Речевая карта для детей с ОВЗ дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии на тему
Развернутая индивидуальная речевая карта. Удобная для отслеживания психоречевого развития ребенка с ОВЗ за весь период обучения и воспитания в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 500 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________
Дата рождения Возраст на 1.09._______ г. _________________________
Домашний адрес ________________________________
Откуда поступил в д/с Дата поступления в логопедическую группу___________
Решение медико-педагогической комиссии от Протокол № _______________
Принят на срок ______________
Заключение медико-педагогической комиссии ____________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты _____________________________
Логопед _____________________________
Заведующая ГДОУ № района (подпись)
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Мать Возраст_______________________
Образование_______________________________________________________________
Отец Возраст________________________
Образование _____________________
Жалобы родителей _________________________________________________________
Речь родителей и других членов семьи ___________________________________________
Наличие других детей в семье________________________________________________
Взаимоотношения в семье___________________________________________________
АНАМНЕЗ
Наследственные и хронические заболевания родителей______________________________
_____________________________________________________________________________________
Возраст матери при рождении ребенка__________________________________________
От какой беременности ребенок _________________________________________
Протекание беременности: токсикоз I половины, II половины, травмы, интоксикации, заболевания __
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные __
___________________________________________________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция__________________________
Крик: был, нет Наблюдалась л и асфиксия: белая, синяя ____________
_________________________________________________________________________________
Резус-фактор: отрицательный, положительный, совместимость _______________________
Вес и рост ребенка при рождении ______________________
Первое кормление на сутки. Как взял грудь. _________________________________
Вскармливание _________________________________
Из роддома выписан на день, дополнительное пребывание в роддоме, причины
______________________________________________________________________________
Отклонения в поведении в первые три месяца жизни __
________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания: ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
РАННЕЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Гуление ____ (2-3 мес.) Лепет _________ (4-8 мес.) Первые слова __________ (1 г.)
Первая фраза (1,5-2г.)
Использование жестов _________________________________
Наличие двуязычия в семье _________________________________
АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
- Аппетит
- Сон (долго засыпает, беспокойный сон, пробуждение)
- Взаимоотношения с взрослыми (ласковые, назойливые, сдержанные, безразличные,
боязливые, негативные, агрессивные) - Взаимоотношения со сверстниками (доброжелательные, агрессивные, избирательные, инициативные, пассивные, неустойчивые, негативизм)
- Игровая активность (не играет, играет один, с небольшой группой, в коллективе, избирательно) _________________
- Речевая активность в общении с окружающими (норма, отказывается говорить, многословен, малословен, зависит от настроения)
- Преобладающее настроение (веселое, спокойное, уравновешенное, тревожно-боязливое, безудержное, плаксивое, капризное )
- Часто ли меняется настроение
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1. Первичное обследование (беседа)
Как тебя зовут?____________________________ Сколько тебе лет? _ ________________
С кем ты пришел в детский сад?__________________ Где ты живешь?_________________
С кем живешь?______________________________________________________________________
Как зовут твоих родителей? ______________________________________________
Сколько у тебя пальцев на руке? _______________________ Покажи один _____________
Покажи много ____________________________________________________________
Какая у тебя любимая сказка?__________________________________________________
Понятие о частях тела, игрушках (назови, покажи)_________________________________
____________________________________________________________________________
Общая характеристика речи: речь отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, речь
отдельными словами, фразовая речь____________________________________________
