Тема: «Образование сложных слов путем сложения основ».
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Домнина Оксана Владимировна

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с диагнозом ФФНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с диагнозом ФФНР.

Тема: «Образование сложных слов путем сложения основ».

Цель:

 1. Познакомить с новым способом словообразования существительных путем сложения основ.

 2. Коррекция произношения слов сложной звуко-слоговой структуры.

 3. Развитие внимания, мышления.

 4. Воспитание речевой активности.

Оборудование: Презентация «Сложные слова», звезды, листья, снежинки, камни, вода, макет водопада, конверты с разрезными картинками, ширма,

Ход занятия.

1.        Организационный момент.  Работа с разрезными картинками.

Логопед: Ребята, в конверте лежат картинки, которые я приготовила для занятия, но кто-то пошутил и разрезал их на части. Я предлагаю каждому из вас собрать из осколков свою картинку, а затем четко и громко ее проговорить (самовар, самолет, самокат, самосвал, вертолет, пароход, пылесос).  

2.        Объяснение нового материала. Презентация слайд № 3

Логопед:        Сегодня на занятии мы будем учиться образовывать новые слова, которые называются «сложные». Что это за сложные слова мы с вами узнаем, если послушаем стихотворение, которое написал Измайлов, а называется оно

«ПАР и ХОД».

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водою

Он плясал как молодой.

Презентация слайд № 4

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел,

Делать вовсе не умел.

Презентация слайд № 5

Жило-было слово ХОД

В слове «ВЫХОД»,

В слове «ВХОД»

В слове «ХОДИКИ» стучала

И в «ПОХОДЕ» в даль шагала.

Презентация слайд № 6

Так и жили ПАР и ХОД.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили

По воде они поплыли

ПАРом ХОДит ПАРОХОД

В паре ходят ПАР и ХОД.

-        О чем было стихотворение (о паре и слове ХОД).

-        Правильно, эти два самостоятельных слова ПАР и ХОД, но вот они соединились и получилось новое сложное слово ПАРОХОД.

Презентация слайд № 7

Сложное слово – это когда два простых слова соединяются в одно и образуют новые слова.

3.        Образование новых слов.

Логопед: А сегодня мы познакомимся с новыми сложными словами. Но перед этим я предлагаю вам немного поиграть. Каждый из вас будет выходить к столу, и выполнять мои задания.

- Сережа, возьми берёзовый лист и сделай так, чтобы он упал (бросает лист на пол).

- Что лист делает? (лист падает).

- Женя, возьми звезду и сделай так, чтобы она упала.

- Что делает звезда? (звезда падает).

(вода падает, камень падает, снег падает).

Логопед: Вы верно выполнили мои задания. А теперь послушайте еще раз все слова:

лист падает, снег падает, вода падает, звезда падает, камень падает.

- Какое слово повторяется? (падает).

- Правильно. А теперь посмотрите на схему.

4. Работа со схемами образования новых слов. Презентация слайд № 8

Логопед: В слове "падать" мы возьмем слог "пад" и будем прибавлять его к нашим словам. Давайте попробуем образовать сложные слова. (снегопад, звездопад, листопад, водопад, камнепад).

 Логопед: Предлагаю придумать предложения с новыми словами.

Презентация слайд № 9

Мы увидели водопад. Ночью начался снегопад. В лесу идёт листопад.

Презентация слайд № 10, 12,14,16

Понравилось образовывать новые слова? Хотите еще попробовать? Тогда вот вам еще одна схема образования сложных слов. Первая половина слова изображена на картинке, давайте их все перечислим: звери, рыбы, мыши и т.д. Вторая часть слова написана. Смотрите в слове ЛОВИТЬ мы будем брать только начало слова ЛОВ. Давайте посмотрим, какие новые сложные слова вы произнесете.  

змее                           лесо                    дымо                      бензо

мыше                        садо                   паро                               цементо

крысо  лов                  цвето         вод       снего      ход           водо          воз

мухо                          ското                  луно                         лесо

рыбо                         животно                                               молоко

зверо                         овоще

Презентация слайд № 11, 13,15,17

Объясни кто такой-змеелов, крысолов, мухолов, рыболов, зверолов.  

Объясни значение слов-овощевод, цветовод, хоровод, садовод, кукловод, пчеловод, животновод.

Для чего нужен-дымоход, пароход, снегоход, луноход.

Назначение автотранспорта –бензовоз, цементовоз, водовоз, лесовоз, молоковоз.

6. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Есть игрушки у меня (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)

Паровоз и два коня (загибают пальчики на обеих руках).

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе? (хлопают в ладоши, ударяют кулачками друг о друга).

Как узнать?

Помогите сосчитать?

