Методическая разработка по теме: “Использование упражнений “Речь с движениями” при изучении лексических тем в логопедических группах ДОУ”.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Ольга Николаевна Антонова
В данной разработке описана система упражнений "Речь с движениями" в соответствии с изучаемыми лексическими темами в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme_rech_s_dvizheniyami.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  по теме: Использование упражнений “Речь с движениями” при изучении лексических тем в логопедических группах ДОУ”.

ОСЕНЬ. ЛЕС

           Грибы

На горе растут грибы,                            (руки вверх, хлопок над головой)

Под горой растут грибы.                       (руки через стороны вниз, хлопок)

Утром дети в лес пошли                        (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли                            (приседания)

Наклонялись, собирали,                         (наклоны вперед)

 По дороге растеряли                              (развели руки в стороны)  

           Капля

Капля раз, капля два,                              Дети садятся на пол и ладош-

Очень медленно сперва …                     ками отстукивают ритм

Вдруг стали капли поспевать,               дождя на полу.

Капля каплю догонять.

Кап, кап, кап, кап, кап.                          Дети соединяют руки над

Зонтики скорей раскроем,                     головой – зонтик.

От дождя себя укроем.      

            Боровик

По дорожке шли, боровик нашли.

Боровик боровой в мох укрылся с головой,

Мы его пройти могли – хорошо, что тихо шли.

Дети маршируют, наклоняются, руки над головой в замке, ходьба по кругу.

        Листья

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся,

И под ногами  шуршат, шелестят,

Словно опять закружиться хотят.

Кружатся на носках, руки в стороны, приседают, качают

руками вправо-влево, поднимаются, кружатся.

             Дует ветер

Дует, дует ветер, дует, завывает,

(Дети водят хоровод.)

Желтые листочки с дерева срывает,

(Останавливаются, качают поднятыми вверх руками.)

И летят листочки, кружат по дорожке,

(Кружатся на месте.)

Падают листочки прямо нам под ножки.

(Дети приседают, ладошки на пол.)

             Листопад

Осень, осень,  листопад.               (плавным движением перед собой поднять Листья жёлтые летят.                    руки вверх, а затем, как бы дирижируя ими                                                                                                                                                                

                                                                 постепенно опуская вниз)                                          Ветер дует, задувает,                      (Руки от груди не спеша развести в стороны 

                                                                 и одновременно дуть перед собой, не надувая  

                                                        щёк)

Туча солнце закрывает.              (закрыть глаза руками )    

Дождик капает с утра,                 (сжать кулаки, выставив из каждого только

                                                      указательный палец. Совершать поочередные

                                                       движения кулачками вверх-вниз, показывая

                                                       как капают капли дождя. При этом                                                                                                                                                                                                                                                                                             Осень - грустная пора.                 постепенно приседать, пока указательные       

                                                       пальцы не  дотронутся до пола.

                                                               

          Листики

Мы листики осенние

На веточках сидели.

Дунул ветер - полетели:

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Снова ветер набежал        

И листочки все поднял,

Повертел их, покружил

И на землю опустил.        

(Бег врассыпную, присесть, бег врассыпную, присесть)

             Клен

Ветер тихо клён качает                    (медленное покачивание рук над головой; 

Вправо, влево наклоняет                 ноги на ширине плеч, руки на поясе, 

Раз – наклон, два – наклон,             наклоны туловища вправо и влево)

Зашумел листвою клён.

              Клен

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз- наклон, и два – наклон,        

Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища

вправо и влево.)

               Дерево

Дерево кончается где-то в облаках,

(дети поднимают руки вверх)

Облака качаются на его руках.

(качают поднятыми руками)

Эти руки сильные рвутся в вышину,

(движение качания усиливается, корпус сгибается

вправо-влево.)

Держат небо синее, звезды и луну.

(по окончании текста все занимают и. п.)

                Деревцо

Ветер дует нам в лицо,                     (махи в лицо)

Зашумело деревцо.                           (раскачивают руками)

Ветер тише, тише, тише,                  (грозят пальцем)

Деревцо все выше, выше.                (приподнимаются)

                За грибами

Утром дети в лес пошли                   (шагают на месте)

И в лесу грибы нашли.                      (равномерные приседания)

Наклонялись, собирали,                    (наклоны вперед)

По дороге растеряли.                         (разводят руки в стороны).

                Рябинка

На холме стоит рябинка.                   (руки вверх, потянулись)

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете -            (вращение туловищем вправо, влево)

Ветер крутит, вертит ветер.

Но рябинка только гнется,                (наклоны в стороны)

Не печалится – смеется.

Вольный ветер грозно дует               (машут руками, изображая ветер)

На рябинку молодую.

ОВОЩИ

Огород

Мы пойдём  в огород,                      (шагать на месте )

Много там всего растет.                  (развести руки в стороны )

Огурцы сорвем мы с грядки,          (срывать воображаемые огурцы) 

Помидоры с кожей гладкой.          (кистями рук обрисовывать круглую 

Толстая репка                                    шарообразную форму)

Засела в землю крепко.                   (поставить руки на пояс и слегка покачать 

                                                            корпусом из стороны в сторону)

Длинная морковка                           (опустить вниз руки и соединить их                                                                                                                                                          

От нас укрылась ловко.                    внизу ладонями)         

Дёргай , дёргай из земли.                (присесть и прикрыть голову руками)

                                                           (встать и изображать движения ,как буд-  

Всё собрали – посмотри!                  то дёргаешь из земли морковь)

                                                            (развести руки в стороны)

Урожай

В огород пойдем, урожай соберем.

