Методическая разработка «Логопедический микс»
методическая разработка по логопедии на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

Новые формы проведения  методического объединения учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trushnikova_delovaya_igra.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Новые формы проведения  методического объединения учителей-логопедов»

                      «Логопедический микс»

(деловая игра для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп)

Трушникова А.Г.

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №8

комбинированного вида» ,

Омская область, г. Исилькуль

Данное мероприятие предназначено для учителей логопедов и воспитателей логопедических групп,  и носит познавательно-игровой характер.

Цель: создать условия для повышения уровня эрудиции и  профессиональной компетентности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Задачи:
-активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников;
-повысить творческую активность учителей-логопедов образовательных учреждений;
- создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.

Оборудование: презентация, бейджики с гласными (5) и согласными (5) буквами,  песочные часы; карандаш, шнурок, прищепки,  мячик, шариковый су-джок массажёр, бусы в индивидуальных непрозрачных мешочках.

для каждой команды: набор карточек с буквами (а,б,в), ребусы, карандаши , лист бумаги .

 -  Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашей деловой игре «Логопедический микс».

-  Начать нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось с более тесного знакомства (педагоги образуют большой круг)

Проводится игра на знакомство участников и для создания доброй, дружной и рабочей атмосферы.

                               «Что у нас общего» 

Ведущий предлагает сделать один шаг в середину круга тем, у кого дома есть кошка, у кого есть машина, кто любит мороженное, кто любит детей, у кого есть сестра, кто родился осенью (летом), кто любит плавать , у кого в имени есть звук  [л] ,у кого в номере телефона есть цифра «9»,  кто любит свою профессию, кто пришёл узнать что-то новое.

Ведущий: Теперь вы видите, как много здесь людей, у которых есть что-то общее.

Ведущий: Я приглашаю всех разбиться на две команды с помощью «бейджиков-грамотеев», прочитав букву,  участники разбиваются в команды по 5 человек (по принципу: гласные, согласные).
        Предлагаем выбрать капитана команды . А тот участник, у которого вместо буквы оказался на бейджике дефис, будет нашим помощником. Вы будете раздавать , и считать фишки командам, т.е. выступите в роли

экспертов для оценки результатов и подведения итогов игры.

Правила игры:

1.Работать дружно, согласованно.

2.Соблюдать порядок и тишину.

3.Уметь слушать другого.

4.За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла.

5.Выслушать задание до конца.

6.Отвечать громко, но не хором.
   

Представление конкурсов командам.

Первый гейм: «Дальше, дальше...».

Второй гейм: «Ты - мне, я - тебе».

Третий гейм: «Заморочки из бочки».

Четвертый гейм: «Тёмная лошадка».

Пятый гейм: «Гонка за лидером».

Подведение итогов.

 - Право ходить первой предоставляется команде первой отгадавшей ребусы:

         

  1. Первый гейм: «Дальше, дальше...».

Ведущий: За 2 мин каждая команда должна ответить на максимальное число вопросов. За каждый правильный ответ она получает одно очко.

Вопросы 1-й команде

1. Если  вчера был вторник, то какой день будет  послезавтра? (Пятница)

2. Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? (Прямой)

3.Назовите букву,  состоящую из двух звуков. (Любая гласная 2 ряда)

4.Человек, который живет рядом. (Сосед)

5.Кого больше, девочек или детей? (Детей)

6.Общепринятый набор букв. (Алфавит)

7.Бежать во весь дух — это значит ... (Быстро)

8. Продолжите: «Ум хорошо, а ... » (два лучше).

9. Закончите: «Слово не воробей ... (вылетит - не поймаешь.)

10.Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)

11. Какая ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте? (Игра)

12.Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)

13. Назовите слова – паронимы. Н-р: к слову Машка (Машка – маска)

14. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель)

15.Дайте характеристику звуку «Ш» (согласный, твердый, глухой,

      парный)

16. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка

      (Речь).

17. Назовите звуки, всегда твёрдые (Ш,Ж,Ц)

18. Расшифруйте аббревиатуру ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)

19. Что такое фонема? (звук)

20. Наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая

      методы коррекционно- педагогической работы с ними? (Логопедия.)

 Вопросы 2-й команде

1. Какой фразой заканчивается письмо? (До свидания)

2.Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? (Медленный)

3. Какая буква в алфавите находится между буквами «Л» и «Н»? («М»)

4. Много — люди, один — ... (Человек)

5. Их у человека двадцать. (Пальцев)

6. Есть это у растений и у слов. (Корень)

7. Морочить другому голову — это значит ... (Обманывать)

8. Продолжи: «Не спеши языком ...» (торопись делом).

9. Закончите: «Не имей сто рублей ...» (а имей сто друзей.)

10. Как называется часть речи, обозначающая признак предметов? (Имя

    прилагательное.)

11. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной    

      иннервации речевого аппарата — это: … (дислалия)

12. Он до Киева доведёт? (Язык)

13.Назовите слова – паронимы. Н-р: к слову коза (коза – коса)

14. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий,

      непарный)

15. Придумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко)

16. Назовите просодические компоненты речи? (темп, сила, тембр голоса,

      интонация)

17. Назовите пару звуку «Ж» («Ш»)

18. Расшифруйте аббревиатуру ООП (особые образовательные потребности)

19. Назовите звуки, всегда мягкие (Ч,Щ,Й)

20. Что такое общее недоразвитие речи? (недоразвитие всех компонентов

     речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи)

  1. Второй гейм: «Ты - мне, я - тебе».

Ведущий: Капитаны команд поочерёдно  достают из чёрного ящика для команды соперников предмет. Это могут быть бусы, прищепки, мячик, вата, карандаш, погремушка, шнурок, щетка и др. Предметы предлагаются в индивидуальных непрозрачных мешочках на выбор. Команде соперников необходимо назвать как можно больше применений в работе логопеда  данных предметов.

Командам предлагаем набор предметов: (выбрать по 2 предмета)

карандаш, шнурок, прищепки,  мячик, шариковый су-джок массажёр, бусы.

Оцениваются: - многофункциональность;

                           - четкость объяснения;

                           - оригинальность.

За каждый правильный ответ фишка, повторять нельзя, дополнять можно.

  1. Третий гейм: «Заморочки из бочки».

В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6. Капитаны достают номер вопроса, ведущий читает задание.

Оцениваются:- быстрота и правильность выполнения заданий.

Ведущий: Вопрос №1

Вопрос для 1 команды: Какое слово при перестановке в нем ударения из названия жилища для феодала превращается в название запорного устройства на двери? (Замок - замок.)

Вопрос для 2 команды: Какое слово при перестановке в нем ударения из названия двигающегося указателя  часов  превращается в название должности военнослужащих  воздушно-десантных войск (Стрелки -стрелки.)

Ведущий: Вопрос №2

1. Какая буква исчезла из слов? (а,о)

БРБН           МЛТК

СТРТ           КЛБК

СТКН          ЗЛТ

НГРД          ГРДК

МРК            ГРД

Ведущий: Вопрос №3

Добавьте к словам букву «я», «о».

- Какие новые слова получились?

Беда (ябеда).               Лень (олень)  

Мак (маяк).                 пять (опять)

Пол (поля).                  метр (метро)

Кол (Коля).                  кот (окот)

Ведущий: Вопрос №4 Ребусы

       

Ведущий: Вопрос №5

- Закончите стихотворение, которое написано в карточке. За правильный

   ответ -фишка.

1 команда: Румяною зарею

                     Покрылся восток,

                     В селе за рекою

                     (Потух огонек)

2 команда: Говорил попугай попугаю:

                    «Я тебя, попугай, попугаю!»

                     Отвечает ему попугай:

                   («Попугай, попугай, попугай!».)


1 команда: Он отправился в буфет

                     Покупать себе билет.

                     А потом помчался в кассу

                     (Покупать бутылку квасу)

2 команда: Веник пол подметал,

                     Веник очень устал,

                     Он чихнул, он зевнул,

                     (И тихонько лег под стул.)  

Ведущий: Вопрос №6  

Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения. (параламбдацизм, велярный ротацизм.)

Капитан 1-й команды ([р], [л], [л'])

Букашки в ромашках

На крыше — ромашки.

В ромашках — букашки.

Зачем же букашки

Залезли в ромашки?

Ведь если положим

Ромашки в кармашки,

То эти букашки

Залезут в рубашки.

Капитан 2-й команды

Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения (межзубный сигматизм шипящих, параламбдацизм. )

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.

  1. Четвертый гейм: «Тёмная лошадка».

Ведущий: предлагаю командам отгадать кто наша гостья. Мы часто обращаемся к этому человеку  за помощью и он всегда рад нам помочь. Любой заведующей нужно,

Чтобы была она.

Вдвоём свернут любые горы,

Две головы ведь не одна!

Когда заведующая отлучится,

Она уж на посту.

Если что-то вдруг случится,

Решит проблему на ходу.

На неё можно положиться,

Она поможет всем всегда.

На благо садика трудиться

Не надоест ей никогда. …. (Методист)

- Она пришла к нам со своими заданиями, чтобы узнать, кто из вас лучше    

  всех знает сказки.

Оцениваются: - быстрота и правильность выполнения заданий.

      Зачитываются отрывки из разных сказок. Каждая команда должна угадать название сказки.

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!».

  1. Сказка о том, как неудобно бегать по лестницам на каблуках в стеклянной обуви, но нет худа без добра - в ней можно удачно выйти замуж. «Золушка»
  2. Сказка о вреде утренних прогулок в юном возрасте и переедания

мучного в преклонном. «Красная Шапочка»

  1. Сказка о квартирном мошенничестве или как становятся бомжами. «Теремок»
  2. Сказка о несчастной сиротской доле, о ленивых и уродливых стукачках - кандидатках на роль старых дев, о нетрадиционном использовании крупного рогатого скота и о пользе вегетарианства. «Крошечка-Хаврошечка»
  3. Сказка о том, как  один пожилой ветеринар эмигрировал в жаркую страну не для того, чтобы наслаждаться заслуженным отдыхом  в южном море, а чтобы продолжать свою профессиональную деятельность.  «Доктор Айболит»
  4. О пользе любви к садовым цветам и о верности данному слову

«Аленький цветочек»

  1. Сказка о пагубности языческих обрядов и о печальных последствиях от            

          нарушения техники безопасности при обращении с огнем.

