Методические разработки
статья по логопедии (старшая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут.
Проект "Острожно! Догора!"
Проект "Шестиногие друзья".
Семинар-практикум "Профессиональный стандарт "Педагог".
Семинар-практикум "Организация работы в ДОУ по формированию звуковой культуры речи".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Таймырское бюджетное муниципальное дошкольное Образовательное учреждение
«Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
Образовательный проект
«Осторожно! Дорога»
Автор проекта –
учитель-логопед Ажымалиева Жыргал Керимгазиевна
Дудинка- 2015г.
Обоснование темы
С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычайностью ситуаций. Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами родного дома. Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного движения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.
Цель: формирование знаний о себе и ознакомление с окружающим социальным миром.
Задачи:
- расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя на дороге;
- закрепить представления детей о светофоре;
- развивать пространственную ориентировку в трехмерном (в пространственном помещении, на улице) и двухмерном (на макете);
- обогащать активный и пассивный словарь детей;
- развивать зрительное внимание, зрительно-двигательную координацию в процессе игр;
- воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.
Выполнение задач проекта осуществляется в процессе формирования механизмов игровой деятельности, трудового воспитания, развития речи, познавательного развития, продуктивной деятельности на основе ознакомления с окружающим социальным миром.
Ожидаемый результат:
- обогащение знаний и представлений детей об окружающем социальном мире.
- способность детей соблюдать правила дорожного движения.
Вид проекта: краткосрочный, совместный.
Участники проекта: воспитатель и помощник воспитателя группы «Капелька», дети и воспитатель группы «Брусничка», сотрудники детского сада.
Срок реализации: с 20.05 – по 24.05.
План работы педагогов по подготовке проекта
«Осторожно! Дорога»
1.На основе изученной проблемы поставить цель проекта.
2.Разработка плана.
3.Составление «Живого планирования»
4.Составление плана работы с родителями по реализации проекта.
5.Сбор, накопление материала.
6.Соблюдение принципа практической ориентированности, приближенности к жизненной ситуации.
7.Придерживаться следующих форм работы:
«Утренний сбор»- мотивация выбора темы.
«Модели трех вопросов»:
Что мы знаем | Что хотим узнать | Что нужно сделать, чтобы узнать |
Развивающие вопросы, которые можно задавать в разное время.
8.Паутинка:
- Что прочитать
- Что слепить
- Что нарисовать
- Что построить
- Что смастерить
- Во что поиграть
9.Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
10.Презентация проекта: организация выставок по теме проекта.
11.Подведение итогов проделанной работы.
План работы с родителями по реализации проекта
«Осторожно! Дорога»
- Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта
- Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
- Организация выставки: макет «Моя улица».
- Совместное выполнение домашних заданий.
Проект
«Осторожно! Дорога»
«Модель трех вопросов»
Что мы знаем | Что хотим узнать | Что нужно сделать, чтобы узнать |
По дороге ездят машины, по тротуару ходят люди. На дороге есть светофор, он очень нужен, он помогает переходить дорогу. Надо соблюдать правила, чтобы не произошла авария. | - Что означают дорожные знаки? - Где их устанавливают? - Кто такой регулировщик? - Зачем он нужен? - Кто придумал правила дорожного движения? | - спросить у мамы с папой -попросить маму прочитать |
Работа с родителями: | Домашнее задание: Рассказать своим детям о ПДД. Рассмотреть иллюстрации по теме. Помочь детям запомнить дорожные знаки, встречающиеся по пути в детский сад. Помочь в сборе бросового материала для изготовления макета улицы (здания, дорожные знаки). |
«Живое планирование».
Предварительный просмотр:
Таймырское бюджетное муниципальное дошкольное Образовательное учреждение
«Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
Образовательный проект
«Шестиногие друзья»
Автор проекта –
учитель-логопед Ажымалиева Жыргал Керимгазиевна
Дудинка- 2015г.
Обоснование выбора темы
Мир насекомых необычайно разнообразен и привлекателен для детей.
Еще в раннем детстве многие из ребят имеют такую нужную возможность контактировать с насекомыми – бабочками, пчелами, комарами, жуками. Насекомые становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с насекомыми дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.
