Мир на кончиках пальцев
консультация по логопедии на тему

Великолепным инструментом для развития руки и кисти ребенка являются пальчиковые игры. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Эти игры являются хорошими помощниками для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А так как в большинстве пальчиковых игр применяются стишки, потешки, считалки, параллельно развивается и речь ребенка. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, что пригодится для успешного обучения в школе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_na_konchikah_paltsev.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Мир на кончиках пальцев

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Стало модным развивать малыша с пеленок. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Это самое благодарное время провождение.
  С раннего детства малышей привлекают всевозможные предметы. Им важно трогать, нанизывать, вынимать, переворачивать, катать и бросать все, что попадется на глаза. В этом возрасте ребенком правит ее величество манипуляция. Манипуляция – это различные действия с предметами, которые помогают маленьким исследователям узнать, изучить их свойства, а вместе с тем постигать и себя. В результате этого важного процесса формируются определенные представления о предметном мире, совершенствуется рука ребенка – один из важных органов, дающий толчок развитию мышления и речи.
  Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Руки – это своего рода внешний мозг», писал Кант.
  К двум годам у ребенка появляется желание все сделать самому, поэтому часто родители слышат: «Я сам». Чем больше ребенку будет предоставлена возможность проявить себя, тем лучше будет развиваться его мозг, стимулироваться развитие речи, творческие способности, фантазия. 
  Задача педагогов – обеспечить детей первой и второй младших групп всем необходимым для игры – манипуляции, предложить малышам совместную с нами, взрослыми, игру – манипуляцию. Для этого в групповой комнате создается соответствующая предметно-развивающая среда: формы с вкладышами, игрушки для нанизывания, вдевания, разрезные картинки, мозаика, шнуровки, баночки с горлышком различной толщины для вкладывания мелких предметов и т. д. (см. таблицу №1). Занимаясь с ребенком манипуляцией, взрослый обязательно должен проговаривать свои действия и побуждать к этому ребенка. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуку и переутомление.
  Простые движения помогают убрать напряжение не только в самих руках, но и расслабить всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Почему это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую работу, самую тонкую работу, - с раннего детства нужно развивать его руку: пальцы и кисть. 
  В младшем дошкольном возрасте идет активное обучение действиям с предметами, а старшем дошкольном возрасте стоит задача – доведение этих действий до автоматизма.      Для этого воспитатель должен планировать работу по развитию мелкой моторики в специально организованной деятельности, совместной деятельности и создавать условия в повседневной деятельности детей.
  В старшем дошкольном возрасте появляется больше возможностей для развития мелкой моторики рук. Дети взрослеют, и в совместной деятельности по художественному труду, рисованию, работе с ножницами, самообслуживанию они могут проявить свои способности. Для развития мелкой моторики в повседневной жизни для детей старших групп так же создаются условия в предметно-развивающей среде (см. таблицу №1). 
  Великолепным инструментом для развития руки и кисти ребенка являются пальчиковые игры. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Эти игры являются хорошими помощниками для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А так как в большинстве пальчиковых игр применяются стишки, потешки, считалки, параллельно развивается и речь ребенка. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, что пригодится для успешного обучения в школе.
Пальчиковые игры могут применяться при проведении физминуток. В ходе физминутки детям предлагается как бы «сконструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т. д. Такая игровая деятельность вызывает у детей интерес и эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать их внимание.
В старших и подготовительных группах дети под руководством воспитателей в тетрадях в клетку начинают выполнять различные задания: рисуют палочки, дуги, овалы, круги и т. д. Это очень тонкая и сложная для детей работа, то есть идет подготовка руки к письму. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления ребенком двигательного и практического опыт, развития навыков ручной умелости.
Итак, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики рук, пальцевой умелости является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей.
В помощь воспитателям приводится таблица по оснащению предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.

              Предметно-развивающая среда для развития мелкой моторики

№ п/п

Действия

Предметно-развивающая среда и приемы обучения в младшем возрасте

Предметно-развивающая среда и приемы обучения в старшем возрасте

1

Ощупывать,
трогать

Пособия с покрытием из материалов разной фактуры (например, ладошки, цветочки, покрытие мехом, фланелью и т.д.)

Образцы различных материалов

2

Закручивать,
вывинчивать

Пластмассовые бутылочки с закручивающимися крышками, крупный пластмассовый конструктор с гайками

Пластмассовый и металлический конструктор

3

Надевать,
нанизывать,
вдевать

Пирамидки различные, цветные шнуры и палочки для нанизывания цветных колечек и шариков, крупные бусы, шнуровки, крупный материал для конструирования

Мелкие бусы различной формы, нитки для вдевания в иголку, цветные полоски для плетения, шнуровки, природный материал для конструирования и художественного труда, материал для вышивания, составления панно из ниток

4

Переворачивать,
опрокидывать

Баночки, коробочки, формочки, пирамидки различной формы, формочки для игр с песком

Материал для игр с песком, водой, различные виды конструктора

5

Вталкивать,
вынимать,
пересыпать

Бутылочки, баночки с горлышком разной ширины, мелкие предметы, семена для пересыпания, крупная мозаика

Мелкая мозаика, природный материал для художественного труда и конструирования, материал для игр с песком и водой

6

Вкладывать,
складывать,
выкладывать,
накладывать

Материал для аппликации, коробочки разной величины для вкладывания друг в друга, книжки-ширмы, геометрические фигуры для накладывания и вкладывания, развивающие игры Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, разрезные картинки, кубики, матрешки

Различный материал для аппликации и конструирования из бумаги и ткани, лото, домино, пазлы, развивающие игры Дьенеша, Воскобовича, Михайловой, палочки Кюизенера, счетный материал

7

Катать,
бросать

Шарики, мячики разных размеров и цветов, ворота, дуги, мишени

Различные мишени, дуги, мячи разных размеров и веса, спортивные игры (теннис, бадминтон, серсо)

8

Работа ножницами

Материал для аппликации и ручного труда

9

Разрывание бумаги

Игровые задания для разрывания бумаги (например, «покормим курочек зернышками»)

Бумага для аппликации способом обрывания

10

Лепка

Глина, пластилин

Глина, пластилин, цветное тесто



Список используемой литературы
1. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателей д/с. – М.: Просвещение, 1998
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Л. А. Венгера. – М.:Просвещение, 1973
3. Е. Черенкова. Оригинальные пальчиковые игры. – М.:ООО «ИД РИПОЛ классик, ООО Издательство «ДОМ XXl век» 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Сказки на кончиках пальцев

Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...