__________________________________________________________________________
Особенности поведения во время обследования и занятий:
Познавательная активность (высокая – низкая)____________________________________
Внимание (устойчивое – неустойчивое)___________________________________________
Помощь (принимает или нет)____________________________________________________
Реакция на замечание и одобрение_________________________________________________
2. Исследование восприятия
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
2.1 . Зрительное восприятие | ||||||
Подбор предмета к изображению | ||||||
Контуры фигур | ||||||
Неполный рисунок | ||||||
Перечеркнутые фигуры (выделяет, нет) | ||||||
Наложенные предметы (выделяет, нет) | ||||||
Подбор картинок к цветовому фону | Различает, соотносит, называет | Различает, соотносит, называет | Различает, соотносит, называет | Различает, соотносит, называет | ||
Красный | ||||||
Желтый | ||||||
Зеленый | ||||||
Синий | ||||||
Черный | ||||||
Белый | ||||||
Коричневый | ||||||
Розовый | ||||||
Голубой | ||||||
Оранжевый | ||||||
Серый | ||||||
Подбор парных картинок из ряда | ||||||
Способ выполнения | По соотнесению, по словесной инструкции, оречевляет/ не оречевляет | По соотнесению, по словесной инструкции, оречевляет/ не оречевляет | По соотнесению, по словесной инструкции, оречевляет/ не оречевляет | По соотнесению, по словесной инструкции, оречевляет/ не оречевляет | ||
2.2. Слуховое внимание, восприятие | ||||||
Определение направления звука: «Где позвонили?» | ||||||
Дифференциация звучащих игрушек | ||||||
3. Память | ||||||
Зрительная | ||||||
слуховая | ||||||
стихотворение |
4. Праксис
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||||||||||
З года | 4 года | 5лет | 6 лет | |||||||||
4.1 . Пространственный праксис | ||||||||||||
Схема тела | ||||||||||||
Правая рука | ||||||||||||
Левая рука | ||||||||||||
Ориентировка на листе бумаги: | ||||||||||||
Вверху | ||||||||||||
Внизу | ||||||||||||
В центре | ||||||||||||
Показ предметов с точкой отсчета от себя с точкой отсчета от себя | ||||||||||||
Впереди | ||||||||||||
Позади | ||||||||||||
Вверху |
| |||||||||||
Внизу | ||||||||||||
4.2. Конструктивный праксис | ||||||||||||
Складывание пирамиды | ||||||||||||
Вкладыши | 3 5-10 | |||||||||||
Разрезные картинки, из скольких частей. | ||||||||||||
Кубики. | ||||||||||||
Сложи из палочек а) по образцу б) по памяти | а | б | а | б | а | б | а | б | ||||
Характер выполнения | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок |
4.3. Динамический праксис
Восприятие и воспроизведение ритмических структур | ! ! | ||||
! !! | |||||
! ! !! | |||||
!! !! | |||||
Кулак → ребро → ладонь |
5. Исследование моторики
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
З года | 4 года | 5лет | 6 лет | ||
5.1 . Ручная моторика | |||||
Покажи ушки (2-3 пальчика) | |||||
Покажи рожки (2-5 пальчиков) | |||||
Попеременно соедини 1 со 2,3,4,5 и обратно | Правая | ||||
Левая | |||||
Обе | |||||
Шнуровка, бант | |||||
Обьем движений | Полный, неполный | Полный, неполный | Полный, неполный | Полный, неполный | |
Переключаемость движений | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | |
Сопутствующие движения | Имеют место, нет | Имеют место, нет | Имеют место, нет | Имеют место, нет | |
Ведущая рука | |||||
5.2. Общая моторика | |||||
6. Мышление | |||||
Исключение | |||||
Обобщение | |||||
Классификация |
7. Математические представления
Счет | прямой | ||||
обратный | |||||
Геометрические фигуры | |||||
8. Временные представления | |||||
Времена года | |||||
Время суток | |||||
Дни недели | |||||
9. Внимание (достаточно устойчиво, поверхностно, быстро истощается, требует переключения) | |||||
10. Работоспособность (снижена, достаточна) |
11. Строение и подвижность артикуляторного аппарата
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||||
11.1. Мимические движения (Под счет: 3 раза в возрасте 3 и 4 лет и 5 раз в возрасте 5 и 6 лет) | Поднять брови | ||||||
Нахмурить брови | |||||||
Прищурить глаза | |||||||
Надуть - втянуть щеки | |||||||
Сглаженность носогубных складок | |||||||
11.2. Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы | Улыбка - трубочка | ||||||
Оскал | |||||||
Вибрация - «тпру» | |||||||
Движения выполняются под счет: 3 раза в возрасте 3 и 4 лет и 5 раз в возрасте 5 и 6 лет. | |||||||
11.3. Зубы: норма, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют | |||||||
11.4. Язык: массивный, маленький, девиация кончика влево/вправо, короткая подъязычная связка | Широкий удержание | ||||||
Узкий удержание 5 сек | |||||||
Узкий: влево - вправо | |||||||
Широкий: вверх - вниз | |||||||
Кончиком обвести губы | |||||||
«Цоканье» | |||||||
Движения выполняются под счет: 3 раза в возрасте 3 и 4 лет и 5 раз в возрасте 5 и 6 лет. | |||||||
