Использование пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми, имеющих нарушения речи
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Васюта Юлия Викторовна
Наблюдения за детьми, посещающих коррекционные группы детского сада показали, что у большинства отмечается отставание в развитии тонких движений пальцев рук. Им трудно правильно удерживать карандаш, работать с пластилином и ножницами. Опыт работы в логопедической группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в тесной зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы не только готовим руку к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязывании шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx386.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми,

имеющих нарушения речи»


Содержание

1. Введение  ………………………………………………………………..            2

2. Основная часть…………………………………………………………..            3

     2.1  Таблица «Содержание и технология обучения пальчиковым играм»     5

     2.2  группы пальчиковых игр и их назначение   ………………………          6

     2.3  план работы на сентябрь – октябрь  ………………………………           9

3. Заключение   ……………………………………………………………..          10

4. Список литературы  ……………………………………………………..          11

5. Приложение    ……………………………………………………………          12

                                                               

Введение

Наблюдения за детьми, посещающих коррекционные группы детского сада показали, что у большинства отмечается отставание в развитии тонких движений пальцев рук. Им трудно правильно удерживать карандаш, работать с пластилином и ножницами. Опыт работы в логопедической группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в тесной зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы не только готовим руку к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязывании шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка.

Учитывая эти особенности, я ежедневно включаю пальчиковые игры в разные виды деятельности детей: в качестве физкультминутки, в процессе наблюдений на природе, в воспитательной и образовательной деятельности. Пальчиковые игры являются не только средством развлечь ребенка, но средством развития речи и мелкой моторики. Это весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно!

В своей работе придерживаюсь следующих методических рекомендаций  к проведению пальчиковых игр:

  1. Перед игрой мы с детьми обсуждаем содержание игры, сразу при этом

отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не

только позволяет подготавливать детей к правильному выполнению

упражнений,    но   и    создаёт   необходимый    эмоциональный   настрой.

  1. Перед     началом     упражнений   дети     разогревают    ладони   лёгкими

поглаживаниями   до   приятного   ощущения   тепла.

  1. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала

правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

  1. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  2. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  3. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  4. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
  5. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
  6. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
  7. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  8. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
  9. Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

        

 

Основная часть

Исследования отечественных физиологов  доказали  взаимосвязь развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, а также  снимают умственную усталость. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

  Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.

Возраст

Содержание

Технология

До 2-х лет

Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой

Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая её вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребёнку помогают выполнить движение

С 2 до 3 лет

Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

 Знакомим с пальчиками:

 составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

 простые фигуры из пальчиков оной руки (зайчик, коза);

 согласованные действия двумя руками (домик, ворота)

С ребёнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даёт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребёнку, побуждает к звукоподражанию

 

С 3 до 4 лет

Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе.

 Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу.

 Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

 Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно правой и левой рукой

С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении

 С 4 до 5 лет

Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой.

 Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы

При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук

С 5 до 7 лет

Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно.

Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.)

Обращать внимание на качество составления фигуры,

координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет

Группы пальчиковых игр и их назначение

Игры – манипуляции.

 «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

 «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

 «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

 К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

 Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 

 «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

 В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

 Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Учитывая значимость пальчиковых игр в развитии речи детей,  я  подобрала картотеку игр, в соответствии с лексическими темами.

СЕНТЯБРЬ

       Лексическая тема

Пальчиковые игры и упражнения

      Деревья                                            

«Дерево»

«Пальчик-мальчик, где ты был?

«Будем листья собирать».

ОКТЯБРЬ

         Лексическая тема

Пальчиковые игры и упражнения

             Овощи

«Засолка капусты»

«Капуста»

«Морковка»

«Капуста»

             Фрукты

«Яблоко»

«Арбуз»

             Грибы

«Пальчики в лесу»

«За грибами, за орехами"

             Игрушки

«Кукла»

«Юла»

«Барабан»

Заключение

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Список литературы

1. Алябьева Е.А.    Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.  Методическое пособие. - М: ТЦ Сфера, 2005, - 64 с.

2. Савина Л.П.  Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М,: ООО «Издательство АСТ», 2002, - 44

3.Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И.  Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. – СПб,: КОРОНА принт, М,: Бином-Пресс, 2066,- 128 с, ил.

Приложение

ДЕРЕВЬЯ

Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,      Прижать руки тыльной стороной 

А листья на ветках зеленого цвета.             друг к другу. Пальцы ратопырены

                                                                        и подняты вверх. Шевелить

                                                                        кистями и пальцами.

Пальчик-мальчик, где ты был?

Пальчик –мальчик, где ты был?  (Показываем большие пальцы на обеих   

                                                         руках)

 С этим братцем в лес ходил,      (поочередно соединяем их с остальными

                                                        пальцами)

 С этим братцем щи варил,

 С этим братцем кашу ел,

 С этим братцем песни пел.

Будем листья собирать

Раз, два, три, четыре, пять –                Соединение одноименных пальцев. 

Будем листья собирать.

Листья березы,                                     Загибают большой палец

Листья рябины,                                    указательный

Листики тополя                                   средний

Листья осины,                                     безымянный

Листики клена                                    мизинец

Мы соберем                                        Сжимают и разжимают кулачки.

Маме осенний

Букет отнесем.