В.Волина.

7. Игра «Почему мы так говорим» (с мячом).

-        Я сейчас буду произносить сложные слова, а вы будете объяснять, почему мы так говорим и какие два слова в нем объединены.

Пылесос – пыль сосет.

Самолет – сам летает.

Самокат – сам катает.

Молоковоз – молоко возит.

Мусоровоз – мусор возит.

Пароход – ходит при помощи пара.

Теплоход – ходит при помощи тепла.

Ледокол – лед колет.

Вездеход – везде ходит.

8. Самостоятельное образование сложных слов

-        Посмотрите, какой домик я принесла на занятие. Если рассмотреть его, то можно придумать много новых сложных слов.

-        Посмотрите, кто сидит на крыше? (мышка).

-        А кто за ней охотится и ловит? (кошка).

-        Как можно назвать кошку, если она мышей ловит?  (мышелов).

-        В этом доме есть печка, когда ее топят, то по трубе проходит дым. Какое новое слово получается, послушайте ДЫМ ХОД (дымоход).

-        Человек, который чистит трубу, называется – трубочист.

-        А знаете, как называется человек, который любит сидеть дома? Послушайте ДОМ СИДЕТЬ (домосед)

-        В каждый дом проводят электричество, проводят газ, проводят тепло, проводят воду.

-        Какое слово я все время повторяю (ПРОВОДЯТ)

-        Попробуем образовать сложные слова? (водопровод, газопровод, электропровод, теплопровод).

-        Вот сколько новых сложных слов мы с вами узнали, посмотрев на этот волшебный домик.

-        Давайте их вместе повторим (мышелов, дымоход, трубочист, домосед, электропровод, газопровод, водопровод, теплопровод).

9. Итог занятия. Вспомнить и назвать картинки, которые складывали в начале занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложные слова Подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории Домнина О.В. МАДОУ д/с №27 г. Белорецк

Слайд 2

Цель: Познакомить со способом образования новых слов путем сложения основ

Слайд 3

ПАР и ХОД Жил да был на свете ПАР , С виду был он сед и стар, но с кипящею водой он плясал, как молодой.

Слайд 4

Он из чайника струился , над кастрюлею клубился , никаких полезных дел делать вовсе не умел.

Слайд 5

Жило-было слово ХОД в слове выход, в слове вход, в слове ходики стучало и в походе вдаль шагало.

Слайд 6

Так и жили ПАР и ХОД . Жили врозь они, но вот вместе их соединили – по воде они поплыли. Паром ходит ПАРОХОД , В паре ходят ПАР и ХОД .

Слайд 7

Сложные слова это слова, имеющие в своём составе два корня .

Слайд 8

ПАД ать

Слайд 9

Составь предложения со словами: Звездопад Снегопад Листопад Камнепад Водопад

Слайд 10

ЛОВ ить

Слайд 11

Кто такой- Крысолов Рыболов Зверолов Мышелов Птицелов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложные слова Подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории Домнина О.В. МАДОУ д/с №27 г. Белорецк

Слайд 2

ВОД ить

Слайд 3

Объясни значение слов: Хоровод Кукловод Овощевод Садовод Пчеловод Животновод

Слайд 4

ХОД ить

Слайд 5

Для чего нужен: Дымоход Снегоход Пароход Луноход

Слайд 6

ВОЗ ить

Слайд 7

Назначение автотранспорта: Бензовоз Цементовоз Водовоз Лесовоз Молоковоз

Слайд 8

Используемые ресурсы: www.yandex.ru- картинный материал. http://www.pedlib.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по развитию речи "Образование сложных слов"

Занятие по развитию речи "Образование сложных слов" для детей старшего дошкольного возраста...

занятие по развитию речи "Образование сложных слов"

Занятие по развитию речи "Образование сложных слов" для детей старшего дошкольного возраста...

презентация к занятию "Образование сложных слов"

Презентация к занятию "Образование сложных слов" для детей старшего дошкольного возраста...

Использование осеннего времени года в работе над грамматическим строем речи старших дошкольников. Образование сложных слов.

Осенью, когда дети знакомятся со словом листопад, они наглядно видят, как образуется это слово - листья падают. Время изучения этой темы очень удобное, чтобы познакомить детей  с другими, аналоги...

Конспект занятия "Образование сложных слов"

учить детей правильно образовывать сложные слова...

Конспект занятия Тема занятия: «Сложные слова в гостях у детей»

По развитию лексико-грамматической стороны речи я разработала занятие с использованием технических средств. Так как образование сложных слов, путём сложения двух слов для дошкольника является очень тр...

Конспект занятия. "Образование сложных слов".

Учить детей образовывать и употреблять сложные слова....