Актуальность использования ИКТ-технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.
статья по логопедии на тему

Сабанина Ирене Эвальдовна

Данная статья - это своего рода "вступительное слово" к организации и проведению занятий с использованием ИКТ-технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность использования ИКТ-технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.

        Наряду с коррекцией речи современному логопеду необходимо планировать и проводить коррекционную работу видов нарушений, связанных с изменениями в центральной нервной системе. Введение понятия минимальной мозговой дисфункции обязывает педагога варьировать процесс обучения и применять технологии, способствующие полноценному усвоению материала. Учитывать необходимо многое, особенно отклонения в поведении.

        Понятие синдрома дефицита внимания и гиперактивности  неоднозначно. Реакция ребёнка не подчиняется специальному моделированию. При гиперактивности ребёнок в спокойном положении не может усидеть на месте, то есть организм не умеет отдыхать или принимать расслабленное состояние, необходимое при выполнении многих логопедических упражнений. При импульсивности желание сиюминутно выполнить задание, не дослушав его до конца, неизбежно приводит к разочарованиям из-за  неспособности торможения импульсов, приводящей к тем самым невыполненным заданиям. Добавьте сюда синдром нарушения внимания, когда удерживать внимание необходимо в течение определённого отрезка времени. Необходима мотивация, понимание необходимости сосредоточиться. Немало проблем при организации познавательной деятельности: нарушения функции контроля и регулирования; снижение способности к сравнению; нарушение абстрактно-логического мышления; эмоциональные всплески, либо их отсутствие; трудности в пространственной организации деятельности (установление последовательности цифрового, звукового, буквенного, словесного, смыслового ряда). При снижении моторной поисковой деятельности ребенок нуждается в помощи – в подсказке последовательности деятельности.

        С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, проявляющийся в детском возрасте и неподдающийся лечению. Считается, что этот синдром необходимо «перерасти» или попросту приспособиться для продолжения обычной жизнью.

        Такое «приспосабливание» ложиться на плечи воспитателей (в дошкольном образовании) и педагогов образовательных учреждений.  

        Для того, чтобы образовательный процесс оставался для дошкольника фундаментом проявления его познавательной активности, при организации совместной деятельности любой образовательной области педагогу всё чаще приходится прибегать к инновационным тактикам и технологиям.

        Логопедическая работа  не исключение. При формировании коммуникативной функции речи необходимо использование полисенсорных методов при задействовании всех анализаторов восприятия и воспроизведения речи и контролю за ней (слуховые, зрательные, обонятельные, осязательные).  И тут без использования ИКТ-технологий просто не обойтись. Например, организация индивидуальных занятий по автоматизации шипящих в слогах с использованием интерактивной песочницы – простого прибора в виде столика с прозрачной столешницей с подсветкой и достаточным количеством песка, позволяющей ощутить звук, «потрогать» его руками, создать игровые ситуации, развить творческое воображение. С таким подспорьем в обучении гораздо легче преодолеть гиперактивность и многие другие неприятности и заняться коррекцией нарушений речи. Ребёнок сам подскажет ситуацию, которую возможно обыграть. Ну а мастерство и опыт логопеда выведет «игры в песочнице» до уровня образовательного процесса. Особенно в дошкольных учреждениях, где игровой деятельности отдаётся ведущая роль.  

        Компьютер в современном образовании не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Занятие с компьютерной поддержкой органически вплетаются в структуру занятия. Основную образовательную нагрузку несёт живое слово учителя. Но фрагменты с использованием готовой игры будут кстати. Компьютерная программа голосом диктора доходчиво объясняет задание в игровой форме. Ребёнок вовлечён в игру и стремится успешно справится с заданием. И снова коррекционная работа остаётся учителю: следить за правильной артикуляцией или верным употреблением поставленных звуков в речи. Или создание благоприятной атмосферы для коммуникативной деятельности.

        Активно используются занятия с мультимедийной поддержкой. Информационная маркерная доска со светодиодной подсветкой вносит компонент яркой наглядности. Если компьютерами и планшетами уже не удивить, то вряд ли такие приспособления есть в семьях. Использование элемента новизны обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

        Без сомнения, в использовании информационно-коммуникационных технологий огромное преимущество. Они позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения. Также можно смоделировать жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни. Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает  ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит  их, поэтому в процессе своей деятельности ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. А ещё с помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития педагога.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе.

Каждый педагог в своей коррекционной работе стремится использовать различные здоровьесберегающие технологии. Одним из видов является фонетическая ритмика. Дети обучаются сознательному регулированию дв...

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

Методическая разработка. Конспект семинара-практикума "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе"

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В презентации представлена коррекционная работа учителя логопеда  в группе детей  с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий.Определены цели,задачи, принципы и направления развити...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."

Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...

статья "Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда"

С  каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Речевые нарушения у детей &ndash...