Значение использования игр и игрушек в работе учителя-логопеда ДОУ
статья по логопедии на тему

Тюнина Татьяна Ивановна

Значение использования игр и игрушек в работе учителя-логопеда ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение использования игр и игрушек в работе учителя-логопеда ДОУ

Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания детей с ограниченными возможностями. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности.

Не касаясь описания различных форм речевых нарушений у детей, хочется подчеркнуть, что при любом речевом нарушении логопедическая работа не может ограничиваться только коррекцией того недостатка, который явно бросается в глаза. Каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную не только на формирование звуковой стороны речи, но и на развитие словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Это необходимо для общего психического развития ребенка, для его успешного обучения в школе.

Поэтому при организации занятий по развитию речи нужно исходить из того, что работа по формированию отдельных компонентов речи одновременно служит и формированию высказывания, которое является единицей речевой деятельности, причем каждое занятие кроме отработки техники речи одновременно ориентируется и на развитие коммуникативных возможностей детей.

Отрабатываемые слова и словосочетания должны включаться в детские высказывания. Необходимо развивать речевую инициативу детей, поощрять их речевую активность. Из этого же следует, что работа над речью должна проводиться в тесной связи с предметно-практической, игровой деятельностью детей, являющейся стимулом к развитию речи.

Игра – это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, ребенок переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с окружающими предметами, затем с воображаемыми, которые ему физически недоступны. В игре ребенок овладевает элементами абстракции. Он познает предметы окружающего его мира и как бы овладевает ими. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе этих подражательных игр дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Через игру дети получают возможность развития себя как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

Особо важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания. В игровой деятельности дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои умения и способности.

Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.

Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны соответствовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку анализировать, сравнивать, абстрагировать.

В процессе игры интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Психологи установили, что усвоение детьми знаний начинается с материальных действий с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия с ними переносятся в план представлений. Так, практические действия дети описывают словесно. Это отражает их взаимодействие с познаваемым ими материалом, то есть осуществляется связь между материальной и внешне речевой формами действия. Опора же на действия с предметами или их моделями, схемами постепенно сокращается, уходит. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действие в уме). Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешне речевая – предполагает рассуждения, умственная же форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у детей сформированы представления или понятия. Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.

Проведение игр с детьми, умелое руководство ими требует большого мастерства от ведущего – педагога. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет или задачу, поставленную в игре, распределить роль с учетом возможностей детей, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование согласно возрастным особенностям детей.

Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель-логопед должен обратить на нее внимание.

Вот некоторые рекомендации для организации речевых игр и упражнений:

игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут);

- они должны проводиться в неторопливом ритме;

- игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей;

- в игре должен присутствовать элемент соревнования;

- выигравший должен быть отмечен;

- в игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности;

- в процессе игры необходимо развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью;

- особое место в игре отводится учителю-логопеду. Он должен коррегировать речь детей в соответствии с их речевыми возможностями, задачами и условиями игры.

Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно условно разделить на 3 группы в соответствии с их целями:

1. Обучающие игры. Это игры на развитие слухового восприятия, слухового внимания, различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произнесение и обучающие произнесению определенных звуков в слогах, словах и предложениях; игры на развитие голосового аппарата, произнесение многосложных слов, правильную постановку ударений в словах.

2. Игры на выявление у детей простейших представлений и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве, уточняющие представления детей о размере и числе предметов. В данную группу мы определяем игры, обобщающие и систематизирующие количественные и пространственные представления у детей, обучающие их сравнению и различению предметов по общим и разным признакам, а также игры, формирующие понятия о форме геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал);

3. Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи. Сюда входят игры, которые охватывают разные части речи простые предложения, простые распространенные предложения, предлоги в предложениях и т. д.

В работе с детьми хорошо использовать дидактическую куклу. Дидактическая кукла - обучающая кукла как вид наглядного пособия, используемого для решения коррекционно-образовательных задач в дошкольной педагогике.

Ее использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей. Кукла очень креативна, поэтому логопед может ее использовать на всех видах занятия (групповых, индивидуальных, фронтальных), как орг. момент или как персонаж занятия, который помогает детям выполнить стоящие перед ними задачи или сам будет задавать задания. С помощью данных кукол успешно решаются такие коррекционные задачи как:

- формирование правильного произношения;

- формирование и выработка артикуляционных навыков и упражнений;

- постановка и автоматизация звуков;

- формирование фонематического слуха и восприятия;

- формирование слоговой структуры слова и звукобуквенного анализа и синтеза;

- усвоение лексических и грамматических средств языка;

- развитие навыков связной речи;

- обучение элементам грамоты;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование психоэмоционального опыта и развитие психических процессов.

        Игра, безусловно, помощник современного специалиста.

- Игра успешно помогает решать логопедические задачи (коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова, связной речи, фонематического слуха, грамматического строя речи).

- Игра открывает новые возможности взаимодействия и обучения детей с ОВЗ.

Использование интерактивных игр Мерсибо позволяет активно взаимодействовать с родителями и работать дистанционно.

- Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

- Игра имеет элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

- Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон.

- Игра позволяет проявить или совершенствовать свои творческие способности.

- Игра развивает воображения, память, внимание, ум.

- Игра дарит радость общения.

Использование игры в работе учителя – логопеда ДОУ в условиях внедренияФедерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов, мотивации, социализации. В игровой деятельности независимо от сознания ребёнка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Факт повышения роли игры и отказ от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса, позволяет учителю – логопеду сделать дошкольное детство более счастливым, ярким и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...