Использованиелоготерапевтического комплекса БОС в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии на тему

Тысячелетиями люди мечтали о возможности сохранять и укреплять свое здоровье без лекарств. Достигнуть этого могли лишь единицы и только после многолетних упорных тренировок. Только сегодня, благодаря достижениям науки, в том числе и российской («НОУ БИОСВЯЗЬ»), создавшей метод биологической обратной связи (БОС), такая возможность открывается для всех.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.М.Майорова

учитель-логопед

МКДОУ №1 «Ромашка»

г. Мирный

Использование логотерапевтического комплекса БОС в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Тысячелетиями люди мечтали о возможности сохранять и укреплять свое здоровье без лекарств. Достигнуть этого могли лишь единицы и только после многолетних упорных тренировок. Только сегодня, благодаря достижениям науки, в том числе и российской («НОУ БИОСВЯЗЬ»), создавшей метод биологической обратной связи (БОС), такая возможность открывается для всех.

С каждым годом рост количества детей с общим недоразвитием речи растёт. У таких детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте: в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям, оказывается недоразвитой связная речь (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Важным разделом логопедической работы с детьми дошкольного возраста с речевыми патологиями является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У детей с нарушениями речи эта координация нарушена. Перед вступлением в речь они делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. Очень слабый вдох и выдох ведет к тихой, едва слышимой речи, к искажению звуков, торопливое произнесение фраз без перерыва и на выдохе, неумелое распределение дыхания - к вдоху в середине слова.

Таким образом, для достижения хороших результатов в коррекции необходимо работать не только над постановкой звуков и развитием лексико-грамматического строя речи, но и уделять достаточное количество времени для коррекции нарушений дыхания. Без правильного дыхания, без долгого плавного выдоха невозможно корректировать дефектную речь ребенка и взрослого, начиная с дислалии и заканчивая заиканием.

В своей практике для формирования речевого дыхания я использую метод биологической обратной связи (далее БОС) или как его еще называют, метод дыхания по Сметанкину. Это комплекс мероприятий, при проведении которых ребенку с помощью технических устройств передается информация о состоянии систем его организма. Метод безболезненный, немедикаментозный и не имеющий абсолютных противопоказаний к применению. Он позволяет вырабатывать у дошкольников навык диафрагмально-релаксационного дыхания. Уникальность данного метода – это возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Компьютерный тренажёр посредством различных анимационных сюжетов делает доступной для детей информацию, в обычных условиях ими не воспринимаемую.

Основа технологии биологически обратной связи – занятия, на которых ребенок с помощью БОС видит и слышит, как работает его организм. Биологически обратная связь превращает сигналы организма в увлекательную игру. Игра – это сигнал обратной связи.

Логотерапевтический комплекс БОС включает в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.

Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания (на экране компьютера под картинкой отображаются горизонтальные полосы, обозначающие вдох и выдох) и сердечной деятельности (на экране компьютера под слайдом визуализируется пульсограмма). Дошкольник осваивает основной компонент речи, диафрагмально-релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Речевой материал произносится на выдохе на снижении частоты сердечных сокращений (на вдохе частота сердечных сокращений здорового человека увеличивается, на выдохе – уменьшается).

Относительными противопоказаниями данного метода являются:

  • возраст ребенка младше 4,5 лет;
  • повышенная судорожная готовность и выраженные органические поражения головного мозга;
  • сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения;
  • острые инфекционные заболевания.

Структура коррекционного курса по методу ДАС-БОС включает в себя 6 этапов 

  • 1 этап – диагностический (2 – 3 занятия).
  • 2 этап – подготовительный (7 – 9 занятий).
  • 3 этап – работа над основными компонентами речи (8 – 10 занятий).
  • 4 этап – формирование навыков слитной плавной речи (10 – 12 занятий).
  • 5 этап – заключительный (5 – 6 занятий).

1 этап включает в себя обследование ребенка и составление индивидуальной, дифференцированной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом ДАС - БОС. На этом этапе также родители ребенка знакомятся с логотерапевтическим комплексом и с методикой работы.

2 этап подготовительный. На этом этапе у ребенка вырабатывают навык диафрагмально-релаксационного дыхания (дыхание по Сметанкину). Программа содержит игровые сюжеты «Столбик», «Забор», «Анимация», которые помогают вырабатывать требуемый тип дыхания. Дошкольник, совместно с логопедом контролирует дыхание, пульс увеличивается на вдохе и уменьшается на выдохе, в это время на вдохе открывается часть картинки, на выдохе открывается другая часть изображения (на данном этапе картинка открывается вертикально).

На 3 этапе используются сюжеты «Полосы». Дошкольник контролирует свое дыхание только на выдохе. Вдох на экране не отображается, т.е. картинка открывается только на выдохе.

4 этап формирование навыков слитной и плавной речи. Используя, выработанный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания дошкольник произносит звуки, слоги, слова, словосочетания, появляющиеся на экране монитора в фазу равномерного речевого выдоха. Здесь в программе используются сюжеты «Открывание», «Строки», «Текст».

На 5 этапе дошкольник составляет описательный рассказ по предложенной теме, но уже без сигналов обратной связи. На этом этапе проводится заключительное контрольное обследование ребенка, и подводятся итоги коррекционного курса по методу ДАС-БОС, фиксируется степень овладения новым речевым стереотипом.

После изучения контингента детей, посещающих занятия на логотерапевтическом комплексе БОС МКДОУ, были определены следующие задачи кабинета БОС:

  • формирование у детей нового типа дыхания;
  • коррекция и нормализация речевого дыхания;
  • автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;
  • развитие уверенного речевого поведения с устранением тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;
  • снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка, увеличение защитных сил организма;
  • предупреждение формирования и развития патологических навыков, стереотипов речи и поведения.

Данные занятия – это последовательность чередующихся периодов тренировки ребенка с помощью метода БОС и периодов отдыха без обратной связи. Постановка дыхания достигается путем выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Далее проводятся речевые тренировки с применением данного типа дыхания.

До начала занятий на логотерапевтическом комплексе БОС в детском саду проводится ежедневная предварительная работа с детьми по освоению навыка диафрагмально-релаксационного дыхания, в ходе которой ведутся тренировки по правильному дыханию (вдох — носом, медленный выдох — ртом).

В среднем каждый дошкольник, занимающийся на логотерапевтическом комплексе БОС, посетил 30 сеансов.

В результате анализа проведенной работы с дошкольниками необходимо отметить, что данный метод обеспечивает нормализацию дыхания, стабилизацию психоэмоционального состояния у гиперактивных детей, максимальную координацию дыхания с артикуляцией, устранение избыточного мышечного тонуса, значительное уменьшение количества речевых запинок и судорог у заикающихся детей (работа проводилась в комплексе с медикаментозным лечением назначенным врачом невропатологом).

Так же хочется отметить, что применение метода ДАС – БОС имеет ряд положительных моментов:

  • может сочетаться с любыми традиционными методиками при любых речевых расстройствах;
  • с помощью данного комплекса быстрее вырабатывается длительный плавный выдох, что позволяет корректировать речевые дефекты в более короткие сроки и сформировать связную речь.

Считаю, что метод БОС имеет большую перспективу в логопедической работе и способствует оздоровлению подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Ивановский Ю.В.. Метод ДАС-БОС – путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем.– СПб, 2001
  2. Ивановский Ю.В.. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации.– СПб, 2002.
  3. Сметанкин А.А.. Здоровье без лекарств: Биологическая Обратная Связь-СПб, 2001.
  4. Сметанкин А.А.. Учитель здоровья. СПб.: Питер, 2003:– (серия “Исцели себя сам”).
  5. Учебник здоровья для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста.– СПб.: «Сентябрь» , 2003.
  6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М, 1998.
  7. Хватцев М.Е.. Логопедия (работа с дошкольниками). – М. – СПб, 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца

Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...

Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...

Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой.

Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,страдающими общим недоразвитием речиПод ред. Г.А. Волковой....

Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...

Формирование связной монологической речи в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Развитие, воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по...