Главные вкладки

    Логопедическая ритмика, как один из способов повышения двигательной активности детей с речевой патологией
    статья по логопедии на тему

    Логопедическая ритмика – это система занятий, основанная на использовании связи слова, музыки и движения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon logopedicheskaya_ritmika.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Логопедическая ритмика, как один из способов  повышения двигательной активности детей с речевой патологией.

    Логопедическая ритмика – это система занятий, основанная на использовании связи слова, музыки и движения.

    Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в разных направлениях;  упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

    Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала.

    Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизаций с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх и т.д. Введение слова дает возможность вводить  также целый ряд упражнений, руководимых стихотворным ритмом, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

    Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, составляющих основу самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

    Для повышения двигательной активности детей можно использовать различные средства логоритмики.

    Ходьба и маршировка в различных направлениях.

    Ходьба и маршировка – вводные упражнения. Они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Дети учатся ориентироваться в пространстве и коллективе, в поворотах и т.п.

    С самого начала занятий вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому следует направлять внимание детей на руководящую роль музыки.

    Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

    Эти упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Они могут быть статическими и динамическими. Постепенно количество этих упражнений сокращается.

    Цель упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

    Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы.

    В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе.

    Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. Вначале под ритмическую музыку или счет педагога гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся на шепоте и громко, изолированно и в ряду из 2-3-4 гласных. Далее на выдохе произносятся слоги, слова, четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи.

    К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации.

    При проведении артикуляционной гимнастики большое значение имеет развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий с опорой на зрительный анализатор, поэтому артикуляционная гимнастика обязательно проводится перед зеркалом.  Так как у детей с дизартрией затруднена произвольная организация движений, артикуляционную гимнастику лучше проводить в опосредованном виде, используя подражательную деятельность.

    Упражнения для развития эмоционально-волевой сферы.

    В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Необходимо использовать выразительные движения.

    Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

    Эти упражнения позволяют детям  овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий “сильно”, ”слабо”, как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения.

    В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения.

    Общеразвивающие упражнения многообразны. Кроме всестороннего воздействия на организм, с помощью этих упражнений можно избирательно корректировать развитие определенных мышц, что особенно важно для детей, страдающих дизартрией.

    Общеразвивающие упражнения могут выполняться с предметами (флажки, ленты, мячи и др.) и без них. В них развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер.

    Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки.

    Упражнения, активизирующие внимание.

    Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти. Дети учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Организуя двигательную сферу, мы тем самым формируем определенные состояния, которые заключаются в установке, т.е. готовности действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует и воспитанию внимания: его устойчивости, переключению, распределению.

    Воспитанию внимания способствуют также сигналы: слово, музыка, жест. Особенно широко используется музыка. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука позволяют регулировать смену движений и привлекать внимание детей к музыке и движению.

    На логоритмическом занятии проводится обычно одно упражнение на активизацию внимания. Его характер зависит от психомоторного напряжения предыдущего и последующего упражнений по схеме занятия.

    Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

    Эти упражнения были впервые предложены В.А.Гринер для работы с заикающимися. При их подборе следует соблюдать ряд требований:

    • материал должен соответствовать определенному этапу коррекционной работы;
    • стихотворения подбираются так, чтобы движения можно было соотнести с ритмом речи;
    • длина стихотворной строки должна быть средней;
    • должна преобладать глагольная лексика;
    • в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующее лицо;

    при подборе речевого материала должен учитываться возраст детей, их речевые и двигательные возможности.

    Упражнения для развития чувства музыкального темпа.

    Темп – это скорость музыкального исполнения. Темповый диапазон делится на три области: область медленных, умеренных и быстрых темпов.

    Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, ударах в барабан, взмахах руками и т.д. Для занятий берутся две темповые скорости: нормальная ходьба и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа.

    Для отработки темпа движения в коллективе педагогу важно знать темп движения каждого ребенка.

    Ритмические упражнения.

    Необходимо учитывать данные онтогенеза в формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом.

    Детям предлагают наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причем не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке. У них воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения. Затем движения, отражающие ритм, автоматизируются. Автоматизированное движение исключает напряженность в двигательном аппарате, развивает легкость в движении, повышает качество исполнения.

    Пение.