Ознакомление детей с окружающим миром (насекомыми) помогает погрузиться в мир природы, систематизирует их восприятие, деятельность. Дети лучше усваивают обобщающие понятия, понимают взаимосвязь разных явлений в природе, роль человека в ней.
Цель: формирование основ экологического воспитания.
Задачи:
- уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;
- уточнить особенности внешнего вида насекомых, способе передвижения, питании;
- активизировать словарь по теме;
- расширить знания детей и пользе и вреде насекомых;
- развивать психические процессы: умение сравнивать, обобщать, внимание, воображение.
- воспитывать любовь к природе.
Выполнение задач проекта осуществляется в процессе формирования механизмов игровой деятельности, трудового воспитания, развития речи, познавательного развития, продуктивной деятельности на основе ознакомления с окружающим социальным миром.
Ожидаемый результат:
- обогащение знаний и представлений детей об окружающем мире (насекомых).
Вид проекта: краткосрочный, совместный.
Участники проекта: воспитатели и помощники воспитателя, воспитанники и родители старших групп «Капелька», «Умка», сотрудники детского сада.
Срок реализации: с 13.05 – по 17.05.
План работы педагогов по подготовке проекта
«Шестиногие друзья»
- На основе изученной проблемы поставить цель проекта.
- Разработка плана.
- Составление «Живого планирования»
- Составление плана работы с родителями по реализации проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Соблюдение принципа практической ориентированности, приближенности к жизненной ситуации.
- Придерживаться следующих форм работы:
«Утренний сбор»- мотивация выбора темы.
«Модели трех вопросов»:
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Развивающие вопросы, которые можно задавать в разное время.
8.Паутинка:
- Что прочитать
- Что слепить
- Что нарисовать
- Что построить
- Что смастерить
- Во что поиграть
11.Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
12.Презентация проекта: организация выставок по теме проекта.
13.Подведение итогов проделанной работы.
План работы с родителями по реализации проекта
«Шестиногие друзья»
- Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта
- Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
- Организация выставок: «Волшебная капелька», «На лесной полянке».
- Совместное выполнение домашних заданий.
Подпроект «Встреча с пчелой Майей»
«Модель трех вопросов»
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Пчела – это насекомое, у нее есть тело, голова, крылья, усики, жало. Пчела может ужалить, она жужжит. | Как называется дом пчелы? Зачем ей жало? Чем она питается? | - спросить у мамы с папой -попросить маму прочитать |
Работа с родителями: | Домашнее задание: Рассказать своим детям о пчелах. Рассмотреть иллюстрации по теме. Придумать загадку о пчеле + нарисовать пчелу из «волшебной капельки». |
Подпроект «Встреча с бабочкой Лили»
«Модель трех вопросов»
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Бабочка – это насекомое, умеет летать. У нее есть тело, голова, крылья, усики. Бабочка красивая, ее можно поймать сачком. Бабочки бывают разные. | Сколько живет бабочка? Как называется ее дом? Чем она питается? | - спросить у мамы с папой -попросить маму прочитать |
Работа с родителями: | Домашнее задание: Рассказать своим детям о бабочке. Рассмотреть иллюстрации по теме. Придумать сказку о бабочке + нарисовать бабочку из «волшебной капельки». |
Подпроект «Встреча с муравьем Кузей
«Модель трех вопросов»
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Муравей – насекомое, умеет летать. У нее есть тело, голова, крылья, усики. Их очень много, они все время что-то несут. | - Где живет муравей? - Чем она питается? - Почему их так много? | - спросить у мамы с папой -попросить маму прочитать |
Работа с родителями: | Домашнее задание: Рассказать своим детям о комаре. Рассмотреть иллюстрации по теме. Придумать загадку о муравье + нарисовать муравья из «волшебной капельки». |
