Конспект игрового логопедического занятия "Радуга открытий".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Кузнецова Алена Борисовна

Конспект игрового  логопедического  занятия  с применением  здоровьесберегающих методов и приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок»

Конспект  игрового  логопедического  занятия  

с применением  здоровьесберегающих методов и приемов  

«Радуга открытий»

г. Саянск, Иркутская область

Конспект  игрового  логопедического  занятия  с применением  здоровьесберегающих методов и приемов   «Радуга открытий»

Цели:

Коррекционно-познавательная: Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения согласных звуков по признакам: глухость – звонкость, твердость – мягкость. Совершенствование  умения четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [о],  [и], [ы], [э]. Закрепление   умения  выделять  первый  звука в слове,  отвечать на вопросы полным ответом.

Коррекционно-развивающая: Развитие фонематического восприятия, звуко-слогового анализа, внимания, памяти, мышления; артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением, общих речевых навыков.

Коррекционно-воспитательная: Воспитание  доброжелательности, навыков сотрудничества, умения работать в группе, умения находить выбор из проблемной ситуации.

Материал: фонограмма: «Завывание ветра», «Музыка превращения»; пособие «Разноцветная поляна» с «бабочками» и «пчелками»; символы гласных звуков (по Т.В.Александровой);  карточки, обозначающие гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий согласный звук; «Замки» красного, синего и зеленого цвета;  изображение реки, «рыбки – слова»; картинки (АРБУЗ, УШИ, УТКА, ОСЛИК, ИГОЛКА, УЛИТКА, ДОМ, КОТ, СУП, БАБОЧКА, МАШИНА, ШАПКА.); прищепки, шаблоны «гусениц» из картона; проектор, ноутбук.

Возраст детей: 5-6 лет

Ход занятия

1.Орг. момент.

- Сегодня у нас необычный день. К нам в детский сад пришло много гостей. Давайте их поприветствуем. (Дети здороваются) Гости – это всегда праздник, радость и, конечно, сюрпризы. И для вас есть сюрприз: мы отправимся в сказочную историю.

2. Введение в проблемную ситуацию.

(Звучат фонограммы «Ветер», «Звон разбитого стекла»)

- Что же случилось? (Ответы детей: «Радуга упала», «Ветер сдул радугу».)

- Это злой Колдун-Бормотун  безобразничает. Колдун-Бормотун ужасно не любит разные звуки, музыку, песни, смех. Да он и сам-то половину звуков не выговаривает, только бормочет себе под нос разные колдовские заклятия. И сейчас он наколдовал  так, что радуга разбилась.  Да, дети, радуга рассыпалась на мелкие кусочки.  Радуга – это радость. Раньше русский народ говорил: «Кто под   радугой пройдет, тот всю жизнь счастлив будет».  

- Как нам радугу собрать? Страна наша большая. Где радуга упала, мы не знаем, будет трудно ее найти. Да и пешком так далеко не пойдешь.  Давайте превратимся в волшебников. Они могут легко перемещаться в разном направлении. Попробуем?

(Звучит музыка, дети кружатся вокруг себя с закрытыми глазами)

- Вот мы и стали волшебниками. Для того, чтобы собрать всю радугу, нам нужно выполнить задания.

-Сколько у радуги цветов? 7. И заданий у нас будет тоже 7.

 Называем последовательность цветов.

3. Основная часть.

Отправляемся в путь: (к первому заданию)

-И оказались мы в лесу. Как хорошо идти по лесной дорожке в солнечную погоду! Как мы пойдем? (Весело, бодро, радостно, быстро, подпрыгивая).

- Осторожно! Мы вошли в лес! Как нужно идти по лесу? (Тихо, аккуратно, осторожно) Почему? (Чтоб не беспокоить лесных жителей)

- Внимание! Мы проходим мимо поляны, на которой сидит волчья стая. Теперь мы не пойдем, а побежим. Как мы побежим? (Быстро, помчимся, полетим как пуля, как стрела, стремительно).

- Устали! Нет  сил  идти дальше. Теперь мы не идем, а бредем. Как еще можно сказать? (Плетемся, тащимся, ползем еле-еле, как сонная муха, как черепаха)

  1. Красный (первое задание в красном конверте)

Полянка «Бабочки» (Упражнения на развитие направленной воздушной струи)

- Мы оказались на лугу. Как много здесь цветов. Посмотрите, бабочки! Они много летают и наверняка знают, куда упала радуга. Но сначала бабочки просят поиграть с ними. Бабочек так и хочется взять за крылышки. Но мы не будем этого делать, а лишь подуем на бабочек  и посмотрим, как они полетят.(+упражнение для языка «Желобок»). На нашей полянке летают и пчелы. Пчелки садятся к нам на носики. (+упражнение для языка «Чашечка»).

- Молодцы ребята! Справились с заданием, и за это бабочки  помогли  найти нам первый кусочек радуги. Какого он цвета? (Красный кусочек радуги)

2. Оранжевый (второе задание в оранжевом конверте)

- Звуки бывают разные. Бывают речевые звуки и неречевые.

Речевые звуки это звуки, которые мы с вами произносим, произнесите любые звуки (а,у. и, м, н…и т.д.)А какие бывают неречевые звуки? (ответы детей: шум ветра, стук, шорох, дождь и т.д.)

Игра «Отгадай, что звучит?» Узнавание неречевых звуков

Задание выполнено. Появляется кусочек радуги  оранжевого цвета.

3. Желтый (второе задание в желтом конверте)

- На полянке нас встречают гласные звуки. Как вы думаете, почему их так назвали, гласные? Совершенно верно, потому что у этих звуков  есть красивый голос и они легко поются. И выдыхаемому воздуху ничего не мешает (ни губки, ни зубки, ни язычок).

- Поиграем с гласными звуками? (дети встают в круг)

Речь с движением: «Гласные звуки» - уточнение артикуляции гласных звуков.

А-А-А-А – закачалась голова. (Покачивать головой вправо-влево).

О-О-О-О – покатилось колесо. (Круговые движения руками).

У-У-У-У – у машины руль держу. (Показать руками «руль»).

Э-Э-Э-Э – две руки на голове. (Положить руки на голову).

И-И-И-И – руки  шире растяни. (Поднять руки вверх).

Ы-Ы-Ы-Ы – мыли дома мы полы. (Опустить руки вниз, движения вправо-влево).

(Т. Куликовская)

- Давайте возьмем с собой наши гласные звуки и отправимся дальше.

А в небе еще кусочек радуги появился – желтого цвета!

4.  Зеленый (четвертое задание в  зеленом конверте)

- Мы оказались у какого-то замка. Что это за замок? (Это волшебный замок звуков. В красном замке живут гласные звуки, в синем замке твердые согласные, в зеленом мягкие согласные).

- Согласные звуки, почему их так назвали? (потому что они сами петь не умеют, но соглашаются петь вместе с гласными звуками. При этом получаются ….слоги))

- Какие согласные звуки войдут в дверь с колокольчиком? (звонкие) Назовите их.

-Какие звуки войдут в дверь с таким знаком /колокольчик зачеркнут?/ (глухие). Назовите их.

- И возле замка нашелся кусочек радуги. Какого он цвета? (Зеленый кусочек радуги)

5.  Голубой (пятое  задание в голубом конверте)

Выделение первого звука в слове.

Слова: АРБУЗ, УТКА, ОСЛИК, УЛИТКА, ИГОЛКА, АПЕЛЬСИН, БАБОЧКА, ШАПКА, МАШИНА,ДОМ, НОЖНИЦЫ, САПОГИ

Озеро, в нем плавают рыбки.  Каждый ребенок выбирает себе рыбку  (в каждой рыбке по две карточки - картинки).

- А вот и следующее задание. Нам нужно назвать предмет, изображенный на картинке  и определить, на  какой звук начинается слово?

Задание выполнено. Появляется кусочек радуги  голубого цвета.

6. Синий (шестое задание в синем конверте)

Делим слова на части (слоги)

- Ребята нам нужно перейти на другой берег озера,  сделать это можно при помощи мостика. Мостик мы с вами построим из вот этих палочек. Но чтобы построить мостик, нам нужно поделить слова на части (слоги).

- Молодцы, ребята, переходим на другой берег.

- Появился еще один кусочек радуги. Какого он цвета? (синий кусочек радуги)

4. ФИЗМИНУТКА

- Помните, ребята, что Колдун-Бормотун не выносит шума, песен.

- Давайте поиграем со звуками. Так мы прогоним Колдуна-Бормотуна. Дети становятся в круг.

Целебные звуки вам снова скучать не дают.

Прилетел ветер, завыла вьюга. В-В-В-В. (Дети кружатся).

Ветер стих. Где-то ноет «нытик». Н-Н-Н-Н. (Дети останавливаются, кладут руку на  животик)

Ой, комары летят! З-З-З-З. (Дети бегут и машут руками).

Кыш, кыш, комары. Летите к нам жуки! Ж-Ж-Ж-Ж. (Дети становятся спиной друг к другу, поставив кулачки в бока и шевеля локтями).

Улетайте, жуки! Трактор едет. Тр-Тр-Тр-Тр. (Дети «едут», изображая трактор).

Тише, тише! Я слышу крик сказочной птицы. А-А-А-А. (Дети останавливаются, поднимают руки вверх, как перья хвоста).

Спасибо, целебные звуки. Звук В излечит насморк, звук З – горло, звук Ж  избавит от кашля, звук Н вылечит животик, звук Р снимет усталость. Звук М лечит голову, звук А-дыхание, звук Н, когда болит зуб.  Звук Ш расслабляет наше тело и помогает дышать.

- Ребята, вместе с колдуном ушло и всё его колдовство. И нам осталось выполнить последнее задание.

Дети садятся за столы.

7. Фиолетовый (седьмое задание в фиолетовом  конверте)

Игра с прищепками (конструируем из прищепок и картона сороконожек)

Пальчиковая гимнастика

Две сороконожки

Бежали по дорожке

Бежали, бежали.

Друг друга повстречали

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Что едва-едва разняли.

Появляется кусочек радуги  фиолетового  цвета.

- Молодцы, ребята, мы с вами выполнили все задания. Вот и засияла на небе разноцветная радуга, всем людям даря счастье и улыбки.  У кого-то улыбка появилась на лице, у кого-то в сердце

5. Заключительная часть.

Игра  «Назови ласково»  (Встаем в круг, каждый ребенок называет свое имя, а дети называют его ласково. Вместо радуги появляется солнышко.)

-  Благодаря нашим знаниям и стараниям мы собрали радугу, и нам пора превращаться в людей. Но прежде, чем это произойдет, я хотела бы договориться с вами о маленьком секрете. Хотелось бы, чтобы вы всегда оставались немного волшебниками и своими делами приносили людям радость

Закрываем глаза и слушаем нашу музыку превращений.

6. Рефлексия:

Смысловая рефлексия занятия:

- Кто нам разбил радугу?  Какие звуки  мы с вами  сегодня  вспомнили?

Эмоциональная рефлексия занятия:

– Что понравилось вам  больше всего?  

-  Какое задание вам показалось самым  легким?

- Что было самое трудное?

- Мы снова стали детьми, но в душе останемся чуть-чуть волшебниками. Всем детям расскажем, как мы радугу собирали, что видели и что узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД

Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)

Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...

«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».

Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...