«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ».
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.Иная картина наблюдается у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Поскольку нарушение касается всех компонентов языковой системы фонетики, лексики (небольшой словарный запас) и грамматики, то в связной речи отражаются  все эти особенности. Смысловые высказывания детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложений, отрывочностью, акцентом на внешние впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Рассказ по сюжетным картинкам представляет перечисление предметов, пересказы бедны, примитивны, описательные рассказы отсутствуют. Труднее всего детям дается самостоятельное рассказывание по памяти. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и грамматически оформленной связной речи – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_svyaznoy_monologicheskoy_rechi.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ  СВЯЗНОЙ  МОНОЛОГИЧЕСКОЙ  РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ».

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.

Известно, что дети с нормальным речевым развитием, даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к родному языку. Для детей старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов, завершается важнейший этап речевого развития – этап овладения грамматической системой языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Наиболее яркой характеристикой речи является активное освоение разных типов текстов: описание повествование, рассуждение. В процессе развития связанной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Однако у детей вызывает затруднение построения сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Иная картина наблюдается у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Поскольку нарушение касается всех компонентов языковой системы фонетики, лексики (небольшой словарный запас) и грамматики, то в связной речи отражаются  все эти особенности. Смысловые высказывания детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложений, отрывочностью, акцентом на внешние впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Рассказ по сюжетным картинкам представляет перечисление предметов, пересказы бедны, примитивны, описательные рассказы отсутствуют. Труднее всего детям дается самостоятельное рассказывание по памяти. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и грамматически оформленной связной речи – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.

Чтобы наиболее полно определить степень речевого нарушения, уровень развития связной монологической речи ребенка и наметить пути коррекционно-развивающей работы, необходимо в более полном объеме обследовать связную монологическую речь детей. При оценке речи надо учитывать: на сколько речевое развитие ребенка соответствует возрастной норме, доступность материала, степень сложности диагноза, структуру нарушения речи.

При обследовании связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста мною были использованы методы и приемы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой, Т. Б. Филичевой, В. К. Воробьевой.  

На начало учебного года фиксируются такие пробы, как:

- умение составлять простые предложения из двух, трех, четырех слов по вопросам;

- умение повторять за логопедом рассказ – описание, состоящий из двух – трех простых предложений;

- умение самостоятельно составлять рассказ – описание о предмете;

- умение пересказывать текст: а) хорошо знакомый, б) незнакомый;

- умение составлять рассказ по серии сюжетных картин;

- умение составлять рассказ по сюжетной картинке;

- умение составлять рассказ по ранее виденному (по представлению).

По результатам обследования сделаны выводы:

-развитие связной монологической речи зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем ;

- во всех видах заданий у детей обнаружились существенные нарушения программирования текста, отставание в развитии планирующей функции речи, трудности в установлении отношений между предметами и явлениями, в подборе наиболее подходящих для выражений данной мысли слов;

- выявлены трудности в построении простых и сложных предложений.

Мною обобщен опыт работы известных отечественных логопедов по развитию связной монологической речи у детей с нарушениями речи. Встал вопрос о систематизации работы по развитию связной речи.  При изучении материала была выявлена закономерность: поскольку у детей преобладает наглядно-образное мышление, то при формировании связной монологической речи необходимы вспомогательные средства обучения (прежде всего наглядность, вызывающая речевой акт и моделирование плана высказывания в виде планов-схем, схематичного зарисовывания детьми последовательности рассказа, вопросов логопеда). Анализ материала по развитию связной монологической речи у детей с ОНР указал пути работы: этапы коррекционно-развивающего обучения строятся  в порядке постепенного убывания наглядности, свертывания смоделированного плана и постепенного усложнения речевого материала.

В своей образовательной деятельности по развитию связной монологической речи дошкольников  использую разнообразные  формы, методы и приемы.

Старшая группа (1 год обучения).

Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) – 7 занятий:

-знакомство с предложением, обучение составлению простых предложений по демонстрации действий, по вопросам;

Первый этап

Составление предложения по схеме:

существительное – подлежащее в И.п ед. ч. + глагол – сказуемое 3 л. ед. ч. настоящего времени (то же во множественном числе).

Пример: Девочка ест. Мама читает.

Второй этап

Составление предложения из трех слов без предлога:

существительное в И. п. + согласованный глагол + прямое дополнение в В. п.

Пример: Девочка ест суп.

Составление предложения из трех слов без предлога:

существительное в И. п. + согласованный глагол + прямое дополнение в В. п. с окончанием – у, -ю.

Пример: Мама читает книгу.

Третий этап

Составление предложения из четырех слов без предлогов:

существительное в И. п. + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (В. п. + Р. п. в значении целого из которого выделили часть)

Пример: Девочка съела тарелку супа. Мама прочитала страницу книги.

существительное в И. п. + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (В. п. ед. ч. + Д. п. ед. ч.)

Пример: Мама читает сыну книгу.

существительное в И. п. + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (В. п. ед. ч. + Тв. п. ед. ч.)

Пример: Девочка ест суп ложкой.

Четвертый этап

Составление предложения с использованием простых предлогов (на – с, в – из, перед – за, над - под)

Пример: Мама села на стул.

-повторение за логопедом рассказа – описания, состоящего из двух-трех простых предложений;

-обучение  пересказу рассказа по наглядным действиям;

-обучение составлению  рассказа по следам наглядных действий.

Второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март) – 16-17 занятий:

- обучение распространению предложений путем введения однородных членов;

- обучение составлению  рассказов – описаний по плану;

- обучение пересказу рассказа с использованием фланелеграфа, ИКТ;

- обучение подробному пересказу короткого текста с опорой на наглядность;

- обучение пересказу  рассказа по серии сюжетных картин;

- обучение составлению  рассказа по серии сюжетных картин.

Третий период обучения (апрель, май) -12 занятий:

- усвоение конструкций сложноподчиненных и сложносочиненных предложений;

-обучение составлению  загадок-описаний по плану;

-обучение пересказу текста  без опоры на наглядность;

-обучение пересказу рассказа по сюжетной картине;

-обучение составлению  рассказа по сюжетной картине.

В подготовительной группе продолжается работа по по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов с элементами творчества.

Составление предложений по двум предметным картинкам с распространением однородными определениями.

Восстановление деформированных предложений (слова даны в разбивку; отсутствие начала, конца).

Составление небольших рассказов с использованием фланелеграфа (демонстрация «живых картинок»), ИКТ.

Составление небольших рассказов по сюжетной картинке (одно-два действия; последовательность действующих лиц: взрослые, дети, животные, неодушевленные предметы).

Составление небольших рассказов по серии сюжетных картинок (по коллективно составленному плану).

Придумывание рассказов, сказок, рассказов на основе собственного опыта.

Пересказ текста: подробный, выборочный, творческий.

Работа по развитию связной монологической речи позволяет расширять словарный запас детей, научиться грамотно строить  предложения, высказывания, что способствует успешной адаптации ребенка в современном социокультурном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Консультация "Преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук"

Обобщенная информация на тему речевого развития детей 5 – 6-летнего возраста, будет полезна воспитателям, учителям-логопедам с целью которого является познакомить педагогов с характерными особен...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...