Подпроект «Встреча с комаром Пискуном»
«Модель трех вопросов»
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
- Комар – насекомое, умеет летать. У нее есть тело, голова, крылья. Комар сильно кусается и это место сильно чешется. Чтобы они не кусали надо мазать открытые места мазью от комаров. | - Почему комар кусается? - Где живет комар? | - спросить у мамы с папой -попросить маму прочитать |
Работа с родителями: | Домашнее задание: Рассказать своим детям о комаре. Придумать загадку о комаре + нарисовать комара из «волшебной капельки». |
«Живое планирование». Проект «Путешествие в мир насекомых» 2013 г
Период | Тема | Центр открытия мира | Речевой центр | Центр игры | Центр искусства | Центр движения | Центр науки (фэмп). |
1 день | «Встреча с пчелой Майей» | Беседа «Что мы заем о насекомых». Рассматривание иллюстраций . | Разучивание стих-я «Трудолюбивая пчела» (координация речи с движениями). УПР. «Кто это?», «Части целого». | Игровая ситуация «Семья пчелки Майи». Пластические этюды. Мимические упражнения | Рисование + конструирование из бумаги «Жало» (атрибуты к подвижной игре «Медведь и пчелы») | П\И с бегом «Медведь и пчелы», «Хоровод насекомых»- развитие воображения. | Д/И «Помоги пчелам». |
2 день | «Встреча с бабочкой Лили» | Беседа «Эти порхающие цветки». Рассматривание иллюстраций. | Придумывание загадок. Упр. «Друзья помогли»- координация речи с движениями. Упр. «Какая?», «Что делает?» | Д\И «Последовательность событий». Игровая ситуация «Превращения». Пластические этюды. Мимические упражнения | Аппликация + Рисование. «Насекомые на лугу» (бабочка). (коллективная работа). | Игра – превращение «Если бы ты был бабочкой» развитие воображения. | Работа по коллективной картинке «Насекомые на лугу» счет +ориентировка на листе бумаги. |
3 день | «Встреча с муравьем Кузей» | Беседа «Из жизни муравьев». Рассматривание иллюстраций | «Насекомые над лугом»- координация речи с движениями. Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Упр. «Где находится?» | Игра- перевоплощение «По муравьиной тропе». Игра –драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». | Лепка « На просторах зеленого листочка» | Трудовые поручения в природе. Дети подражают трудолюбивым муравьям. | Д/и «Построй предмет» (блоки Дьениша). |
4 день | «Встреча с комаром Пискуном» | Беседа «Комар Пискун» Рассматривание иллюстраций | Чтение Мамин Сибиряк «Сказка про Комара Комароваича». | Д/и «Где ты живешь?» Д\у «Найди различия и сходства». Пластические этюды. Мимические упражнения | Продолжение работы «Насекомые на лугу», рисование – божья коровка, комара, насекомых по желанию. | П/и Танцы под «Комаринскую». | Работа по коллективной картинке «Насекомые на лугу» счет + геометрические фигуры. |
5 день | «Шестиногие друзья» | Викторина «Шестиногие друзья» | Составление рассказа по сюжетной картинке «Насекомые». | Д/и «Где ты живешь?» Театрализованная игра по сказке «Муха цокотуха». | Продолжение работы «Насекомые на лугу», рисование- фона + рамки. (печатки). | Физкультурный досуг «На лесной полянке» вместе с детьми группы «Умка»+ Чаепитие с медом. | Д/и «Умные палочки» палочки Кюизенера |
Итоговая деятельность проекта «Шестиногие друзья» - развлечение «На лесной полянке» вместе с детьми группы «Умка»
Сценарий развлечения «На лесной полянке»
Время проведения: 16.05.2013г.
Место проведения: спортивный зал
Организатор мероприятия Ажымалиева Ж.К.
Участники мероприятия: дети групп «Ромашки», «Умка».
Ведущий: Лесная Фея - Ажымалиева Ж.К.
Музыкальное сопровождение: детские песни.
Гости: воспитатель группы «Умка» Зайберт Т.В., физ. инструктор Мухаммадуллина Г.Н..
Цель: способствование оздоровлению организма посредством повышения двигательной активности.
Задачи:
- создать у участников развлечения радостное бодрое настроение;
- развивать психические процессы;
- закрепить знания детей о насекомых;
-активизировать двигательную активность детей, развивать координацию движений;
- воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу.