(Маршируют на месте.)

Мы морковки натаскаем и картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты, круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко,

(Имитируют движения.).        

И вернемся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы капусту рубим, мы морковку трем,

Мы капусту солим, мы капусту жмем.

(Руками имитируют движения по тексту.)

Дом зеленый тесноват, узкий, длинный, гладкий.

(Дети идут в хороводе.)

В доме рядышком сидят круглые ребятки.

(Садятся на стулья.)

Осенью пришла беда – треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда круглые ребятки.

(Дети разбегаются по комнате.)

Вот все рядышком сидят

И на солнышко глядят.

Выбегает тут редиска,        

Поклонившись низко, низко,

На носочках покружилась

И на место воротилась.        

Вот протопал очень важно,

Посмотрел на всех отважно,

Очень красный, очень гладкий,

Дождем вымытый на грядке помидор.

А зеленая капуста,

Растопырив листья густо,

Тихо прошумела

И на место села.

А за ней сердитый лук

По дорожке прошагал

И на грядку снова встал.

(Упражнение выполняется по тексту)

        Огородник

Я в огород пойду,                             (шаги на месте)

Овощи сорву.                                    

Морковку,                                         (делать шаг на каждое название овощей)

Капусту,        

Репу, …

ФРУКТЫ

Это …яблоко                              (руки протянуть ладонями вверх, как бы  

                                                       показывая яблоко)

В саду растут  яблоки.               (посмотреть наверх и поднять руки вверх,

                                                       как бы показывая яблоки, висящие на  

Мы сорвали много яблок.           дереве)

                                                      (поочерёдно поднимать и опускать руки,  

                                                        совершая хватательные движения ,как бы

                                                        срывая с дерева яблоки )

Мы кусочек откусили                 (широко открыть рот и произнести а-а-м) 

Пожевали: та-та-та-та,                (пожевать зубами широкий кончик языка)       

Проглотили.                                 (почмокать губами )                                                                                                                                                                                                                                                                                         Ах, как вкусно,

 Ароматно                                 (поднести ладони к лицу и втянуть воздух)   Удивительно приятно!            (облизать губы круговыми движениями

                                                     языка – верхнюю, а потом нижнюю)        

           Компот

Будем мы варить компот. Фруктов нужно много, вот:

(Дети маршируют, образуя круг.)

Будем яблоки крошить, груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок, слив положим и песок.

(Крошат, рубят, кладут.)

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

(Приседают, хлопают в ладоши.)

 

            Яблоко

Вот так яблоко! Оно соку спелого полно.

Руку протяните, яблоко сорвите.

(Дети тянутся правой рукой вверх.)

Стал ветер веточку качать, трудно яблочко достать.

(Качают двумя руками над головой.)

Подпрыгну, руки протяну и быстро яблоко сорву!

(Подпрыгивают, хлопая ладошами над головой.)

Я в сад пойду,                           (идут по кругу)

Фрукты соберу.                         (останавливаются)

Яблоки,                                      (делают шаг на каждое название фруктов)

Груши,        

 Сливы, …

ДЕТСКИЙ     САД

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад,

(Маршируют по кругу)

Все садились за обед

И съедали сто котлет,

(Садятся на ковер.)

А потом ложились спать

На удобную кровать.

(Руки под щеку.)

              Я иду
Я иду, и ты идешь – раз, два, три!

Я пою,  и ты поешь – раз, два, три!

Мы идем, и мы поем – раз, два, три!

Очень дружно мы живем – раз, два, три!

(Маршируют, высоко поднимая колени,

меняя направление движения на каждую строчку.)

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ручками хлопают, ножками топают,

Глазками моргают, потом отдыхают.

(Выполняют действия по тексту,

на последних словах ложатся на ковер.)

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(Пальцы в замок.)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Ладони прижаты друг к другу.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять.

(Подушечки пальчиков постукивают

друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

(Руки вниз,  встряхивают кистями.)

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Ножками топают, ручками хлопают,

Головками кивают и тихо приседают.

(Движения по тексту.)

Девочки и мальчики                                   (прыжки на двух ногах)     

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,                                      (топают ногами)

Ручками хлопочут.                                      (хлопают руками)

        

         Качели

Кач–кач–кач - летят качели.       (ритмично покачивают руками внизу

                                                        из стороны в сторону.)

Так захватывает дух.        

Все сильнее бьется сердце:

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук.     (поднимают руки резко вверх.

                                                        ритмично постукивают кулачками)

Вверх и вниз и снова к солнцу.  (ритмично поднимают руки вверх ,вниз,

                                                       снова вверх.)

Словно птица ты летишь.           (ритмично взмахивают руками)

Выше, выше, выше, выше!-

Вновь товарищам кричишь.       (приседают, ритмично встают, поднимая   руки)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование упражнений на координацию движений с речью

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. ...

Картотека игр на координацию речи с движением по различным лексическим темам.

игры на развитие координацию речи с движением. преддназначены для воспитателей, логопедов и родителей...

Методическая разработка на тему «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»

Методическая разработка на тему«Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»...

Конспект с использованием ИКТ непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР смешанной логопедической группы (старший и подготовительный возраст) по лексической теме «Космос».

Конспект с использованием ИКТ непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР смешанной логопедической группы (старший и подготовительный возраст) по лексической теме «Кос...

«Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ»

Изобразительная (продуктивная) деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для речевого развития дете...