В ЛЕС ПО ЯГОДЫ

    Раз, два, три, четыре, пять              Пальцы обеих рук «здороваются» -

                                                               соприкасаются друг с другом:

                                                               сначала соединяются большие пальцы,

                                                               затем указательные и т. д.

    В лес идем мы погулять                  Указательный и средний пальцы

                                                                обеих рук «идут» по столу.

    За черникой, за малиной,                Указательным пальцем правой руки

                                                               загибать пальцы на левой, начиная с

                                                               большого.

    За брусникой, за калиной.

    Землянику мы найдем

    И братишке отнесем.                      Указательный и средний пальцы обеих

                                                               рук «идут» по столу.

ОВОЩИ.

Засолка капусты

 Мы капусту рубим-рубим,      (Движения прямыми кистями вверх-вниз)

 Мы морковку трем-трем,        (Движения кулаков от себя и к себе)

 Мы капусту солим-солим,      (Движения, изображающие посолку)

 Мы капусту жмем.                   (Интенсивное сжимание обоих рук в кулаки)

Капуста.

Что за скрип? Что за хруст?      Сцепить руки в замок и тянуть в разные

                                                      стороны, поменять руки местами.

 

Это что ещё за куст?                  Изобразить куст,  пальцы растопырены.

Как же быть без хруста?            Вращать кистями рук, пальцы растопырены.

 

Если я – капуста!                        Соединяем пальцы в кочан.

ГРИБЫ.

IMG

ЗА ГРИБАМИ, ЗА ОРЕХАМИ

    Поехали, поехали.               Крутить перед собой руками, имитируя

                                                  вращение колес.

    За грибами,                          На кулак левой руки – «ножку» гриба,

                                                   положить  ладонь правой руки, приподняв ее

                                                  немного,  чтобы образовался купол – «шляпка».

 

    За орехами.                          Показать два кулака – это «орехи».

    По кочкам,                           Переплести пальцы рук и выгнуть кисти в виде

                                                  горки.

    По ямкам,                            Не разъединяя пальцев рук, прогнуть кисти вниз

                                                  в виде ямки.

    По гладенькой дорожке.    Не разъединяя пальцев рук, установить руки

                                                  горизонтально перед грудью, а затем

                                                  разъединить  пальцы и развести руки в

                                                 стороны.

МОРКОВКА

    Красный нос в землю врос,          Изобразить морковку: собрать пальцы

                                                             правой  руки вместе, а большой палец

                                                             спрятать. Пальцы направлены вниз.

    А над ним зеленый хвост.            Изобразить ботву моркови: к правой

                                                            кисти сверху приставить левую с

                                                            растопыренными   пальцами.

    Нам зеленый хвост не нужен,     Убрать левую кисть, изображающую

                                                           ботву, оставить только саму «морковку».

    Нужен только красный нос.

КАПУСТА

    Что за скрип? Что за хруст?                Потереть кулак о кулак.

    Это что еще за куст?                           Изобразить куст капусты: соединить

                                                                   ладони в области запястья вместе,

                                                                   пальцы раздвинуть.

    Как же быть без хруста?                     Потереть ладонь о ладонь.

    Если я – капуста!                                Изобразить кочан капусты: левую

                                                                  руку сжать в кулак, а правой ладонью  

                                                                  его  обхватить.

    Летом жарко, летом душно -            Обмахивать себя руками, как веером.

    Просит дождика капуста

ИГРУШКИ

Кукла

Наша куколка гуляла                                   Шагают по столу средний

                                                                        и указательный пальчики.

И играла, и плясала.                                     Шагают по столу безымянный

                                                                        и средний пальчики.

До чего ж она устала -                                 Шагают по столу мизинчик

                                                                       и безымянный пальчики.

Забралась под одеяло.                                 Ребёнок кладёт одну руку на

                                                                       стол, а другой  закрывает её.

Юла.

Она пляшет и поёт,                                    Сжать руку в кулачок, вытянуть

И гудит, как самолёт.                                 большой палец вверх и вращать

                                                                      им в одну и в другую сторону.

Барабан.

Сам пустой,                                                Локти смотрят в стороны, пальцы

Голос густой,                                              обеих рук зажаты в кулаки.

Дробь отбивает,                                         Выставить указательные пальцы

Шагать помогает.                                       Рук и «барабанить» по поверхности

                                                                     стола.  

ФРУКТЫ.  ЯГОДЫ,

ЯБЛОКО

    Круглое, румяное              Изобразить яблоко: соединить два кулака

                                                вместе.

    Растет оно на ветке.          Прижать руки тыльной стороной друг к другу.  

                                                Пальцы ратопырены и подняты вверх. Шевелить

                                                кистями и пальцами.

    Любят его взрослые         Поднять руки вверх.

    И маленькие детки.          Опустить руки вниз, ладони держать

                                                параллельно   полу.

АРБУЗ

    Посмотрите, вырос мяч!               Левой рукой обхватить правый кулак.

    Только он не мчится вскачь        Совершать руками движения вверх-вниз, 

                                                             как скачет мяч,

    На бахче он у меня                        Положить кисти на стол.

    И растет день ото дня.                  Постепенно раздвигать пальцы и

                                                            перевести   их в позу шарика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...