Необходимость раннего речевого воздействия на детей с нарушением в развитии
статья по логопедии по теме

Ханнанова Светлана Владимировна

В данной статье рассмотрим основные причины речевых нарушений, а также рекомендации по их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy_u_detey.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость раннего речевого воздействия на детей с нарушением в развитии

В настоящее время всё чаще встречаются различные нарушения речи у детей.  Причины нарушений могут быть разнообразными, например:

Биологическими (родовая травма, осложненный анамнез, недостаток микроэлементов , дефицит йода и фтора), патологии во время беременности, врожденные генетические заболевания)

Психологическими (различные психологические травмы, воспитание ребенка в неполной семье , неправильная расстановка ценностей)

Социальными  (дефицит внимания,  неограниченный доступ ребенка к  компьютеру, планшету, телевизору, педагогическая запущенность, отсутствие правильной разговорной речи у ближайшего окружения ребенка, снижение уровня языковой культуры)

    В норме,  этапы формирования речи проходят следующие стадии:

  • Подражания; потребности к говорению.
  • Формирование предметного словаря,  использование глаголов,  наречий.
  • Построение фразы,  расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи.
  • Развитие диалогической и монологической форм речи.

Многие речевые проблемы можно решить, если начать раннюю коррекцию. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с  природными сроками формирования навыков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной  компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.



Профилактика  речевых нарушений у детей дошкольного возраста


Пристальному вниманию подлежат в особенности дети, родившиеся с недостатками психофизического развития, прогресс в развитии этих детей зависит от своевременно оказанной коррекционно-логопедической и социально-психологической помощи.  К сожалению, зачастую коррекционная помощь ребенку начинает оказываться после 4-5 лет, быстрого результата в таком возрасте добиться крайне сложно.

Необходимые условия для правильного формирования речи

  • Своевременная  и систематическая работа по развитию речи ребенка;
  • Всестороннее развитие ребенка – сенсорное,  физическое, обучение игре, развитие психических функций: восприятия,  внимания,  памяти, мышления;
  • Создание комфортных условий для становления личности малыша;
  • Наличие правильной разговорной речи у ближайшего окружения ребенка;
  • Социализация ребенка в обществе.



Организация правильной речевой среды

 

Основа развития речи ребенка – подражание. Первоначально – на рефлекторном, двигательном, уровне, затем – более осознанном. Логопед  целенаправленно влияет на этот процесс, путем создания речевой среды. Для этого используются коммуникативные игры,  чтение сказок, потешек, работа с картинками, различные игры, развитие мелкой моторики.

Большое внимание уделяется работе по подготовке артикуляционного аппарата.  Это специальные упражнения, при необходимости массаж артикуляторных органов.

В ходе обучения игре происходит развитие понимания обращенной речи, увеличение словарного запаса, формирование диалогической и монологических форм речи, овладение грамматическими формами и конструкциями, совершенствование звуковой стороны речи. Кроме того, во время игры происходит естественная релаксация, ребенок расслабляется, отдыхает.

Отличные результаты дает использование фольклорных произведений малых форм в развитии речи у детей.

 Фольклорные произведения малых форм  - это прекрасный материал для речевого развития ребенка.

К ним относятся:

  • пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;
  • потешки – игры взрослого с ребенком ( пальчиковые игры);
  • заклички – обращения к явлениям природы ( солнцу, ветру,  дождю)
  • приговорки – обращения к насекомым, животным, птицам;
  • считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх;
  • дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны детского поведения;
  • скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи;
  • прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей несбыточностью веселят детей;
  • докучные сказочки, у которых нет конца, и которые можно обыгрывать множество раз

Фундамент психофизиологического благополучия ребенка, во многом определяющий успешность его развития в дошкольный период, закладывается в ранние годы – ранний возраст обладает особой сензитивностью, то есть восприимчивостью. Именно в этот период необходимо уделять особое внимание речевому развитию ребенка для успешной коррекции каких-либо нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития речевой активности у детей с нарушениями в развитии младшего возраста . Потребности в общении с окружающим.

При исправлении нарушения большее внимание уделяется  общедидактическим принципам воспитывающего направления; принципам систематичности, научности, наглядности, сознательности , индивидуального х...

Обобщение педагогического опыта: "Создание системы мониторинга нарушения речевого развития, как средство повышения качества коррекционного воздействия на детей с особенностями в развитии"

Создание эффективной научно-обоснованной системы комплексного логопедического обследования речи старших дошкольников с ОВЗ с целью выявления характера, симптоматики, структуры речевой патологии, а так...

Эффект коррекционного воздействия на детей с нарушениями слуха определяется:

diams; своевременностью {с момента выявления характера снижения слуха);♦ качественным слухопротезированием;♦ использованием различной качественной звукоусиливающей аппаратуры (при отсутст...

Доклад на тему: "Дополнительные средства коррегирующего воздействия для детей с нарушениями речи"

Доклад на тему: "Дополнительные средства коррегирующего воздействия для детей с нарушениями речи"...