Оборудование: первая половина зала оборудована как лесная поляна – елки, лесные животные, насекомые – мягкие игрушки,; вторая половина – спортивное оборудование –бревна, палки, веревки(длинные и короткие), таблетки, дуга; медальоны муровья.
Ход развлечения:
Музыкальное сопровождение.
- Организационный момент:
Ведущий: Здравствуйте дорогие дети! Мы рады вас приветствовать в своем лесу – Я, лесная фея и моя помощница пчела Майя приглашаем вас поиграть, в нашем лесу.
- Игры с Лесной Феей (на первой половине зала)
- 1 игра. Загадки+ Пантомимика «Лесные друзья» - детям необходимо отгадать загадки и показать насекомых пантомимикой.
1.Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком (Пчела).
2.Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).
3.Жу – жу, жу- жу,
Я на ветке лежу
Я на ветке сижу.
Все жу – жу и жу- жу. (жук).
4.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (комар).
5.С ветки на тропинку.
С травки на былинку
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка. (кузнечик).
6.На полянке возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
А жильцов в нем миллион. (муравейник).
7.Сам мал,
Незаметно хожу,
Но больше себя ношу. (муравей).
- 2 игра. «Трудолюбивые муравьи»
Лесная Фея: А сейчас я превращаю вас в трудолюбивых муравьев. Вы преодолеете препятствия и построите свой дом – муравейник (одевает детям медальоны)
На второй половине зала дети проходят препятствия (ОВД – ходьба приставными шагами, ползание, прыжки, пролезание под дугой) в руках у них «ветки» - короткие палки, из которых в конце препятствий им нужно построить муравейник.
- 3 игра. «Медведь и пчелы».
Лесная Фея: Ребята, пчела Мая предлагает вам поиграть вместе в подвижную игру «Медведь и пчелы» (дети надевают на пальчики «жало», считалкой выбирают «медведя»).
- Заключительная часть:
Лесная Фея: Нам очень понравилось, как вы играли, радовались на лесной полянке.
Вопросы:
- Вспомните, о ком я загадывала вам загадки?
- Как назвать их, одним словом?
- Кем вы были, когда преодолевали препятствия?
- Что вы строили?
- В какую подвижную игру вы играли?
-Как называется дом пчелы?
Лесная Фея: Вот и кончилось веселье, наступил прощальный час.
Вы скажите откровенно, вам понравилось у нас?
И мне понравилось с вами играть и веселиться.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звуковая культура речи правильное произношение звуков правильное произношение слов громкость и скорость речевого высказывания ритм паузы тембр логическое ударение нормальное функционирование речедвигательного аппарата нормальное функционирование слухового аппарата наличие полноценной окружающей речевой среды
Нарушения звуковой культуры речи могут повлечь за собой целый ряд нарушений Нарушение грамматического строя Обеднение словаря Задержка формирования звукового, слогового анализа слов
Для правильного и эффективного педагогического воздействия педагогам необходимо: Знать возрастные особенности звукопроиз-ношения детей Определять задачи Создавать условия Уметь планировать ОД по ЗКР
Задачи по ЗКР Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная групп
Развивающая предметно - пространственная среда Информационно – просветительская работа с родителями Взаимодействие педагога со специалистами Взаимодействие педагога с ребенком
Мозговой штурм Сколько раз в месяц проводится занятие по звуковой культуре речи? Надо ли планировать работу по ЗКР вне занятий? Когда?
Развитие артикуляционной моторики Формирование речевого дыхания
Артикуляционная гимнастика Все артикуляционные упражнения должны проводиться в игровой форме
Звукопроизношение Плавность Четкость Выразительность Громкость
В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется: Длительный выдох Сильный выдох Направленный выдох
Правильно дуть, это значит: Воздух набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Следить, чтобы не надувались щеки. Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя. Не переусердствуйте! Достаточно 3 – 5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
Речевой слух Слуховое внимание: определение на слух того или иного звучания Фонематический слух: различение и узнавание фонем
Последовательная систематическая работа по развитию * артикуляционной моторики, *речевого дыхания, *слухового внимания, *фонематического слуха, *интонационной выразительности речи создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ТМБ ДОУ «Дудинский ЦРР – детский сад «Белоснежка»
Старшая группа компенсирующей направленности «Капелька»
Индивидуальный маршрут коррекционно - развивающей работы
на 2016-2017 учебный год
Ф. И. ребенка Василий И. (5 лет)
Логопедическое заключение: ОНР ( III уровень речевого развития), минимальные дизартрические расстройства; уровень развития психических процессов соответствует низкой границе возрастной нормы; ЗУН преимущественно соответствуют возрастной норме.
