

 

 

 

«Кораблик»

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на кораблики, сделанные из бумаги. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Можно для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов».

 

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

 

«Губная гармошка» 

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

 

«Перышко, лети!»

Подбросьте птичье перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

 

 «Чей паровоз громче гудит»

Необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком. Поднесите пузырек к губам и подуйте в него, чтобы послышался свист, затем предложите сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

 

 

Усложнение: предложите ребенку определить, какой из 2-3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Листопад»

Вырежьте из цветной бумаги различные осенние листья и объясните ребенку, что такое листопад. Предложите ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.

«Погреем руки»

Предложите ребенку погреть дыханием свои или мамины руки. Обратите внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: “греем руки” с одновременным длительным произнесением гласных звуков “ А, У, О ”.

«Волшебные пузырьки»

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Уважаемые родители!

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает правильное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Желаю успехов!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №123

Развитие речевого дыхания

Информационный буклет для родителей

 Учитель-логопед

Суркова М. А.

Речевое дыхание

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Также речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же формировать сильный плавный ротовой выдох.

Параметры правильного ротового выдоха при выполнении упражнения

• выдоху предшествует сильный вдох через нос;

• выдох происходит плавно, а не толчками;

• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

• выдыхать следует, пока не закончится воздух.

Существуют упражнения для развития речевого дыхания, которые проводятся ежедневно в течении 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении с детьми от 3 до 6 лет, имеющими различные нарушения речи.

Нельзя повторять упражнения больше 4-5 раз, так как это может привести к головокружению

Упражнения для развития речевого дыхания

«Футболисты»

Соорудите из конструктора ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

Следите, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Снегопад»

Предложите подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес.

Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Подуем с блинчика»

Предложите ребенку улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Свеча»

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Кораблик»

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на кораблики, сделанные из бумаги. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Можно для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов».

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

«Губная гармошка»  

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

«Перышко, лети!»

Подбросьте птичье перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

 «Чей паровоз громче гудит»

Необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком. Поднесите пузырек к губам и подуйте в него, чтобы послышался свист, затем предложите сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

Усложнение: предложите ребенку определить, какой из 2-3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.

бразовательное учреждение  детский сад №123

Развитие речевого дыхания

Информационный буклет для родителей

A description...

 Учитель-логопед

Суркова М. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...