Объем движений: полный, неполный | |||||||
Точность движений: сохранна, нарушена |
Тонус: сохранен, повышенный, пониженный | ||||
Темп движений: нормальный, медленный, быстрый | ||||
Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений |
| |||
Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение | ||||
Прикус: прогнатия, про-гения, открытый передний, боковой, перекрестный | ||||
Твердое нёбо: высокое узкое, плоское, расщелина, субмукозная щель | ||||
Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация влево/вправо. |
12. Общее звучание речи
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||
3 года | 4 года | 5лет | 6 лет | |
Дыхание: свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное. |
Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох | ||||
Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, дисфония | ||||
Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия |
13. Состояние звукопроизношения
Звуки | Возраст ребенка | |||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Б-П-М | ||||
В-Ф | ||||
Т – Д - Н | ||||
К-Г-Х | ||||
И (Е-Ё-Ю-Я) | ||||
С | ||||
СЬ | ||||
3 | ||||
ЗЬ | ||||
Ц | ||||
Ш | ||||
, | ||||
Щ | ||||
Ч | ||||
Л | ||||
ЛЬ | ||||
Р | ||||
РЬ |
14. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
Речевой материал | Возраст ребенка | |||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
1 – 2 класс | ||||
3 – 4 класс | ||||
5 – 6 класс | ||||
7 – 8 класс | ||||
9 – 10 класс | ||||
11 – 12 класс | ||||
13 класс | ||||
Слова сложной слог. стр - ры | ||||
Дети слепили снеговика.. | ||||
Волосы подстригают в парикмахерской. |
15. Фонематическое восприятие (повтори, покажи)
Речевой материал | Возраст ребенка | |||||
З года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Па-ба | Ба-па | |||||
Та-да | Да-та | |||||
Ка-га | Га-ка | |||||
Та -да-та | Да-та-да | |||||
Ка-га-ка | Га - ка- га | |||||
Ком - дом | ||||||
Мишка - мышка | ||||||
Зайка - сайка | ||||||
Миска - | мишка | |||||
15.1. Языковой анализ и синтез | ||||||
Начальный гласный | ||||||
Конечный гласный | ||||||
Начальный согласный | ||||||
Конечный согласный | ||||||
Есть ли звувк М в словах: мышь, дом, сук? | ||||||
Составь слово из звуков: к-о-т, в-о-д-а, л-о-д-к-а | ||||||
Начальные навыки чтения и письма |
16. Состояние лексики и грамматического строя речи
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
З года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||
16.1. Импрессивная речь | |||||
Знание существительных, глаголов и наречий (Покажи, где ...Посади куклу...) | . |
16.1.1. Понимание грамматических категорий
Понимание/ употребление предлогов | в | на | |||||||
под | над | ||||||||
перед | за | ||||||||
из | около | ||||||||
из-за | из-под | ||||||||
Мужской, средний, женский род прилагательных, и существительных | Покажи, где красная | ||||||||
Покажи, где красный | |||||||||
Покажи, где красное | |||||||||
Мужской, женский род глаголов в прошедшем времени | Покажи, где Женя поймал рыбу | ||||||||
Покажи, где Женя поймала рыбу | |||||||||
Единственное и множественное число глаголов и существительных | Покажи, где сидит аист | ||||||||
Покажи, где сидят аисты | |||||||||
Понимание падежных окончаний существительных | Покажи каран-дашом ручку | ||||||||
Покажи карандаш ручкой | |||||||||
Покажи дочку мамы | |||||||||
Покажи маму дочки | |||||||||
Понимание соотношения между членами предложения | Покажи, чем мальчик ловит рыбу | ||||||||
Покажи , кто ловит рыбу | |||||||||
Покажи, кого ловит мальчик |
Уровень понимания речи (не понимает, в пределах ситуации, на бытовом уровне, в полном объеме. объеме)) | |||||||||||
16.2. Экспрессивная речь | |||||||||||
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||||||
З года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||||||||
16.2.1. Активный словарь | |||||||||||
Конкретные существительные / Обобщающие слова | Игрушки | ||||||||||
Посуда | |||||||||||
Одежда | |||||||||||
Мебель | |||||||||||
Овощи | |||||||||||
Фрукты | |||||||||||
Дикие, домашние животные | |||||||||||
Транспорт |
Называние и показ частей объектов | Части тела: а) нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги | ||||||||||||
б) локоть, ноготь | |||||||||||||
Стул: спинка сиденье ножка | |||||||||||||
Машина: а) руль, колеса, кабина | |||||||||||||
б) кузов, фары, мотор | |||||||||||||
Кто как голос подает (с З лет); кто как пере- двигается (с 5 лет) | Кошка | ||||||||||||
Утка | |||||||||||||
Корова | |||||||||||||
Собака | |||||||||||||
Петух | |||||||||||||
Лягушка | |||||||||||||
гусь | |||||||||||||
Змея | |||||||||||||
Комар | |||||||||||||
Что делает | Воспитатель | ||||||||||||
Повар | |||||||||||||
Врач | |||||||||||||
Водитель | |||||||||||||
