Логопедический проект на тему: «Островок безопасности» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
проект по логопедии (старшая группа) на тему

 Кошелева Татьяна Алексеевна
С появлением ребёнка на свет родители желают, чтобы он был здоровым и счастливым, чтобы он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда родных нет рядом. Но как помочь ребёнку разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Данный проект поможет приобрести навыки безопасной жизнедеятельности нашим детям, а также развивать коммуникативную функцию речи в процессе решения жизненных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_bezopasnosti.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад  «Гнёздышко» ГБОУ СОШ № 1 г. Кинеля Самарской области

Логопедический  проект на тему: 

«Островок безопасности»

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Составила: учитель-логопед Кошелева Т.А.

Кинель – 2017

Информационная карта проекта:

1. Полное название проекта: «Островок безопасности» -  Развитие речи детей с ОНР в процессе  формирования  основ безопасного поведения в социуме.

2. Автор проекта: Кошелева Татьяна Алексеевна

3. Тип, проекта, вид: социально – личностный,  познавательно-речевой, общественно – полезный, открытый.

4. Продолжительность: долгосрочный.

5. Сроки проведения: сентябрь – декабрь 2017 г.

6. Участники проекта:  учитель-логопед – руководитель,  дети  старшего дошкольного возраста с ОНР (комбинированных групп), педагоги,  родители.

Пояснительная записка:

Актуальность:  Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее  вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.  В настоящее время  в связи с обострившейся социальной обстановкой и с участившимися случаями, касающимися безопасности людей проблема  безопасности жизни очень важна, так как именно она  вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей. 

   С появлением ребёнка на свет родители  желают, чтобы он был здоровым и счастливым, чтобы он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда родных нет рядом. Однако, с первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Народная мудрость гласит: «Берегись бед, пока их нет!».

 Возникает проблема:  Как помочь ребёнку  разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?

Эту проблему по праву относят к  глобальным, поэтому огромное значение  имеет создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Данный проект поможет приобрести навыки безопасной жизнедеятельности нашим детям, а также  развивать коммуникативную функцию речи  в процессе решения жизненных ситуаций.   Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

   Цель проекта: формирование  основ безопасного поведения в социуме и развитие речи детей с ОНР.

   Задачи: 

  • Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях, которые встречаются в жизни;
  • Научить соблюдать определенные правила поведения в социуме; 
  • Расширить и углубить представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях; научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке,
  • Пополнять и активизировать словарный запас, развивать связную речь  в процессе реализации проекта 
  • Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и     ответственности;
  • Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
  • Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности. 

 Предполагаемый результат:  

Дети: 

  • Знают определенные правила поведения  в социуме;
  • Умеют вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми и взаимодействии с другими людьми;
  • Имеют представления о путях охраны  своего здоровья  и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
  • Пополнен и  активизирован словарный запас по теме «Безопасность»;
  • Развиты коммуникативные навыки.

 Родители: 

  • Активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;
  • Повышен уровень родительской компетентности в области воспитания у детей культуры безопасного поведения в социуме;
  • Вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей, участвуют  вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.

Педагоги:

  •  Определены основные направления и содержание работы по развитию  словаря и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью специально подобранных игровых ситуаций  и упражнений;
  • Знакомы с методами и приёмами работы по воспитанию у дошкольников культуры безопасного поведения в социуме;
  • Пополнен наглядный  и дидактический материал по воспитанию безопасного поведения у детей.

Продукты проектной деятельности – изготовление и использование презентации для детей по теме «Твоя безопасность» и игрового пособия  для развития речи дошкольников по теме «Безопасность».

Необходимые условия реализации проекта:  использование разнообразных игр и упражнений для вызова интереса детей, новизна материала, доступность для детского восприятия, активизация детей ярким и увлекательным оборудованием, использование современных средств ИКТ, интеграция с педагогами детского сада и родителями.

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения:

     Сознательности: не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;

     Посильной трудности: соответствие материала возрасту детей;

     Систематичности: организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;

    Уважение личности ребёнка, признание на ошибку: каждый ребёнок индивидуален.

Формы реализации проекта: беседы, игровые  и проблемные ситуации для знакомства с основами безопасного поведения в социуме и совершенствования  коммуникативных навыков,  чтение произведений детской художественной литературы и сказок  с элементами драматизации, использование  наглядного и игрового оборудования, ИКТ и др.

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:

- Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;

- Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;

-Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;

- Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;

- Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;

- Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;

- Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений»;

- Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;

- Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; 

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26);

- Устав СП д\с «Гнёздышко» ГБОУ СОШ №1 и родительский договор.

План – схема реализации проекта:

Этапы

и сроки

реализации

Задачи этапа

Формы работы

Срок реализации

Примечание

1 этап — Подготовительный

(информационно-аналитический)

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 

1.Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

2.Выявление проблемы и определение путей её решения.

