Консультация для родителей «Организация коррекционной работы в условиях логопедического пункта»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Путилова Наталья Игоревна

 

Цель: проинформировать родителей об организации коррекционной работы в условиях логопедического пункта МБДОУ общеразвивающего вида детского сада "Колобок".

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Родители являются законными представителями наших воспитанников. Наша задача развивать их компетентность в вопросах организации коррекционной работы на логопедическом пункте МБДОУ. Это обеспечит право родителей на активное участие в жизни детского сада, уважение и понимание, а главное это совместный поиск путей создания более эффективного процесса коррекции речи у детей.

Деятельность учителя-логопеда на логопункте отличается от работы логопедических групп специализирующих коррекционных ДОУ компенсирующего вида.

На наш логопункт в первую очередь зачисляются дети с ОВЗ (через районную ПМПК);

Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых заключений. Сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. С логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди.

Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система.

Наши занятия кратковременные 15-20 минут, краткосрочные 2-3 раза в неделю и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

Групповая работа не предполагается.

Основными задачами логопедической службы являются:- выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;

- осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;

- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

- воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;

- реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;

- взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.

Родители должны СОБЛЮДАТЬ РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ ДОМА, формируя навыки самоконтроля поставленных звуков речи у детей. Так как своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Зачастую самым трудным и длительным является этап автоматизации поставленного звука. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно.

Дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют часто весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы НОД, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы. Для ребенка нужно определить актуальные мотивации речевого самоконтроля. В связи с этим заботливые мамы и папы наших деток

обязуются выполнять следующие требования, заполняя заявку на имя заведующей ДОУ

1. По рекомендации учителя - логопеда обращаться к педиатру, невропатологу, ортодонту и другим специалистам по необходимости.

2. Систематически посещать логопедическую НОД (непосредственно образовательную деятельность) на логопедическом пункте МБДОУ дет. сад «Колобок».

Пропуски без уважительной причины не переносятся на другие дни.

3. Добросовестно выполнять домашние задания – логопедические рекомендации в течение учебного года коррекционного курса.

4. Поставленные учителем - логопедом звуки автоматизировать в повседневной речи ребенка, соблюдая речевой режим дома.

5. По приглашению учителя - логопеда посещать логопедические консультации и НОД.

В случае невыполнения мной (законным представителем ребёнка) данных требований, претензий по результатам коррекционной работы - по исправлению речи ребенка иметь не буду!

Примечание: При систематическом невыполнении требований или длительных пропусках (без уважительной причины) ребенок может быть выведен из логопедического пункта.

Последующее зачисление возможно только при наличии свободных мест.

С условиями зачисления ознакомлен (а).

Памятка логопеда родителям (правила занятий с ребёнком дома)

-Заниматься с ребёнком дома ежедневно. -Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке

-Время проведения занятий 10-15 минут -Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение

-Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

-Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.

-Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

-Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий. Выполняйте только то, что требуется в задании.

Тетрадь домашних заданий логопеда для родителей всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной.

Это также один из моментов педагогического воздействия.

Зачем логопед задаёт домашние задания?

Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал домой, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д., то есть в повседневной жизни.

Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда.

Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению

Задания логопеда родителям включают в себя основные разделы:

- Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка).

Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и как уложить правильно губы.

К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты;

с, з: язык «желобком» внизу рта( не выпадывает изо рта), губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку;

ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.

Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами.

Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).

Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно.

Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; носа

2) Сделать ватный шарик и класть на кончик языка, и сдувать целенаправленным сильным выдохом;

3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка. То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал».

Вот у вашего ребенка получился новый звук!

На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР.

Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.

Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи.

Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год.

Наберитесь терпения.

Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.

 

- Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко — слогового анализа и синтеза.

- Серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

- Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

- Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами;

вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

image

 

Предлагаю Вам артикуляционные упражнения, которые необходимо проводить

с ребенком регулярно для тренировки речевых органов

 

image

image

 

 

image

 

image

 

 

«Окошко" широко открыть рот — "жарко"

закрыть рот — "холодно"

 

"Шарик" надуть щёки сдуть щёки

 

"Орешки" рот закрыт кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

 

"Заборчик" улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 

"Дудочка" с напряжением вытянуть вперед губы

 

"Блинчик" улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу

 

"Слоник пьёт" вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника" "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

 

"Чистим, зубки" улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

 

"Месим тесто" улыбнуться пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..." покусать кончик языка зубками: ла..ла… (чередовать эти два движения)

 

Загадка: "Красная Лисичка  в норке живёт..? ( Язычок  в  ротике)

"Поймаем Лисичку" губы в улыбке приоткрыть рот произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали  за хвостик)

 

"Киска" губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

 

"Качели" улыбнуться открыть рот кончик языка за верхние зубы кончик языка за нижние зубы

 

"Часики" улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

 

"Вкусное варенье" улыбнуться открыть рот широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

 

"Чашечка" улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

 

"Маляр" губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

 

"Лошадка" вытянуть губы приоткрыть рот поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

 

"Грибочек" улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке присосать широкий язык к нёбу

 

"Гармошка" улыбнуться сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

 

"Барабанщик" улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "д--д...д..д....д.....д....." на сильном выдохе!

 

"Индюки болтают" языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл.."

 

"Пароход гудит" губы в улыбке открыть рот произнести длительно "ы-ы-ы..."

 

"Фокус " на кончик носа положить ватку широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

"Загнать мяч в ворота" "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать) Язычок  как"мяч устремляется  в ворота" между губ и  выдохнуть, не раздувая щёк.

Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг,помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены. В этом поможет восприимчивый возраст вашего ребенка.

 

 

 

 

Такой подход взаимодействия с родителями способствует не только автоматизации поставленных звуков, но и устраняет недоразвитие речи ребёнка, совершенствуя все её стороны. Инициативные родители радуют наших сотрудников, так как развиваются партнерские отношения и умения работать «в команде». Это объединяет усилия педагогов, родителей и детей с целью готовности к обучению в школе!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалифицированная коррекционная помощь в условиях логопедического пункта

Федеральный  государственный  стандарт, как совокупность обязательных требований к дошкольному образованию при реализации образовательной программы учитывает, в том числе, индивидуальные пот...

Консультация для воспитателей "Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп"

Консультация для воспитателей "Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп"...

Консультация для родителей «Организация коррекционной работы в условиях логопедического пункта»

laquo;Организация коррекционной работы в условиях логопедического пункта МБДОУ № 33»Цель: проинформировать родителей об организации коррекционной работы в условиях логопедического пун...

Мастер-класс "Организация коррекционной помощи в условиях логопедического пункта ДОУ

Обсуждение  общих и наиболее актуальных вопросов организации коррекционной помощи в условиях логопедического пункта ДОУ....

Мастер- класс« Организация коррекционной помощи в условиях логопедического пункта ДОУ»

Мастер-класс для родителей воспитанников с речевыми нарушениями....

Консультация для родителей «Организация коррекционной работы с детьми»

Задержка психического развития детей дошкольного возраста вовсе не является приговором, это особенность развития психических процессов ребёнка. Одним из действенных способов решения данной проблемы яв...

Консультация для родителей: «ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР I И II УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Цели консультации:1)Ознакомить   с    понятием  общего    недоразвития    речи    у    детей дошкольного возра...