Содержание работы с воспитанниками по формированию звуковой культуры речи в режиме дня
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В мсетодической разработке даны рекомендации воспитателям для развития правильной, хорошо звучащей речи воспитанников, не только в процессе специальных занятий. но и при планированиизанятий в различных областях, а так же в режиме дня во всех видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему

Содержание работы с воспитанниками по формированию звуковой культуры речи в режиме дня

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами - интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами. Звуковая культура речи является частью речевой культуры.

Дошкольный возраст - это сензитивный период для воспитания у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности речи.

В ходе развития у детей правильной, хорошо звучащей речи, педагоги должны решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм речи.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать её.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Хотя воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т. д.), эта работа требует особого подхода, специальных приемов, и ее проведение должно быть выделено в отдельные занятия, которые должны проводиться не от случая к случаю, а систематически.

Однако для успешного формирования у детей звуковой культуры речи нельзя ограничиваться только специальными занятиями. Поэтому при планировании занятий в различных образовательных областях надо включать в их программное содержание отдельные разделы воспитания звуковой культуры речи (формирование выразительности речи, развитие речевого дыхания и т. д.).

Так, проводя занятие по картине, воспитатель наряду с активизацией словаря и совершенствованием связной речи может осуществлять и воспитание хорошей дикции.

На других занятиях - разучивание стихотворений, чтение и беседа о прочитанном, рассказывание сказок, чтение и пересказ. В содержание занятий может быть включена работа по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить звуки, рассказывать в необходимом темпе с соответствующей интонацией.

На занятиях по ФЭМП можно перебирать мелкие предметы, обучая детей порядковому счету или «играть» пальчиками на воображаемых инструментах, а также изготовленных специальных клавиатурах (из поролона, пуговиц).

На занятиях по ознакомлению с природными явлениями или животным миром детям можно предложить подуть, как дует ветерок, как течет ручеёк; как дышит медведь, а как заяц.

Упражнения на звукоподражание помогают ребенку сконцентрироваться на заданном звуке, услышать его, попробовать произнести, учить отличать его от других. Тем самым у детей развивается фонематический слух и фонематическое восприятие. Упражнения: «Листья шуршат» (ш-ш-ш коротко), «Деревья шумят» (ш-ш-ш длительно), «Водичка свистит» (с-с-с), «Комарик звенит» (з-з-з), «Жук жужжит» (ж-ж-ж) и т.д.

Упражнения проходят с интересом, если они обыгрываются воспитателем, который рассказывает при этом выдуманную им историю. Можно придумывать истории с продолжением, благодаря чему у детей легче происходит закрепление полученного материала и усваивание нового. Использование вышеописанных упражнений могут стать неотъемлемой частью занятий, направленных на развитие речевого аппарата

Для того чтобы вырабатываемые у детей навыки по формированию звуковой культуры речи закреплялись и становились более прочными, работа должна проводится систематически как в ходе основной образовательной деятельности, так и в режиме дня во всех видах деятельности.

Её можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

Методические приемы, используемые педагогами в работе по воспитанию звуковой культуры речи вне занятий, разнообразны. Это дидактические, подвижные игры, хороводные игры с текстом. Использование дидактических рассказов, которые можно разнообразить включением учебных заданий. Например, таких как повторение слова с тяжелым звуком, произнесения слов сложной слоговой структуры, произнесение слов или фраз с изменением высоты голоса.

Заучивание и повторение знакомых скороговорок способствует формированию у детей правильной, хорошо звучащей речи.

Так для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания желательно включить в режим дня так называемую речевую зарядку. Она должна проводиться со всеми детьми и может сочетаться с утренней гимнастикой или проводиться самостоятельно перед завтраком. На ней детям даются упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса. Так же в речевую зарядку можно включать упражнения на дыхание, пальчиковые игры и массаж речевых точек. При проведении речевой зарядки можно использовать картинки. 

Для упражнений дыхательной гимнастики можно изготовить подвесные легкие предметы в виде птиц, листочков, снежинок, цветов, пушинок, бабочек и т.д. Они могут находиться в природном уголке группы и могут быть связаны с сезонными изменениями в природе.

(показ картинок для проведения артикуляционной гимнастики).

Такие приемы работы как наблюдение - звукоподражание, чтение художественного слова, подвижные игры, хороводные игры с использованием различных считалок, речёвок, потешек, чтение стихов с выполнением движений, игровые упражнения на звукоподражания эффективно используются на прогулках.

В ходе прогулки и в другие режимные моменты можно так же индивидуально упражнять детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

Такие привычные и однообразные режимные моменты как прием пищи, одевание на прогулку (с прогулки), умывание, подготовка ко сну (подъём) являются благотворным временем для проведения работы по формированию навыков звуковой культуры речи.

Во время сборов на прогулку можно предложить детям дать совет, например Алене, что еще надеть, или проверить, все ли правильно в одежде товарищей, и своей собственной, как зашнурованы ботинки, повязан шарф и т.д. При этом важно, чтобы дети проговаривали название вещей, действия с ними. С помощью этого приема происходит автоматизация звуков в словах, выработка дикции.

Подобно проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия: овощи, одежда, деревья и т.д., которое можно выделить среди других слов действием (хлопками, прыжками и т.д.) или звуками (-ш- шумят деревья, -ж- застегиваем молнию и т.д.). Также во время сборов на прогулку используют различные потешки, скороговорки, стишки.

Большое место в режиме дня отводится играм детей. Такой материал как «Разноцветные шнуровки», «Грибок», «Кораблик», «Найди дорогу», конструкторы, мелкие игрушки, различные мозаики, пазлы, массажные мячики способствуют развитию мелкой моторики.

Во время игры детей в кукольном уголке целесообразно поводить дидактическое упражнение «Угадай, где спряталась игрушка», в ходе которого  воспитатель может незаметно спрятать две, три игрушки, а по окончании спросить у детей, чего не хватает в игровом шкафу, на ковре и т.д.

Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Детям интереснее не просто выполнять разные ритмические махи руками, а представлять себя веселыми птичками. Это упражнение им доставит массу удовольствий, включит в работу их фантазию, улучшит ритмичность движения.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование напряжения и расслабление, что позволит гармонировать психическую деятельность мозга.

 Важную роль в воспитании звуковой культуры речи играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Для решения этой задачи используется такой прием как обыгрывание этюдов. Вам предложен материал, который можно использовать в этом виде упражнений.

Также в течение всего дня, в различных видах деятельности детей можно предлагать упражнения с речевым сопровождением, при исполнении которых дети произносят отдельные звуки, слова, фразы, тексты из сказок («Жили у бабуси», «Бабка и внучка», «Колобок», «Я приучен к распорядку» и т.д.).

Таким образом, понимание и овладение языком жестов и движений своего тела позволяет детям не только стать интересным собеседником, но и развивать интонационную выразительность речи.

С теми детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи, целесообразны индивидуальные занятия или занятия малыми подгруппами, по 2-3 человека. Наиболее удобно их проводить во время приема детей, прогулки, в часы игр, перед уходом детей домой.

 На этих занятиях даются различные игры, упражнения в игровой форме, используется различный речевой материал, который направлен на выработку у детей правильного произношения звуков, на развитие фонематического и речевого слуха.

(демонстрация речевого материала и перечень игр по данному виду работы «Лабиринты»).

Таким образом, работа, проводимая вне занятий, предупреждает и устраняет несовершенства речи у отдельных детей, выравнивает группу и даёт возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия по звуковой культуре речи.

На наш взгляд, формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно лишь при условии создания педагогических условий. Это  полноценная языковая среда за счет постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. А так же соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Из опыта работы "Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей 4 - 5 лет"

Материал содержит отписание игр и упражнений для детей 4 - 5 по формированию  звуковой культуры речи....

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...

Семинар-практикум"Игровые методы и приемы в работе по формированию звуковой культуры речи у детей с ОВЗ"

Материал представлен и может быть использован как для родителей так и для педагогов...

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»...