"Будем говорить хорошо: здоровьесберегающие технологии"
консультация по логопедии на тему

Скрипникова Татьяна Викторовна

Для сохранения и укрепления физического здоровья детей необходимо использовать  здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budem_govorit_horosho.docx43.7 КБ

Предварительный просмотр:

 «Будем говорить хорошо: здоровьесберегающие технологии»

Овладение родным языком – жизненная потребность и необходимое условие выживания. Информационная и биологическая функция языка в XXI в. обоснована научно. Как человек читает, так он думает, пишет, говорит, учится и учит! Современные представления о здоровье детей неразрывно связаны с его речевым развитием, коммуникативными возможностями и способностью найти адекватное вербальное выражение своим мыслям, чувствам, стремлениям. Насыщенное и гармоничное речевое пространство может играть роль терапевтической среды, погружение в которую способствует укреплению здоровья детей на всех структурных уровнях. Установленные к настоящему времени разнообразные взаимосвязи органов речи с различными функциональными системами человеческого организма могут служить основой для использования логоритмических, мануальных, вокальных и иных методик в игровых тренинговых занятиях, направленных на гармоничное развитие и общее оздоровление детей. Среди моих воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Поэтому у меня есть необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы. Для  сохранения и укрепления физического здоровья детей, в своей работе я использую  здоровьесберегающие технологии.                                                                                               1. Дыхательная гимнастика. Важнейшее условие правильной речи – это плавный  длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Очень важно научить ребенка правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Дыхательная гимнастика способствует выравниванию процессов возбуждения  и торможения в коре головного мозга, усвоению рефлекторных связей, положительно влияет на функции нервно-регуляторных механизмов, управляющих  дыханием. Цель коррекционно-логопедической работы: выработать сильную, направленную, длительную, плавную, ротовую воздушную струю. В работе помогает гимнастика В.М. Репиной (игры «Фокус», «Футбол», «Артистка цирка», «Солнышко и Месяц» и многие др.).  

 2. Артикуляционная гимнастика. Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. В работе использую пособия для гимнастики с картинками и стихами, «Сказки о веселом Язычке»,         «Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой» Р.Г. Бушляковой.                                                                                        3. Пальчиковая гимнастика. С целью тренировки движений пальцев рук применяю пальчиковую гимнастику.  Сегодня широко известно, что развитие  мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Игры и упражнения  с пальчиками разнообразны: пальчиковые игры с мелкими предметами; пальчиковые игры со скороговорками; пальчиковые игры со стихами; пальчиковая гимнастика; самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» (О.И. Крупенчук, Н.В. Нищева, В.В. Цвынтарный)                                                                                              4. Физкультурные минутки. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время НОД, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. Детям очень нравятся двигательно-речевые физминутки с небольшими стишками. В работе использую пособия Н.В. Нищевой,                                   Кузнецовой Е.В. и Тихоновой И.А.                                                                                     5. Логоритмические упражнения. В этих упражнениях дети учатся соотносить речь с движением, вырабатывается правильное речевое дыхание, стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма. В этой работе помогают «Логоритмические занятия» М.Ю. Картушиной,                пособия Н.В. Нищевой.                                                                                                                      6. Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. (Например: упражнение «Метелки». Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10 -15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста: Вы, метелки, усталость сметите, глазки нам хорошо освежите. Выполнять 4-5 раз.)

  7. Массаж и самомассаж: при систематическом  проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в моей работе: массаж и самомассаж лица;  артикуляционный массаж; массаж язычной мускулатуры; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. (Например: «сухие бассейны» с крупами, прищепки, пуговицы, шишки, футляры от шариковых ручек, массажные шарики, грецкие орехи и др.)                                         8. Для того чтобы включить детей в работу с первых минут занятия, пробудить интерес к познанию нового, оргмоменты провожу в разных вариантах: релаксационные, мимические и имитирующие упражнения, а также использую элементы психофизической гимнастики, которая способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости. (Например, дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают , как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок. Затем они изображают спящего кота, его  добродушный вид, мягкую походку и т.д.) В данной работе мне помогает пособие Е.А. Пожиленко.                                                9. Кинезиологические упражнения. Задания, предлагаемые ребенку, направлены на преодоление патологических синкенезий, устранение дезадаптации в процессе обучения. Такие упражнения улучшают внимание, память, формируют пространственные представления. (Упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Пианист», «Пальцеход» и др.)                                               10. Особенности речевой  деятельности отражаются на формировании у детей  сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности  его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти  у детей снижена вербальная память, страдает  продуктивность запоминания.        Для  сохранения и укрепления психического  здоровья, на своих занятиях я использую оздоровительные технологии:  – игры и упражнения на  развитие мышления, памяти, внимания. 

        Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда не требует особых усилий, но позволяет качественно развивать речевые умения, навыки и сохраняет здоровье детей.

                                    Литература:

1.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.                                                                                                        2. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 64 с.                                                                    3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 112 с. 4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 32 с.                                                                                 5. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 240 с.                                                                                                                                                           6. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.                                              7. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей / Под ред. Л.Н. Засориной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.                                    8. Репина В.М. Коррекция нарушений речи у детей. ОИПЦ «Перспективы образования, 1998. – 196 с. 9. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Издательство: КАРО. 2007. –  38 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Говорим, поём, играем и здоровье сберегаем (здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях) (из опыта работы)

Главный принцип проведения  музыкальных занятий с применением здоровьесберегающих технологий – это взаимосвязь речи, музыки и движения.Данные занятия включают в себя:коммуникативные игры и упражн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВМЕСТО ЛЕКАРСТВ ИЛИ КРАСИВО ГОВОРИТЬ ПОМОЖЕТ ....... БАБОЧКА"

Создание здоровьесберегающей среды в современном детском саду — одна из самых актуальных задач дошкольного образования, ведь с каждым годом увеличивается количество малышей, страдающих нарушениями реч...

"Будем говорить хорошо: здоровьесберегающие технологии"

Для сохранения и укрепления физического здоровья детей в работе необходимо использовать здоровьесберегающие технологии....

«Будь здоров, малыш!» Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками. Обобщение опыта работы.

Всестороннее полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья является одной из основных задач,  которую призвано решать дошко...

Развивающая технология «Я буду говорить»

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Их становится все больше и больше и степень тяжести речевых нарушений возрастает....