Кто что делает? | Спит | ||||||||||||
Моет | |||||||||||||
Умывается | |||||||||||||
Читает | |||||||||||||
Поливает | |||||||||||||
Бежит | |||||||||||||
Плавает | |||||||||||||
смеется | |||||||||||||
Антонимы | Большой | ||||||||||||
Широкий | |||||||||||||
Светлый | |||||||||||||
Больной | |||||||||||||
Сухой | |||||||||||||
Говорить | |||||||||||||
Ссориться | |||||||||||||
Радоваться | |||||||||||||
Словарный запас: резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный |
16.2.2. Словоизменение | |||||||||||
Употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа | муха | ||||||||||
огурец | |||||||||||
нож | |||||||||||
лист | |||||||||||
рукав | |||||||||||
дерево | |||||||||||
Падежи имен существи- тельных, ед.ч. | Род. пад | ||||||||||
Дат. пад. | |||||||||||
Вин. пад. | |||||||||||
Твор. пад. | |||||||||||
Предл. пад | |||||||||||
Употребление формы родительного падежа множественного числа. Много чего? | Стул | ||||||||||
Стол | |||||||||||
Карандаш | |||||||||||
Книга | |||||||||||
Мяч | |||||||||||
Чашка |
Согласование прилагательных и существительных. Назвать цвет предметов (зеленый, красный) | Лист | ||||||||||||
Занавеска | |||||||||||||
Дерево | |||||||||||||
Роза | |||||||||||||
Яблоко | |||||||||||||
Согласование числительных 2 и 5 с существительными | кукла | ||||||||||||
жук | |||||||||||||
карандаш | |||||||||||||
ключ | |||||||||||||
дерево | |||||||||||||
16 .2.3. Словообразование | |||||||||||||
Образование уменшительно-ласкательных форм | стул | ||||||||||||
подушка | |||||||||||||
мяч | |||||||||||||
кольцо | , | ||||||||||||
пуговица | |||||||||||||
Образование названий детенышей животных | У утки | ||||||||||||
У кошки | -* | ||||||||||||
У гуся | |||||||||||||
У коровы | |||||||||||||
У лошади | |||||||||||||
У собаки | |||||||||||||
Образование прилагательных от существительных: Из чего сделано? (стакан из стекла) | стекло | ||||||||||||
дерево | |||||||||||||
резина | |||||||||||||
мех | |||||||||||||
Чей? Чья? Чьё? Чьи? | Мамина сумка | ||||||||||||
Бабушкино пальто | |||||||||||||
Лисий хвост | |||||||||||||
Лисий хвост | |||||||||||||
Заячьи уши | |||||||||||||
Образование приставочных глаголов. | Ходит | ||||||||||||
Ехали | |||||||||||||
Образование глаголов совершенного вида: Что сделал? | Рисует | ||||||||||||
Убирает | |||||||||||||
Ловит | |||||||||||||
Связная речь: лепетная речь, однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение (см. форма 10) | |||||||||||||
Качество рассказа (пересказа) | |||||||||||||
Уровень необходимой помощи |
Характеристика связной речи
Речевое сопровождение игры (возраст 3 года) | ||||
Пересказ | (возраст 4 года) | (возраст 5 лет) | (возраст 6 лет) | |
Рассказ по серии сюжетных картин | (возраст 5 лет) | (возраст 6 лет) |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речевой этикет общении детей в старшем дошкольном возрасте»
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/07/picture-604840-1425751931.jpg)
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
Речевая карта составлена на основе схемы исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 5 до 7лет), автор Нищева Н.В....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-791257-1463409451.png)
Речевая карта для обследования ребенка старшего дошкольного возраста
Здесь представлены все традиционные виды обследования, необходимые для постановки логопедического заключения детям старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/03/picture-1292537-1614783409.jpg)
КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ РЕЧЕВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕ-СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
В картатеку входят :Этюд на воспроизведение черт характера; Игры на развитие внимания; Игры на развитие памяти; Этюды на выразительность жестов; Этюды на выражение основных эмоций....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-710165-1447926260.jpg)
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ОНР дошкольного возраста
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-606447-1426097900.jpg)
Конспект ОД по развитию речи с использованием интеллектуальных карт для детей подготовительной группы дошкольного возраста. Тема: «Я -человек».
Конспект открытого занятия, в рамках проекта "В здоровом теле - здоровый дух!". Ожидаемый результат - появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья дете...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/06/picture-1398218-1649256367.jpg)
Консультация для родителей на тему "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с аутизмом дошкольного возраста"
В данном материале представлена разработка конспекта консультации для родителей на тему "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с аутизмом дошкольного возраст...