Цель коррекционного воздействия: формирование правильного звукопроизношения, совершенствование грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия, связной речи, мелкой моторики.
№ | Направления коррекционной работы | Задачи | Виды занятий | Сроки и результаты работы ( + хорошая динамика; - без динамики; +/- незначительная динамика) | ||||||||
XI | XII | I | II | III | IY | Y | ||||||
1 | Укрепление соматического здоровья. | Применение в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика. | инд-ые групповые | |||||||||
2 | Общие речевые навыки | - выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата - подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков - обучение короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки), формирование навыков правильного физиологического и речевого дыхания - работа над мягкой атакой голоса (произношение гласных звуков, пение звуков с выраженной интонацией) - развитие умения изменять силу голоса (говорить громко, тихо, шёпотом) - развивать реакцию на интонацию, мимику - развивать мелкие движения кистей рук и пальцев. | ||||||||||
3 | Формирование правильного звукопроиз-я | Постановка Ш Ж Р,Р* | Автоматизация Ш,Ж Р,Р* | Дифференциация Ш-С,З-Ж, Р-Л, Р*-Л* | инд-ые групповые | |||||||
4 | Развитие фонематических процессов | - развивать способность узнавать и различать неречевые звуки - развивать способность узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса - сформировать умение различать гласные звуки - научить выделять из ряда звуков гласные звуки -развивать умение определять первый гласный звук в слове (ударный, затем безударный) - сформировать умение различать гласные и согласные звуки - учить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха) - научить подбирать слова с заданным звуком - сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями - научить делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов (ма-ма, ва-та, ру-ка) и составлять слова из двух данных открытых слогов - сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать им - совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех звуков. | инд-ые групповые | |||||||||
Работа над слоговой структурой | - проговаривать сочетания гласных звуков (пример: АУ, АУИ, АУИО) - проговаривать слоговые ряды со стечением согласных - проговаривать слоговые пары с сменой позиции согласного звука - проговаривать слова и их сочетания, содержащих стечения согласных звуков:
- делить слов на слоги (части) -учить определять количество слогов в слове, их последовательность (прохлопывание, прошагивание, отстукивание слова) - закрепить умение воспроизводить речевой ритм - упражнять в проговаривании слов сложной слоговой структур | инд-ые групповые | ||||||||||
Формирование лексико-грамматических категорий | -уточнить и расширить запас представлений и обеспечить переход от пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств - формировать понятия о действии и предмете - формировать глагольный словарь - закрепить и ввести в словарь:
- совершенствовать умение образовывать и использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксам - учить согласованию существительных с числительными - совершенствовать согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже - закреплять употребление простых предлогов места (В, НА, ЗА, ПОД, НАД) и движения (В, ИЗ, К, ОТ, ПО) - обучать образованию относительных и притяжательных прилагательных. | инд-ые групповые | ||||||||||
Развитие связной речи: | - учить составлять простые распространение предложения - обучать умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. - обучать составлению описательных рассказов по темам - обучать пересказу небольших рассказов и сказок. - заучивать небольшие стихи. | инд-ые групповые | ||||||||||
Развитие мелкой моторики и психических процессов | Совершенствование психологической базы речи: - расширять объем зрительной и слуховой памяти - развивать вербальное мышление - развивать логическое мышление - игры и упражнения на совершенствование словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам) - игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?» - игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок Моторика: - работа с трафаретами, шаблонами, мозаиками, шнуровками, штриховка, графические диктанты и т.д | инд-ые групповые | ||||||||||
Предварительный просмотр:
Семинар — практикум по теме
«Профессиональный стандарт педагога»
Дата проведения: 15.16.02.2018г.
