Конспект открытого комплексного логопедического занятия "Если ты узнаешь Север - не забудешь никогда!"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гранкова Татьяна Владимировна

Логопедическое занятие (подготовительная группа)

Расширить представление детей о природе Севера, его животном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_tundre.docx115.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Конспект 

            открытого комплексного логопедического занятия

                                                                      (в подготовительной группе)

                    «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда»

     Программное содержание:

- расширить представление детей о природе Севера, его животном  мире;

- устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания;

- воспитывать любовь и интерес к своей Родине – России;

- развивать любознательность и стремление изучать природу земли, живых

       обитателей;

- сохранять природу и животных;

- мы должны их охранять.

                                        ХОД   ЗАНЯТИЯ

            Звучит музыка народов Севера на экране  /слайд № 1-тундра/.

Логопед:     - Посмотрите, ребята, к нам прибежал оленёнок. Его зовут Тэваси.

                 Он потерялся и не знает где его дом.   Давайте ему поможем!

                                                                       /слайд № 2-сев.олень/

Логопед:     - Тэваси, смотри, может это твой папа?    Ребята, кто это?

                                 Рассказ ребенка об олене:

«Олень больше похож на лошадку. Шерсть у него серая, пушистая, на голове большие, как веточки, рога. Ноги тонкие, длинные, с широкими копытами. Поэтому олень бежит по снегу быстро и не проваливается. Олени едят олений мох или ягель».

Логопед:    - Олени живут на Севере, в тундре.  А что такое тундра?

                                                                                /слайд № 3-зим.тундра/

                                  Рассказ ребенка о тундре:

«Тундра – это равнина, где нет деревьев, а земля покрыта мхом – ягелем. Которым питаются олени, а зимой всё покрыто снегом. Сейчас в тундре зима, а летом, когда стает снег цветут цветы. Они цветут недолго, и снова тундра покрывается снегом на долгую полярную зиму.

                  Дети читают стихотворение о тундре:

Что такое тундра,                                                Рыб в любую пору

Рассказать не трудно.                                         Ловим мы в озёрах.

Это кладовая                                                        И сиги, и щуки

Северного края.                                                   Сами скачут в руки.

Как ночные тени,                                                 Невозможно перечесть

Скачут здесь олени.                                             Всё, что в нашей тундре есть,

Ягель для оленей -                                                Как она добра,

Просто объеденье!                                                Как она щедра!

Логопед:   - В этом северном крае живут народы разных национальностей – ненцы,

                   чукчи, коми. Они носят красивые одежды.    /слайд № 4-одежда/

                                  Рассказ ребенка об одежде:

«На Севере люди носят куртки с капюшоном. Они называются – кухлянки. На руках рукавицы, а на ногах сапоги. Они называются унты. Вся одежда и обувь сшита из меха. Почему?»

Логопед:    - Да, ребята, зима там холодная, лютая, снежная. Суровый край! А живут

                   люди в чумах и ярангах.

                                          Рассказ ребёнка о чуме.

Это – чум. В нём живут пастухи – оленеводы. Они делают свои дома из оленьих шкур. А строят их так. Надо воткнуть палки в снег, а потом верхние концы палок связать вместе и покрыть оленьими шкурами. Теплый дом готов. Внутри место для очага, на нём готовят еду.

Логопед:   - Не унывают люди, живущие на Севере. Любят они потанцевать, попеть.

                   Сейчас ребята споют и станцуют танец оленеводов.

                          Звучит песня: «Увезу тебя я в тундру»

        Логопед:  А как же люди передвигаются в этом Северном крае?  

                                               Рассказ ребенка:

        Люди на Севере ездят на оленях и собачьих упряжках, а собаки – лайки. Они пушистые , большие и сильные. Сани называются нартами, а человек, который ими управляет – каюр.

Логопед: - Хоть на Севере и холодно, но там живут разные животные:      

                        Рассказы детей о животных Севера.

  1. Белый медведь – большой хищник. Его тело покрыто белой длинной шерстью. У медведя небольшая вытянутая голова и шея. Питаются медведи рыбой, тюленями и моржами.

  1. Морж – большой, гладкий. У него есть клыки и ласты. Ласты помогают ему переворачиваться, плавать. Моржи не боятся холода, потому что под кожей много жира. Он их согревает. Моржи спят на берегу и в воде. Когда они спят в воде, они не тонут. