Рекомендации для родителей и педагогов
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Фаиля Минигарифовна Колесникова

Формирование грамматического строя речи

у старших дошкольников с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley_i_pedagogov.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование грамматического строя речи

у старших дошкольников с ОНР

Работа по формированию у детей с общим недоразвитием речи грамматического строя речи должна носить характер целенаправленного обучения.

Дети с ОНР испытывают существенные трудности в вычленении из речи форм слов, морфем, в определении грамматических значений, в их соотнесении с формальным выражением. В связи с этим, в процессе логопедической работы осуществляется поэтапное формирование тех речевых предпосылок, которые определяют овладение парадигмой словоизменения и словообразования, а также выбор правильной формы слова в процессе порождения речи.

На начальном этапов качестве таких предпосылок рассматривается уточнение лексического значения слова, отдельных грамматических значений, закрепление связи отдельного грамматического значения с его звуковой формой параллельно с уточнением звуковой структуры слова и морфемы.

Эти предпосылки дают возможность перейти к дифференциации форм слов на основе комплекса грамматических значений, определяющих форму слова (формирование парадигмы словоизменения и словообразования).

В дальнейшем осуществляется закрепление операции выбора и комбинирования правильных грамматических словоформ в словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие проводится по следующим направлениям:

1) уточнение лексического значения слова;

2) уточнение грамматического значения слова;

3) формирование парадигмы словоизменения;

4) формирование словообразования;

5) развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов;

6) развитие языкового анализа и синтеза.

Связь между этими направлениями осуществляется симультанно-сукцессивно (параллельно-последовательно).

Каждая грамматическая форма сначала закрепляется в импрессивной речи, затем проводится работа по формированию ее в экспрессивной речи. Для уточнения грамматической формы в импрессивной речи использовались такие задания, как:

  • показать картинку по заданию;
  • выбрать картинку по называнию;
  • выполнить действие.

Каждая грамматическая форма занимает в парадигматической системе определенное место и находится как бы на пересечении грамматических значений. Однако для того чтобы определить совокупность грамматических значений каждой формы слова, ребенок должен уметь дифференцировать отдельные грамматические значения. В связи с этим, на начальных этапах логопедической работы проводится работа по дифференциации наиболее простых грамматических значений, а именно: дифференциация категориального значения существительных, прилагательных и глаголов: дифференциация падежных значений существительных и значений числа глагола; закрепление связи грамматического значения с формальными признаками (определять число существительного по конечной части слова, определять род имен существительных по конечной части слова).

У дошкольников с ОНР нарушена как дифференциация грамматических форм, так и выбор грамматической формы из парадигмы словоформ, поэтому развитие системы словоизменения должно быть направлено на уточнение грамматического значения и его связи с языковым формированием морфемы, актуализацию слуховых и кинестических образов морфологического состава словоформ.

Логопедическая работа по формированию системы словоизменения у дошкольников с ОНР следует проводить в следующей последовательности:

  • формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;
  • закрепление системы словоизменения на уровне предложения;
  • закрепление системы словоизменения в связной речи.

Особое внимание должно уделяться дифференциации словообразовательных форм одного значения, так как преобладающей ошибкой в процессе словообразования у детей с ОНР является смешение словообразовательных форм со сходными значениями.

Необходимо включать в обучение такие упражнения, которые показали бы изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков. Так, в именах существительных слова получают оттенок увеличительности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов субъективной оценки; дети должны объяснить смысл и различие слов: дом – домик – домище. В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных глаголов противоположного значения: бежал – прибежал – выбежал. Выделение смысловых оттенков имен прилагательных, образованных с помощью суффиксов, показывают детям, как изменяется значение производящего слова: умный – умненький – умнейший.

Детей обучают синтаксису – способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов, простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.

Особое внимание в обучении детей правильному построению предложений необходимо уделять упражнениям, развивающим употребление правильного порядка слов, устранение повторения однотипных конструкций, правильное согласование слов в предложениях.

У детей необходимо формировать элементарные представления о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его завершенности.

Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста закладываются умения оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Необходима научить ребенка сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и в построении любого типа высказывания (описания, повествования, рассуждения), а также понимать уместность употребляемых контекстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные рекомендации для родителей и педагогов.

Информация для родителей и педагогов по вопросам воспитания ребенка дошкольного возраста от психолога и самого ребенка!...

Методические рекомендации для родителей и педагогов по здоровьесбережению

Для укрепления здоровья детей дошкольного возраста, данные рекомендации; могут быть полезными как для воспитателей ДОУ, так и для родителей. Вы сможете после печати материала, скрепить как брошюру или...

Методическая рекомендация для родителей и педагогов по теме "Значение полисенсорного развития для детей раннего возраста".

Описание системы обучения детей раннего возраста на основе развития перцептивных действий с предметами. Перцепция - восприятие (зрения, слуха, вкуса, обаяния, кинестетич.ощущения)....

Рекомендации для родителей и педагогов "Дыхательная гимнастика игрового характера для детей 4-7 лет"

Рекомендации для родителей и педагогов "Дыхательная гимнастика игрового характера для детей 4-7 лет"...

«СКОРО В ШКОЛУ!» Рекомендации для родителей и педагогов.

Как узнать, готов ли Ваш ребенокк школе?...

Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...

памятка- рекомендация для родителей и педагогов о словесных играх с детьми

В данной памятке для себя, Вы найдете отобранную информацию, о пользе свесных игр, и их примеры.Ведь это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки,при этом  несущие в себе огромный по...