Место проведения: конференц-зал
Ответственные: члены методического совета Хисамова О.А., Ажымалиева Ж.К., Шаповалова С.В., Романова О.В.
Цель: формирование у педагогов профессиональных компетенций в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог».
План проведения семинара:
- Встреча, регистрация и объединение педагогов на микрогруппы путем выбора геометрических фигур.
- Приветствие: игра «Аплодисменты»
- Основная часть:
- Вступительное слово ведущего семинара
- Презентация на тему семинара
-Ознакомление со структурными частям профстандарта.
4.Практическая часть:
- задание №1
- разминка
- задание №2
-Презентация каждой группы схемы документа.
5.Рефлексия.
Ход семинара:
Слушатели объединяются в две команды по геометрическим фигурам.
1. Вводная часть
Приветствие
Предлагаю наше мероприятие начать с приветствия, а именно с упражнения «Аплодисменты», которое содержит в себе заряд положительной энергии. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствовать друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим звукам, теперь двумя пальцами, тремя - аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью.
2. Основная часть
В последнее время в поисковые системы все чаще вводится запрос «Профессиональный стандарт педагога (воспитателя)» Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. Кроме того в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых детей.
К педагогическим работникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т.д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
- ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
- профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и при установлении систем оплаты труда. Профстандарт в отношении педработников вступил в силу с 1 января 2017 года.
Образовательный стандарт и профессиональный стандарт — два взаимодополняющих документа, являющихся инструментами повышения качества образования. Одна из важнейших функций профстандарта: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия.
Сейчас предлагаем вам ознакомиться с документом и разобраться из каких структурных частей он состоит (раздача документа).
Общие сведения о стандарте
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду профессиональной деятельности относится профстандарт педагога, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
Функциональная карта
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: обучения; воспитания; развития.
Характеристика функций
Современный педагог должен обладать определенным набором личностных профессиональных качеств, а именно в области «Обучение», «Воспитание», «Развитие».
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Так же здесь прописываются требования к образованию и другие квалификационные условия.
Мы предлагаем вам самостоятельно изучить характеристики функций и составить портрет современного воспитателя. Вам предложен перечень определенных качеств воспитателя. А так как в свете стандартов педагог должен профессионально самосовершенствоваться, команда «красных» выбирает качества, которые требуют усовершенствования, а команда «синих» выбирает качества, которые должны быть полностью сформированы и не требующие корректировки.
Задание 1.
Качества современного воспитателя
-владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу;
-владение ИКТ компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
-умение планировать, проводить занятия, анализировать их эффективность (самоанализ занятия);
-готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
-умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д);
-владения методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе;
-умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка;
- владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, умение выстраивать партнерское взаимодействие для решения образовательных задач;
- владение теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
-готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку;
-иметь средне-специальное или высшее образование по профилю деятельности ;
-умение организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
-владение психолого-педагогическими технологиями ( в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными воспитанниками: одаренные дети, социально-уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети, с особыми образовательными потребностями (дети с выраженными признаками аутизма и др, дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения).
-знание специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
По итогам работы каждая группа представляет свой портрет и комментирует представленные качества.
Разминка «Минутка отдыха»
- Как зовут министра образования РФ?
-Васильева Ольга Юрьевна
-Как зовут министра образования Красноярского края?
- Маковская Светлана Ивановна
- Кто главный человек в Белоснежке?
Задание 2.
Так как вы уже проработали текст Профстандарта, предлагаем вам изобразить документ в виде схемы, в которой нужно отразить следующее:
1. Сферу применения стандарта
2. Обобщенная трудовая функция
3. Трудовые функции
4. Трудовые действия, знания, умения
3. Рефлексия
Участникам предлагается ответить на вопросы:
-как вы себя чувствовали во время мероприятия?
-какую позицию вы занимали – активную или пассивную?
