Использование наглядного моделирования в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
статья по логопедии на тему

Основные задачи коррекционной работы с детьми с ОВЗ: научить детей  связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Дети с общим недоразвитием речи имеют речевую патологию, при которой нарушается формирование  всех компонентов речевой системы. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование наглядного моделирования в обучении  детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Едукина Татьяна Николаевна, учитель-логопед МБДОУ Д/с № 45 «Земляничка»

г. Якутск.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). [2, с.6]

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.

Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.

Причинами этого роста являются:

  • общая соматическая ослабленность детей;
  • педагогическая некомпетентность родителей;
  • увеличение нарушений перинатального развития детей;
  • эмоциональная депривация в семье;

Дети с общим недоразвитием речи имеют речевую патологию, при которой нарушается формирование  всех компонентов речевой системы:

  • звукопроизношение (фонетический компонент),
  • фонематический слух, т.е. умение слышать и различать звуки речи (фонематический компонент),
  • словарь (лексический компонент),
  • грамматический строй (грамматический компонент).

Ограниченность словарного запаса, трудности в овладении грамматическим строем речи затрудняют процесс развития связной речи, прежде всего, монологической. Для  высказываний  характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски. Дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные моменты сюжета и обеднять содержательную сторону речи.  

У таких детей недостаточно устойчивое внимание, ограниченные возможности ее распределения. При относительно сохраненной смысловой и логической памяти  у детей понижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают инструкции, элементы и последовательность заданий.

Одна из основных задач коррекционной работы с детьми с ОВЗ:

 - научить детей  связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни.

Учеными выделяются два основных  фактора, облегчающих процесс становления связной речи.

Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина - это наглядность.

Второй, по мнению Л.С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О.М.Дьяченко и др.)  

Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. В качестве средства воспитания выступает модель. О.М.Дьяченко определяет модель:

  • во-первых, как образец какого-либо изделия;
  • во-вторых, как уменьшенное воспроизведение или схема чего-либо. 

С.Н.Николаева считает, что модель – это предметное, графическое или действительное изображение чего-либо.

  1.  Л.А. Венгер,  и О. М. Дьяченко основной задачей развития умственных способностей, считают развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей различных типов. [1, с.7]

В обучении связной речи  метод наглядного моделирование использован со всеми видами связного высказывания:

—  описательный рассказ;

—  пересказ;

—  составление рассказов по картине и серии картин;

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

—  обучению составлять рассказы-описания по картинке;

— овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

  1. — формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями; [3, с.12]

 Схема «Расскажи, чем похожи, и чем отличаются?» учит не только умению выделять характерные особенности предметов, но и сравнивать их.

Сложными в понимании и заучивании для детей с ОНР являются загадки. Загадки часто содержат метафоры, сравнения и требуют умения анализировать. Развивающие возможности загадки огромны. Не каждую загадку можно представить с помощью схем или моделей, рисунков.  К примеру:

Загадка

Кругла, а не месяц.

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

(Репа.)

Мы решили оформить таким образом. 

Метод моделирования использован  в формировании лексико-грамматического строя речи и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

 Игра «Веселый мяч»  учит детей  употреблять в речи предлоги «на», «под», «за» и др., правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.

        

Вот играет Буратино

        В мячик весело с Мальвиной 

        Ты дружок реши задачу:

        Кто куда закинул мячик?! 

Дошкольникам предлагается назвать  и соотнести предлоги со схемой.

Игра «Распредели по секторам»  развивает умение обобщать предметы и соотносить их с символами. Предлагаем детям распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Таня\Мои рисунки\100_2391.JPG               C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Таня\Мои рисунки\100_2395.JPG

 В наглядном моделировании схемы способствуют умению согласовывать в роде, числе и падеже, согласованию существительного и числительного и т.д.

Словесная игра «Скажи наоборот» способствует обогащению словарного запаса и умению согласованию существительных с прилагательными (большой-маленький, высокий-узкий, острый-тупой).

Один из приемов работы – использование пиктограмм.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и может использоваться в следующих качествах:

– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;

– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

Рассмотрим игру «Назови и покажи». Пиктограммы слов-предметов расположены по кругу. В центре одна из пиктограмм – действий. Задание: назвать и показать кто (что)  прыгает, летает и т.д.;

 В «Составить из пиктограмм пару» задание - найти две пиктограммы по предложению:  “Самолет летит”, “Цветок растет” или  “Кузнечик  прыгает”…

При нарушениях слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой.

К примеру дошкольникам предлагаются названия предметов мебели. Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и соотносить слово со слоговой схемой.

При подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:

—  познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

— находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки;

—  сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

—  отработать навык послогового чтения.

Так например игра «Рассели картинки в дом» научит выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой. Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой дом «поселить» картинку.

Определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки способствует игра «Куда перелетела бабочка?»

Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Логопед называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова — в первый квадрат (со звездочкой), если в середине — во второй, если в конце — в третий.

В своей работе мы постарались показать  возможность использования метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР. Следует отметить, что применения данного метода не только способствует активному усвоению знаний, но и вызывает непосредственный интерес у детей, тем самым, активизируя их познавательную активность, развивает мыслительную деятельность.

Литература

  1. Венгер Л.А. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию /Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. - №3. -1982.
  2. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
  3. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...

Коррекционная работа с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В современном образовании проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей приобретает глобальный характер. В процессе коррекционной работы воспитателя возрастает  социа...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

CОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. Статья посвящена содержанию и технологии моделирования вариативной образовательной среды в соответствии с задачами комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоро...

«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на про...