    При выборе песен необходимо соблюдать следующие условия: соответствие возрасту, коррекционная направленность, содержательность песни, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования текста песни.

    Игра на детских инструментах.

    Игра на детских инструментах также используется на занятиях по логоритмике. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, поскольку они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развить его творческие способности. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх.

    Особенным интересом детей пользуются самодельные музыкальные игрушки (трещотки, погремушки и т.д.).

    Игровая деятельность.

    Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами. Игры вносят разнообразие и эмоциональность. Игровой метод в виде лечебной процедуры находит все большее применение в детской практике. Соответственно психофизическому развитию дети легко поддаются воздействию посредством игр.

    Физическая и эмоциональная нагрузка в играх зависят от характера игры, состязательного начала, от ее продолжительности, условий проведения, от степени реакции играющих, их возраста, состояния двигательных навыков.

    Сложность классификации игр в лечебной терапии возрастает в связи с многочисленными задачами и условиями, которым должна отвечать игра в процессе лечения. Цели и задачи ее различны. Выделяют организующие игры, игры подготовительного характера, успокаивающего, а также целенаправленного характера.

    Игры можно классифицировать по анатомическому признаку, в зависимости от того, какая часть тела больше загружена во время игры: с преимущественным участием верхних или нижних конечностей, или с общим воздействием.

    В зависимости от числа играющих игры делятся на индивидуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления и с делением на команды.

    Соответственно тому, каково выполнение и как изменяется положение играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры можно разделить на несколько видов: игры на месте, малоподвижные и полуподвижные игры, подвижные игры.

    Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, несюжетные и игры с элементами спорта.

    Упражнения для развития слухового восприятия.

    Формирование слухового восприятия у детей  начинается с упражнений в различении неречевых звуков, резко отличающихся друг от друга. Для этого могут быть использованы различные по характеру звучания музыкальные инструменты, дающие команды для начала различных действий.

    Упражнения для развития творческой инициативы.

    К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. В облегченных вариантах эти упражнения проводятся с начала коррекционного курса, стимулируя воображение и фантазию детей, обращая их внимание на различный характер музыки, на особенности персонажей и т.д.

    Все виды игр подбираются достаточно подвижными, с четкими правилами, с текстами, отвечающими требованиям логопедической работы, с учетом речевого нарушения и отклонений в двигательной сфере детей.

    Заключительные упражнения.

    Цель этих упражнений – успокоить детей, переключить их внимание на другие занятия.

    Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки

    Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на личность. Воспитанные координированные, целенаправленные и экономные движения вызывают у ребенка чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами перцепции – кинестетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Очень важно отметить, что в детском возрасте нормализация двигательной сферы ребенка и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, естественно. Это способствует расслаблению и предупреждает возникновение психического, эмоционального и мышечного напряжения. Общая моторная подготовленность всех и отдельных групп мышц положительно влияет на нормализацию дыхательных и артикуляторных мышц. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: Развитие двигательной активности детей с элементами логоритмики и ритмики.

    Совершенствование ритмичного выполнения упражнений и движений,способствовать формированию правильной речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве логоритмических и ритмических игра...

    План-конспект занятия по физической культуре. Тема: Развитие двигательной активности детей с элементами ритмики и логоритмики.

    ПЛАН – КОНСПЕКТНепосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию в соответствии с ФГТподготовительная группа Педагог: Анищук Ирина НиколаевнаТема: Развитие двигательной...

    Комплексное логопедическое сопровождение детей с речевой патологией посредством интегрированных занятий.

    В современных условиях вопрос овладения умениями по организации и содержанию комплексного логопедического сопровождения детей дошкольного возраста является актуальным, так как совершенствование умений...

    Применение театрализованной деятельности в рамках логопедических занятий по развитию связной речи детей с речевой патологией.

    Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, "основанная на действии",совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает худож...

    Статья: "Логопедическая ритмика как один из эффективных методов вызывания речевого подражания и форма коррекции речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ".

    В статье представлен теоретический материал по вопросам взаимосвязи общей и речевой моторики, а также практический материал по использованию методов коррекции многообразных речевых и неречевых нарушен...

    Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности детей

    Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:1) «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;2) разносторонне, но умеренно влиять на мышечную си...