-что понравилось или не понравилось во время проведения семинара- практикума?
- что вы пожелаете нам и всем участникам встречи.
Ответ на задание №1
Данные качества разделить на две части:
-качества воспитателя, которые ТРЕБУЮТ усовершенствования
-владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу;
-владение ИКТ компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
-готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
-умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д);
-умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка;
-готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку;
-владение психолого-педагогическими технологиями ( в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными воспитанниками: одаренные дети, социально-уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети, с особыми образовательными потребностями (дети с выраженными признаками аутизма, СДВГ и др, дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения).
И -качества воспитателя полностью сформированы НЕ требующие корректировки
-иметь средне-специальное или высшее образование по профилю деятельности ОО;
-умение планировать, проводить занятия, анализировать их эффективность (самоанализ занятия);
-владениями методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе;
- владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, умение выстраивать партнерское взаимодействие для решения образовательных задач;
-умение организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
-знание специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- владение теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
По итогам работы каждая группа представляет свой портрет и комментирует представленные качества.
Участникам предлагается проверить свои ответы на слайде .
Предварительный просмотр:
Сотрудничество учителя-логопеда с семьей.
Цель моей работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья является оказание квалифицированной поддержки родителям:
- коррекция понимания родителями проблем их ребенка;
- исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
- повышение родительской компетентности и формирование адекватной оценки состояния своего ребенка.
Своей обязанностью учителя-логопеда по отношению к родителям детей с особыми образовательными возможностями считаю:
- вселять уверенность в родителей, что совместными усилиями обучение и воспитание их детей будет иметь успех;
- поддерживать родителей при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ;
- важно, чтобы родители увидели мое позитивное отношение к их ребенку, и могли быть уверены в том, что я как педагог действую именно в его интересах.
В работе с родителями детей с ОВЗ я выстроила определённую систему работы, которая включает два этапа: аналитический и содержательный .
Аналитический этап включает в себя изучение семьи с помощью методов анкетирования, собеседования, наблюдение, посещение семей.
Содержательный этап включает в себя поиск оптимальных формы взаимодействия с родителями. Они делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Приглашаю родителей на индивидуальные занятия, на индивидуальных занятиях применяю самостоятельное проведение части занятия под моим контролем; выполнение домашних заданий со своим ребенком; изготовление наглядных пособий для проведения занятий с ребенком; предлагаю для чтения родителям специальную литературу; формирую у родителей интереса к процессу развития ребенка, демонстрирую возможностей существования «маленьких», но очень важных для их ребенка достижений; развиваю у родителей чувства успешности и педагогической компетентности в работе с ребенком; раскрываю перед родителями возможностей личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ребенка.
В период режима самоизоляции с 6 апреля 2020г апреля по 31 мая 2020 г. осуществляла активную дистанционную коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ и их родителями посредством ведения онлайн занятий. В результате эффективной образовательной деятельности наблюдается положительная динамика, что стало возможным благодаря беспрерывному осуществлению образовательного процесса и тесному взаимодействию родителей воспитанников. Стало точкой роста для меня самой, расширила информационную компетентность в рамках подготовки и проведения занятий в онлайн режиме.
Наряду с традиционными коллективными формами такими как, родительские собрания, конференции, использую нетрадиционные формы.
Организовала семейный клуб «Вместе весело шагать», направленный на содействие и эффективное сотрудничество с родителями в поиске специальных методов и приемов оказания помощи детям в развитии всех компонентов устной речи. Для трансляции практических умений и навыков пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью организую для родителей совместные праздники правильной речи. Одним из направлений моей работы является выявление и ранняя профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. С этой целью в рамках «Маминой школы» организую интерактивные занятия с родителями и детьми младших групп.
Начав заниматься со своим ребенком под моим руководством родители учатся понимать своего ребенка, чувствовать сильные и слабые его стороны в обучении. Родители ребенка отказываются от иждивенческой позиции, проникаются мыслью о том, что только они, а не кто-то другой, в ответе за будущее ребенка. Предлагаемая мною помощь родителям становится для них сознательным выбором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....
