конспект ознакомительного занятия на логопедическом пункте "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Цель: познакомиться с ребёнком, рассказать об органах артикуляции, развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, развитием голоса, ритмической стороной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить" | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ознакомительного занятия
на логопедическом пункте
Тема: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Подготовила учитель-логопед
Терновская Светлана Юрьевна
ГБОУ школа № 2000 г. Москва
2015
Цели: познакомиться с ребёнком (детьми); рассказать об органах артикуляции; развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, ритмической стороной речи.
Оборудование: речевые палочки, демонстрационные карточки, изображающие органы артикуляции, пособие «Домик звуков», демонстрационные (раздаточные) карточки с изображениями букв и «песенок» гласных звуков, массажные ежики, магнитофон.
Ход занятия
1. Приветствие.
Логопед: Слушай(те) внимательно и повторяй(те) за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнитесь мне, как клоуны в цирке.
Назови(те) свое имя ласково, так, как тебя называет мама.
2. Сообщение темы занятия и правил поведения во время занятий.
3. Пальчиковая гимнастика «Пальцы — дружная семья».
Логопед: Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
Читает учитель-логопед | Выполняет ребёнок |
Пальцы — дружная семья. Друг без друга им нельзя. | Ритмично сжимать и разжимать кулачки. |
Вот — большой, а это — средний, Безымянный и последний, — Наш мизинчик-малышок. Указательный забыли! | Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх. |
Чтобы пальцы дружно жили Будем их соединять И движенья выполнять. | Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем. |
Мы рога козы покажем, | Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Поднять «рога» к голове. |
И рога оленя даже. | Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове. |
Читает учитель-логопед | Выполняет ребёнок |
И про зайку не забудем, — Ушками водить мы будем. | Выдвинуть вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими. |
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить! | Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем. |
4. Беседа об органах артикуляции.
• Учитель-логопед загадывает ребёнку загадки про губы, зубы, язык. Например: «Если б не было его, не сказал бы ничего». (Язык.) Похвалить за смекалку.
• Работа с «речевыми палочками». Ребёнок по заданию учителя-логопеда показывает палочкой верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, небо. Сначала это делается с использованием зеркала, а потом и без него.
• Артикуляционные упражнения. «Окошечко», «Заборчик», «Труба», «Месим тесто», «Блинчик».
5. Динамическая пауза.
• Игра на внимание: «Нос, пол, ухо». Учитель-логопед называет поочередно предметы и указывает на них. (Нос, пол, ухо...) Ребёнок показывает пальчиком на те же предметы. Затем логопед начинает путать детей (например, называет нос, а показывает ухо). Ребёнку надо быть внимательным и не ошибаться.
• Игра «Любопытная Варвара» (на пространственную ориентировку).
Читает учитель-логопед | Выполняет ребёнок |
Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо, Смотрит вверх и смотрит вниз. Ты, Варвара, не крутись. Посмотри назад, вперед, А потом наоборот. | Выполнение движений по тексту. |
Читает учитель-логопед | Выполняет ребёнок |
Пусть немного отдохнет Шея не напряжена И расслаблена! Возвращается обратно, Расслабление приятно! | Присесть, голову опустить вниз, затем поднять. |
• Ритмическая гимнастика «Разминка. Ребёнок выполняет движения за учителем-логопедом под любую ритмичную музыку. Движения носят имитационный характер: «стираем белье», «моем окна», «поднимаемся по лесенке» и т.д.
6. Массаж пальцев рук.
Логопед: Сейчас мы отправимся в осенний лес. Отгадай загадку, чтобы узнать, кого мы встретим: под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж)
• «Ежовый массаж» (массажными мячиками-ежиками). Проводится после отгадывания загадки.
Читает учитель-логопед | Выполняет ребёнок |
Ежик, спрячь свои иголки, Мы же дети, а не волки. Спрячь свои иголки, еж. Ты колючий, ну и что ж. Мы хотим тебя погладить, Мы хотим с тобой поладить. | Учитель-логопед проводит двумя массажными ежиками по ладоням ребёнка. |
Еж иголки отряхнул, Еж свернулся и заснул. | Учитель-логопед держит массажные мячики-«ежики», а ребёнок гладит их — проводит с надавливанием по мячикам ладошками. |
• «Ореховый массаж» (проводится с использованием грецких орехов).
• Упражнение «Птичка-невеличка».
Читает учитель-логопед | Выполняет ребёнок |
Птичка ветки собрала, Птичка гнездышко свила. | Прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями. |
Птичке помогайте — Ручки развивайте. | Ребёнок из ладоней делает гнездышко. |
И снесла яичко Птичка-невеличка. | Ребёнок сидит с закрытыми глазами. Учитель-логопед кладет грецкие орехи в «гнездышко». Ребёнок катает орешки между ладонями. |
• Упражнение «Солнышко».
Читает учитель-логопед | Выполняет ребёнок |
Нарисую солнышко На своей ладошке. | Рисовать орешком «солнышко» (прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями). |
Пусть оно сияет Хоть и понарошку. | Проводить орешком по каждому пальчику. |
7. Работа над просодикой.
• Упражнение «Назови свое имя». Учитель-логопед знакомит ребёнка с картинками-символами разных эмоций: Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом-удивлением. Затем предлагает ребёнку произнести своё имя с соответствующей интонацией. (Картинки символы педагог изготавливает самостоятельно.)
• Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха). Проводится с использованием карточек. Учитель-логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует ребёнку карточки с изображениями гласных букв и их «песенок». Ребёнок должен воспроизвести соответствующую песенку.
Открываем мы глаза, Вдох — и тянем долго: А-А-А... | ______ |
Утром солнышко взошло Снизу вверх мы тянем: О-О-О... | ↑ |
Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы... | |
Ночью смотрим на звезду - Сверху вниз слетает: У-У-У... | ↓ |
Завывает пурга И не видно ни зги: И-И-И... | ______ |
Условные обозначения:
_________ — произнесение звука ровно, без изменения высоты голоса.
↑ — произнесение звука с повышением интонации.
↓ — произнесение звука с понижением интонации.
— произнесение звука с повышением и понижением интонации.
8. Работа над ритмом. Ритмическая игра «Дятел»
Учитель-логопед читает стихотворение:
Дятел дерево долбит,
Эхо точно повторит.
Затем учитель-логопед отстукивает любой ритмический рисунок (не более 5 ударов), а ребёнок повторяет его.
9. Подведение итогов занятия. Прощание.
Учитель-логопед проговаривает вместе с ребёнком | Выполняет ребёнок |
Спасибо нашим пальчикам, Спасибо язычку. | ребёнок сжимает и разжимает пальцы в кулак. |
Учитель-логопед проговаривает вместе с ребёнком | Выполняет ребёнок |
Красиво, четко, правильно Я говорить хочу. | Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)....
ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверня...
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить
В данной статье подобран материал , который поможет укрепить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму....
"Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"
В консультации предложены упражнения для развития пальцев рук дошкольников....
«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Развитие мелкой моторики...