          «Снегурочка»

  1. Сказка о неожиданно ожившем хлебобулочном изделии, которое совершило побег  от своих создателей.  «Колобок».

  1. Пятый гейм: «Гонка за лидером».

Посовещавшись команда поднимает литеру, обозначающую правильный ответ : а, б, в.

Оцениваются: - быстрота и правильность выполнения заданий.

Вопросы и варианты возможных ответов представлены на презентации:

1). На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога  в

     процессе  говорения:

а) согласных смычных;

б) гласных;

в) согласных щелевых.

2). Выберите правильную последовательность заданий для развития

     пространственной ориентировки:

А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке;

Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами;

С. Ориентировка в собственном теле;

Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами.

а) САДБ;

б) АСБД;

в) ДБАС.

3) . При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:

      а) алалии;

      б) заикании;

      в) дислалии.

4). При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой

     мускулатуры:

а) дислалии;

б) дизартрии;

в) заикании.

5). Брадилалия — это...

а) патологически ускоренный темп речи

б) нарушение темно-ритмической организации речи,

    обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

в) патологически замедленный темп речи.

6). Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной

     иннервации речевого аппарата — это...

а) дислалия

б) алалия

в) ринолалия.

7). Как устаревшее название дислалии?

               а)косноязычие;

               б) слухонемота;

               в) гнусавость.

8). Какая ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте?

               а) эмоционально-положительное общение со взрослым;

               б) предметно-действенная;

               в) игра.

9). Предметом логопедии как науки является:

а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с        

   расстройством речевой деятельности;

б)  человек (индивидуум), страдающий нарушением речи;

в)  патологический механизм, обусловливающий возникновение и

     развитие  нарушений речевой деятельности.

10). Какой темп речи характерен для заикания?

                а) ускоренный;

                б) замедленный;

                в) прерывистый.

11). Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

        устанавливается:

                 а)медико-социальной экспертизой (МСЭ)

                 б)психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК)

                 в) психолого-медико-педагогическим консилиумом        

                     образовательной организации (ПМПк ОО)  

12) Дефект воспроизведения звуков речи, проявляющийся в  

      том, что вместо правильного звука произносится звук, сходный по              

      способу образования и артикуляции.

                 а) искажение звуков;

                 б) замена звуков;

                 в) смешение звуков.

13). Какая продолжительность занятий по развитию речи и ознакомлению с  

       окружающим миром с привлечением компьютера является максимальной    

       для детей 6 лет?

                а)        2-3 мин;

                б)        10 мин;

                г)        35 мин.

14).Назовите новые формы пребывания детей в ДОУ?

а) детский сад- начальная школа;

б) группы подготовки детей к школе;

в) группы кратковременного пребывания детей в ДОУ.

15). Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя?

                а)        умением педагогически мыслить;

                б)        умением наказывать детей;

                в)        умением узнавать мнение родителей об их ребенке.    

     

16).        Словообразование — это компонент ...

                а)        грамматической стороны речи;

                б)        звуковой стороны речи;

                в)        связной речи.

17). Для развития, активизации речевого аппарата ребенка и избавления от

       «каши во рту» рекомендуется на занятиях:

               а)  проговаривать скороговорки

               б)  читать сказки

               в)  разгадывать загадки.

6.Подведение итогов.

   Награждение победителей.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в различных областях знаний, которые приходится использовать и применять вам каждый день.

Источники: 

интернет-ресурсы:

logoportal.ru logolife.ru

http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/intelektualnye-igry-dlja-detei-shkolnogo-vozrasta/igra-schastlivyi-sluchai-4-klas.html

https://www.liveinternet.ru

http://oltest.ru/tests/

Литература:

Трушникова А.Г., Научно-методический журнал «Логопед», №6, 2008г. Стр.108-113 «Новые формы проведения методического объединения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики Н.А. Зайцева) "Коробка с карандашами"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики П.А. Зайцева)...

Методическая разработка логопедического занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте

Методическая разработка логопедического занятия посовершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте...

Методическая разработка "Логопедический массаж"

   В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Логопедическое воздействие следует осуществлят...

Методическая разработка логопедического занятия по развитию фонематического слуха

Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха...

Методическая разработка логопедической непосредственно образовательной деятельности в группе с тяжелыми нарушениями речи «Пластилиновые звуки» (модификация арт-терапевтической техники работы с мандалами)

Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, проработка внутренней позиции отношения к миру.Программные задачи:Коррекционно-образовательные:- расширение представлен...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ»

В методической разработке рассматриваются причины, формы, степени дизартрии.  Особенности состояния речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Представлена технология диагностическо...

Методическая разработка логопедического занятия автоматизация звука «Ш» по теме: «Транспорт»

Занятие поможет детям старшего дошкольного возраста в игровой форме автоматизировать звук "Ш"...