Главные вкладки

    Материал по логопедии (старшая группа) на тему:
    Дидактические игры и пособия для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР


    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры и пособия для формирования навыков звукового анализа и синтеза

    КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ

       Произносим  три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагаю определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".
      Обязательно  слежу, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные. 

    НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ

        Показываю детям игрушку, например, жука и предлагаю определить, с какого звука начинается его название. После ответов  даю задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращаю внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик). 

    НАЗОВИ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ

         Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот)

    Показываю картинку и  прошу назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращаю внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук "рь", а не "р"). Когда все картинки будут рассмотрены,  предлагаю отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова. 

    ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ
           Я предлагаю детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяю, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
    Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
    Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)
    Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)
    Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.)
    Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)

     «ВЫБЕРИ ПРОДУКТ ДЛЯ ЙОГУРТА»

            Основная задача: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости.

    Сопутствующие: закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных.

    Ход игры:  назвать ряд слов или продемонстрировать картинки с дифференцируемыми по твердости – мягкости звуками, задача детей определить, как произносится данный согласный звук в каждом из слов – мягко или твердо. Фишка ставится на соответствующий кружок: синий – если согласный звук – твердый, зеленый – если мягкий.

    Дидактическое пособие

    Таким образом, ребенок доходит до цветной картинки и говорит, как будет называться варенье из определенного фрукта (ягоды).

    Усложнение: ребенок самостоятельно выбирает финишную цветную картинку, мысленно «прокладывает себе путь» к данной картинке и подбирает соответствующие слова с необходимыми звуками (твердыми или мягкими).

    «ПОМОГИ ЗАЙКЕ ДОСТАТЬ ШАРИК»

         Задача: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости.

    Ход игры: я называю ряд слов или демонстрирую картинки с дифференцируемыми по твердости – мягкости звуками, задача детей определить, как произносится данный согласный звук в каждом из слов – мягко или твердо. Фишка ставится на соответствующую ступеньку: к синему шарику, если согласный звук – твердый, к зеленому — если мягкий.

    Дидактическая игра

    Таким образом, ребенок определяет, какой шарик принадлежит герою.

    Усложнение: ребенок выбирает себе шарик (синий или зеленый) и подбирает соответствующие слова с необходимым звуком (твердым или мягким).

    «СЪЕДОБНЫЙ-НЕСЪЕДОБНЫЙ»

          Основная задача: тренировать в дифференциации звуков по звонкости – глухости.

    Ход игры: я называю ряд слов или демонстрирую картинки с дифференцируемыми по звонкости — глухости звуками. Дети с помощью пальца (фишки) начинают движение вверх к кругу с колокольчиком (если звук – звонкий) или к кругу без него (если звук – глухой).

    Игра

    Таким образом, ребенок доходит до цветной картинки и определяет, съедобное изображение картинки или нет.

    Усложнение: ребенок выбирает себе финишную цветную картинку, мысленно «прокладывает себе путь» к данной картинке и подбирает соответствующие слова с необходимыми звуками (глухими или звонкими).

    «УМНАЯ ГУСЕНИЦА»

         Основная задача: тренировать в определении позиции звука в слове.

    Сопутствующая: закреплять умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

    Ход игры: я называю ряд слов или демонстрирую картинки с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце). Дети с помощью пальца (фишки) начинают движение вверх от гусеницы к соответствующим схемам.

    Дидактическое пособие по обучению грамоте

    Таким образом, ребенок доходит до цветной картинки и определяет, есть ли в названии данной картинке заданный звук.

    Усложнение: ребенок выбирает себе финишную цветную картинку, мысленно «прокладывает себе путь» к данной картинке и подбирает соответствующие слова с нужной позицией звука.

    «ЭСТАФЕТА»

           Основная задача: тренировать в определении позиции звука в слове.

    Сопутствующая: закреплять умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

    Ход игры: я называю ряд слов или демонстрирую картинки с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце). Дети с помощью трех фишек начинают движение вверх от гусениц согласно указанной на них схеме к цветным картинкам и узнают, до какого подарка какая гусеница доберется быстрее. Так же детям предлагается определить, есть ли в названии данной картинки заданный звук.

    Дидактическое пособие Эстафета

    Усложнение — ребенок работает одной фишкой: выбирает себе финишную цветную картинку, мысленно «прокладывает себе путь» к данной картинке и подбирает соответствующие слова с нужной позицией звука.

    Представленные дидактические игры и пособия во многом решают проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза, а так же позволяют превратить сложный процесс обучения элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста в увлекательное занятие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

    Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.

     В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий   по формированию звукового анализа у де...

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.

     В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий   по формированию звукового анализа у де...

    Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

    Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....

    Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР

    Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?...

    «Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи»

    Семинар-практикум учителя-логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности (старший дошкольный возраст) «Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушения...