Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи на тему: "Транспорт"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Абадкова Анна Сергеевна

    Цели:

    Образовательные:

    ·        Расширение и активизация словаря по теме «транспорт».

    ·        Закрепление понятий: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта.

    ·        Упражнять в составлении предложений с союзом «потому что».

    ·        Упражнять в употреблении существительных в Родительном падеже.

    ·        Упражнять в образовании сложных слов.

    ·        Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

    ·        Развитие связной речи по теме «Транспорт».

    ·        Упражнять в составлении рассказов-описаний  с опорой на картинно-графические схемы.

    План занятия:

    I часть.

    1.     Организационный момент.

    2.     Введение в тему.

    II часть.

    1.     Развитие памяти, внимания, связной речи.

    Игра «Загадай загадку».

    2.     Составление предложений с союзом «потому что».

         Игра «Найди место».

    3.     Работа карточках.

         Игра «Найди части транспорта».

         Игра «Скажи без чего?»

    4.     Развитие мелкой моторики.

         Пальчиковая гимнастика «Гонки».

    5.     Физминутка.

    «Игра с мячом». Образование сложных слов. Образование прилагательных от существительных.

    6.     Развитие слухового внимания.

         Игра «Угадай звук транспорта».

         8.Составлении рассказов-описаний  с опорой на схемы.

     

    III часть.

    Рефлексия. Создание благоприятного эмоционального фона.

    Подведение итогов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 25 «Пчёлка»

    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

    ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи на тему: «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                         

                                                                           Подготовила: учитель-логопед

                                                    первой категории

                                                                  Абадкова Анна Сергеевна

    д. Покровское, 2018 год

    Цели:

    Образовательные:

    • Расширение и активизация словаря по теме «транспорт».
    • Закрепление понятий: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта.
    • Упражнять в составлении предложений с союзом «потому что».
    • Упражнять в употреблении существительных в Родительном падеже.
    • Упражнять в образовании сложных слов.
    • Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
    • Развитие связной речи по теме «Транспорт».
    • Упражнять в составлении рассказов-описаний  с опорой на картинно-графические схемы.

    Развивающие:

    • Развивать слуховое внимание.
    • Развивать зрительное внимание.
    • Развивать психические процессы: память, мышление.
    • Развивать общую и мелкую моторику.

        Воспитательные:

    • Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    МАТЕРИАЛ:

    Раздаточный (по количеству детей – 8):

    1. Маски космонавтов.
    2. Предметные картинки с изображением различных видов транспорта (самолёт, вертолёт, теплоход, поезд, автомобиль, автобус, лодка, велосипед, трамвай, троллейбус, катер, лодка).
    3. Карандаши.
    4. Картинки с изображением транспорта и его частей.
    5. Картинки с изображением транспорта без частей.
    6. Игрушечные машинки.
    7. Мяч.

    Демонстрационный:

    1. Плакат с изображением воды, неба, земли.
    2. Презентация «Путешествие на планету Транспорта».
    3. Схемы для составления рассказов-описаний (велосипед, автомобиль, автобус, летающая тарелка).

    План занятия:

    I часть.

    1. Организационный момент.
    2. Введение в тему.

    II часть.

    1. Развитие памяти, внимания, связной речи.

    Игра «Загадай загадку».

    1. Составление предложений с союзом «потому что».

         Игра «Найди место».

    1. Работа карточках.

         Игра «Найди части транспорта».

         Игра «Скажи без чего?»

    1. Развитие мелкой моторики.

         Пальчиковая гимнастика «Гонки».

    1. Физминутка.

    «Игра с мячом». Образование сложных слов. Образование прилагательных от существительных.

    1. Развитие слухового внимания.

         Игра «Угадай звук транспорта».

         8.Составлении рассказов-описаний  с опорой на схемы.

    III часть. 

    Рефлексия. Создание благоприятного эмоционального фона.

    Подведение итогов.

    Ход работы:

    I часть.

    1. Организационный момент.

         Создание эмоционального фона.

         Логопед:  Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

    Станем рядышком, по кругу,

    Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

    Нам здороваться ни лень:

    Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

    Если каждый улыбнётся –

    Утро доброе начнётся.

    – ДОБРОЕ УТРО!

         Логопед: Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть Вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры  и  ещё  много чего интересного. Я хочу, чтобы у Вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение. Давайте мы улыбнемся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.

    2. Введение в тему.

         Логопед: Ребята, давайте пройдем к экрану. К нам  прибыл один очень интересный гость. Давайте узнаем кто это и послушаем, что он нам расскажет.

         Сказочный персонаж инопланетянин Юпик: Дорогие мои друзья,  я был рад побывать у Вас в гостях и получить новые знания. Теперь я хочу пригласить Вас в путешествие на планету Транспорта. Вот как эта планета выглядит из космоса. (Показ слайда планеты).

         Логопед: Ребята, а на чём мы полетим на эту планету? Конечно, на космическом корабле, ведь это космический транспорт. Все готовы к полёту? Займем свои места.

         Юпик: Вы готовы? Ну тогда вперед к звездам!

    Дети проходят к стульчикам. (На стульчиках лежат маски космонавтов).

    Логопед: 10, 9, 8…1 Пуск! Мы взлетели.

    II часть.

    1. Развитие памяти, внимания, связной речи.

         Логопед: Пролетаем мимо первой звезды. (Звезда на экране). Какого она цвета?

         Дети: Белая.

        Логопед: Это звезда нам приготовила игру: «Загадай загадку».

         Логопед предлагает подойти к доске, где находятся изображения различного транспорта (самолёт, велосипед, поезд, автомобиль, вертолет, теплоход, автобус, корабль, катер, трамвай, лодка, троллейбус). Детям предлагается загадать загадки. Тот кто отгадал берет картинку себе.

    1. Составление предложений с союзом «потому что».

         Логопед: Летим дальше. Пролетаем мимо следующей звезды. Какого она цвета?

         Дети: Желтая.

         Логопед: Здесь нас ждёт игра: «Найди место». Давайте определим где наш транспорт должен передвигаться.

          Дети подходят к плакату, который разделен на три части: небо, земля, вода

         Логопед: Поставьте ваш транспорт в нужное место. Начните ответ так, например: «Я поставлю самолёт на землю, потому что это….(воздушный, водный, наземные транспорт).

    1. Работа на карточках.

         Логопед: Летим дальше. Мимо какой звезды мы пролетаем?

         Дети: Это голубая звезда.

         Логопед: На этой звезде нас ждет игра «Найди части транспорта».

         На столах картинки с изображением транспорта и частей.

         Логопед: Найдите в левом верхнем углу картинку с изображением транспорта. Возьмите карандаш, выберите и обведите только те части, которые подходят именно к вашей картинке.

         Дети обводят детали.

         Логопед: Расскажите какие детали вы выбрали (ответы 4-5 детей).

          Игра «Скажи без чего?»

          Логопед: Возьмите следующую карточку. Скажите какой детали не хватает вашему транспорту. Скажите без чего он? (Ответы детей.)

    1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

         Логопед: Чтобы наши пальчики были ловкие и послушные выполним пальчиковую гимнастику «Гонки».

    Раз, два, три, четыре, пять (водят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого).

    Можно гонки начинать.

    По кругу, по кругу. Вперед и назад. (По кругу, в одну и другую сторону).

    Но пальцы машинку мою тормозят. (По пальцам, которые слегка согнуты).

    Закрылись (сжимают кулак).

    Машинка стоит в гараже, и фары погасли, не светят уже. (Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).

    1. Физминутка. Игра с мячом. Образование сложных слов.

         Логопед: Нам осталось еще чуть-чуть лететь до планеты. Какая звезда нам встречается на пути?

          Дети: Красная.

         Логопед: На что похожа звезда?

          Дети: На мяч.

         Логопед: Так давайте поиграем в мяч.

         Дети выходят и становятся в круг.

         Логопед: Я вам буду кидать мяч и говорить два слова, а вы ловить мяч и соединять эти слова в одно:

    Лес возит – лесовоз.

    Бензин возит – бензовоз.

    Рыбу возит – рыбовоз.

    Молоко возит – молоковоз.

    Воду возит – водовоз.

    Мусор возит – мусоровоз.

    Хлеб возит – хлебовоз.

    Муку возит – муковоз.

         Логопед: А теперь, я буду говорить из чего сделана деталь, а вы говорить какая она.

    1. Развитие слухового внимания. Игра «Угадай звук транспорта».

    Колесо из резины – резиновое.

    Сиденье из кожи – кожаное.

    Руль из металла – металлическая.

    Окно из стекла – стеклянное.

    Кузов из дерева – деревянный.

    Рама из пластмассы – пластмассовая.

    Рельсы из железа – железные.

    Дверь из металла – металлическая.

         Логопед: Вот мы и прилетели. Нас встречает Юпик. Давайте, послушаем, что он нам скажет.

         Инопланетянин Юпик: Дорогие мои друзья! Я рад приветствовать Вас на планете «Транспорта». Ваш путь был нелегким, но вы со всем справились. Давайте же поиграем с вами в игру «Угадай сигнал».

               Логопед: Давайте закроем глазки и на слух угадаем, какой это транспорт.

         Логопед по очереди включает детям запись звуков, производимых различными видами. Дети должны определить, какому транспорту соответствует характерный звук.

         

         8.Составлении рассказов-описаний с опорой на схемы.

         Логопед: А давайте покажем Юпику как мы умеем составлять красивые рассказы о транспорте. Давайте смотреть на схемы и рассказывать.

    Легковой автомобиль.

         Это легковой автомобиль. Это наземный транспорт, потому что он движется на земле. У автомобиля есть: кабина, руль, окна, двери, колеса, сиденья, мотор. Управляет автомобилем водитель. Чтобы автомобиль поехал, его надо заправить бензином.  Автомобиль нужен для того, чтобы перевозить людей и вещи. Он похож на железный дом.

    Велосипед.

         Это велосипед. Это наземный транспорт, потому что он движется на земле. У автомобиля есть: руль, седло,  колеса, рама, педали.  Велосипеды могут быть взрослыми и детскими. В движение его приводит сила ног. На велосипеде можно совершать прогулки и заниматься спортом. Велосипед похож на железного коня

    Автобус.

         Это автобус. Это наземный вид транспорта, потому что он движется на земле. У автобуса есть кабина, в которой сидит водитель, руль, салон с сидениями, мотор.  Чтобы автобус мог двигаться, его нужно заправить бензином. Автобус нужен для того, чтобы перевозить детей. Автобус похож на большой дом,  в котором много окон.

         Логопед: Скажите, ребята, а на каком транспорте мы сегодня совершали путешествие?

         Дети: На летающей тарелке.

        Логопед: Давайте составим рассказ и об этом транспорте.

    Летающая тарелка.

         Это летающая тарелка. Это космический транспорт. У летающей тарелки есть: верхний и нижние диски, кабина управления с иллюминаторами. Он нужен для того, чтобы летать в космосе на другие планеты. Летающей тарелкой управляет инопланетянин. Она похожа на большой, яркий, светящийся шар.

       

     III часть. 

    Рефлексия. Создание благоприятного эмоционального фона. Подведение итогов.

         Логопед: Пора отправляться домой.

         Дети проходят к стульчикам.

         Логопед: Все готовы? 10, 9, 8….1 Пуск!

    Вот мы и вернулись домой.

    Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего? (Дети отвечают).

    Вручение подарков от Юпика.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи "Теремок".

    конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

    Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи

     Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи предназначен для детей старшего возраста.Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенк...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

    Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Тема «Транспорт». Познавательное развитие.

    Расширить представления детей о видах наземного транспорта водного и воздушного;  дать понятие о транспорте специального назначения.1. Продолжать знакомить с видами наземного транспорта: наземног...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

    Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....

    Конспект непрерывно – образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в страну Красивой речи»

    Конспект непрерывно – образовательной деятельности  по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формиро...