конспект ознакомительного занятия на логопедическом пункте "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цель: познакомиться с ребёнком, рассказать об органах артикуляции, развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, развитием голоса, ритмической стороной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект         ознакомительного        занятия

на логопедическом пункте

Тема: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

                                                                        Подготовила учитель-логопед

                                                                        Терновская Светлана Юрьевна

                                                                        ГБОУ школа № 2000 г. Москва

                                                2015

Цели: познакомиться с ребёнком (детьми); рассказать об органах артикуляции; развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, ритмической стороной речи.

Оборудование: речевые палочки, демонстрационные карточки, изображающие органы артикуляции, пособие «Домик звуков», демонстрационные (раздаточные) карточки с изображениями букв и «песенок» гласных звуков, массажные ежики, магнитофон.

Ход занятия

1. Приветствие.

Логопед: Слушай(те) внимательно и повторяй(те) за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь мне, как клоуны в цирке.

Назови(те) свое имя ласково, так, как тебя называет мама.

2. Сообщение темы занятия и правил поведения во время занятий.

3. Пальчиковая гимнастика «Пальцы дружная семья».

Логопед:         Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

Читает      учитель-логопед

Выполняет ребёнок

Пальцы — дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Вот — большой,

а это — средний,

Безымянный и последний, —

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли!

Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх.

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движенья выполнять.

Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.

Мы рога козы покажем,

Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Поднять «рога» к голове.

И рога оленя даже.

Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове.

Читает учитель-логопед

Выполняет ребёнок

И про зайку не забудем, —

Ушками водить мы будем.

Выдвинуть вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими.

Чтобы четко говорить,

надо с пальцами дружить!

Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.

4. Беседа об органах артикуляции.

• Учитель-логопед загадывает ребёнку загадки про губы, зубы, язык. Например: «Если б не было его, не сказал бы ничего». (Язык.) Похвалить за смекалку.

Работа с «речевыми палочками». Ребёнок по заданию учителя-логопеда показывает палочкой верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, небо. Сначала это делается с использованием зеркала, а потом и без него.

Артикуляционные упражнения. «Окошечко», «Заборчик», «Труба», «Месим тесто», «Блинчик».

5. Динамическая пауза.

Игра на внимание: «Нос, пол, ухо». Учитель-логопед называет поочередно предметы и указывает на них. (Нос, пол, ухо...) Ребёнок показывает пальчиком на те же предметы. Затем логопед начинает путать детей (например, называет нос, а показывает ухо). Ребёнку надо быть внимательным и не ошибаться.

Игра «Любопытная Варвара» (на пространственную ориентировку).

Читает учитель-логопед

Выполняет ребёнок

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз.

Ты, Варвара, не крутись.

Посмотри назад, вперед,

А потом наоборот.

Выполнение движений по тексту.

Читает учитель-логопед

Выполняет ребёнок

Пусть немного отдохнет

Шея не напряжена

И расслаблена!

Возвращается обратно,

Расслабление приятно!

Присесть, голову опустить вниз, затем поднять.

Ритмическая гимнастика «Разминка. Ребёнок выполняет движения за учителем-логопедом под любую ритмичную музыку. Движения носят имитационный характер: «стираем белье», «моем окна», «поднимаемся по лесенке» и т.д.

6. Массаж пальцев рук.

Логопед: Сейчас мы отправимся в осенний лес. Отгадай загадку, чтобы узнать, кого мы встретим: под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж)

«Ежовый массаж» (массажными мячиками-ежиками). Проводится после отгадывания загадки.

Читает учитель-логопед

Выполняет ребёнок

Ежик, спрячь свои иголки,

Мы же дети, а не волки.

Спрячь свои иголки, еж.

Ты колючий, ну и что ж.

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить.

Учитель-логопед проводит двумя массажными ежиками по ладоням ребёнка.

Еж иголки отряхнул,

Еж свернулся и заснул.

Учитель-логопед держит массажные мячики-«ежики», а ребёнок гладит их — проводит с надавливанием по мячикам ладошками.

• «Ореховый массаж» (проводится с использованием грецких орехов).

Упражнение «Птичка-невеличка».

Читает учитель-логопед

Выполняет ребёнок

Птичка ветки собрала,

Птичка гнездышко свила.

Прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями.

Птичке помогайте —

Ручки развивайте.

Ребёнок из ладоней делает гнездышко.

И снесла яичко

Птичка-невеличка.

Ребёнок сидит с закрытыми глазами. Учитель-логопед кладет грецкие орехи в «гнездышко». Ребёнок катает орешки между ладонями.

Упражнение «Солнышко».

Читает учитель-логопед

Выполняет ребёнок

Нарисую солнышко

На своей ладошке.

Рисовать орешком «солнышко» (прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями).

Пусть оно сияет

Хоть и понарошку.

Проводить орешком по каждому пальчику.

7. Работа над просодикой.

• Упражнение «Назови свое имя». Учитель-логопед знакомит ребёнка с картинками-символами разных эмоций: Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом-удивлением. Затем предлагает ребёнку произнести своё имя с соответствующей интонацией. (Картинки символы педагог изготавливает самостоятельно.)

Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха). Проводится с использованием карточек. Учитель-логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует ребёнку карточки с изображениями гласных букв и их «песенок». Ребёнок должен воспроизвести соответствующую песенку.

Открываем мы глаза,

Вдох — и тянем долго: А-А-А...

______

Утром солнышко взошло

Снизу вверх мы тянем: О-О-О...

Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы...

Ночью смотрим на звезду -

Сверху вниз слетает: У-У-У...

Завывает пурга

И не видно ни зги: И-И-И...

______

Условные обозначения:

_________        — произнесение звука ровно, без изменения высоты голоса.

                     — произнесение звука с повышением интонации.

                     — произнесение звука с понижением интонации.

                — произнесение звука с повышением и понижением интонации.

8. Работа над ритмом. Ритмическая игра «Дятел»

Учитель-логопед читает стихотворение:

Дятел дерево долбит,

Эхо точно повторит.

Затем учитель-логопед отстукивает любой ритмический рисунок (не более 5 ударов), а ребёнок повторяет его.

9. Подведение итогов занятия. Прощание.

Учитель-логопед проговаривает вместе с ребёнком

Выполняет ребёнок

Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку.

ребёнок сжимает и разжимает пальцы в кулак.

Учитель-логопед проговаривает вместе с ребёнком

Выполняет ребёнок

Красиво, четко, правильно

Я говорить хочу.

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)....

ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария    Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверня...

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

В данной статье подобран материал , который поможет укрепить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму....

"Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"

В консультации предложены упражнения для развития пальцев рук дошкольников....