3. Определение системы мероприятий по реализации проекта, условий его реализации. 

4.Подбор и разработка системы работы и  методического материала по теме проекта.

Сентябрь

По ходу реали-зации проекта

 

2 этап — Основной (практический)

Разработка и  апробирование системы методических мероприятий для детей,  родителей и педагогов д/с по вопросам воспитания звуковой культуры речи у дошкольников с ОНР   в процессе использования игровых технологий.

I.Работа с детьми: 

 1. Выявление уровня знаний у детей с ОНР по разделу «Безопасность» (в форме опроса).

2.  Беседы по темам: «Служба 02», «Скорая помощь», «Беседа о тёмном и светлом царствах», «О драчунах и защитниках», 

«Встреча с незнакомцем»,  «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений», «Если чужой приходит в дом»,  «Если ты потерялся», «Опасные ситуации во дворе»  и др.

3. Цикл игровых и проблемных ситуаций, речевых  упражнений по теме проекта типа: «Истории, рассказанные игрушкой-мишкой», «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых», «Звонок по телефону» и др.; 

4. Игры: «Похитители и находчивые ребята»; «Куда бежать, если за тобой гонятся»;

 Речевые игры типа: «Скажи наоборот», «Почемучки», «Да-нет-ка», «Можно-нельзя», «Добавь словечко», «Хорошо или плохо?» и др.

5. Чтение худ. произведений:  К. Чуковский

«Доктор Айболит», «Муха Цокотуха»; С. Михалков «Дядя Стёпа  - милиционер», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказ Л. Толстого «Дети в роще» и др.

 6. Чтение и беседы по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Снежная королева», «Золотой ключик или приключения Буратино», «Лиса в заячьей шкуре», «О мертвой царевне и о семи богатырях» и др.

7. Рисунки детей по прочитанным произведениям «Герои добрые и злые». 

8.  Подготовка воспитанников с ОНР к участию в конкурсе чтецов «Один дома и на пороге».

II. Работа с педагогами:

1. Подготовка  консультации    по теме «Безопасность ребёнка в наших руках»

2. Подготовка и проведение семинара-практикума по теме: «Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций по ОБЖ»

III. Работа с родителями: 

1. Анкетирование «Безопасность вашего ребёнка»

2. Подготовка  консультации  для родителей по теме: «Безопасность детей - забота родителей»

3.  Размышляем вместе с родителями  по темам: «Осторожно! Чужой!», «Если ребёнок потерялся», «Избежать насилия можно», «Как защитить наших детей»  (Памятки)

IV. Методическая работа:

1.  Подбор и систематизация  материала по разделу «Безопасность»: «Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей с ОНР». 

2. Подготовка презентации для детей по теме «Твоя безопасность»

3. Разработка памятки для детей «Что нужно знать о безопасности»

4. Разработка материала к Игротеке:

 «В игры играем - безопасность изучаем»

5. Изготовление дидактического пособия по воспитанию у детей основ безопасного поведения в социуме.

 Октябрь

Октябрь-декабрь

 

По ходу реализации проекта

Апрель

Октябрь

Ноябрь

Октябрь

Ноябрь

Октябрь-декабрь

Сентябрь

         

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

 Декабрь

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

3 этап — Заключительный (контрольно-рефлексивный)

Презентация продукта деятельности.

1. Анализ результатов и подведение итогов реализации проекта. 

2. Участие в выставке практических материалов по разделу «Безопасность»

3. Отчёт по реализации проекта в форме презентации и сообщение на малом итоговом  педсовете результатов проектной деятельности (из опыта работы).

4. Размещение на сайте материалов из опыта работы.

Декабрь

Используемая и рекомендуемая литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» Рабочие тетради № 1, 2. Санкт-Петербург «Детство –Пресс», 2003
  2. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. «Жизнь без опасностей» М.: «Вентана-Граф», 1997
  3. Белая К.Ю., Зимонина Н.В. и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников» М.: «Просвещение», 2001
  4. Белая К.Ю., Зимонина Н.В. и др. «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» М.: «Просвещение», 2008
  5. Белая К.Ю. «Я и моя безопасность» - Тематический словарь в картинках. М.: «Школьная Пресса», 2011
  6. Лыкова И.А. Парциальная программа  «Мир Без Опасности» - Беседы по стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Волгоград ООО «Цветной мир», 2017
  7. Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Колокольчик серебряный». Волгоград ООО «Цветной мир», 2014
  8. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» М. ТЦ «Сфера», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...

Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса «Безопасность на улице»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса  &la...

Картотека игр по безопасности (ОБЖ, пожарная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игрпо безопасности(ОБЖ, пожарная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста...

Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».

Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....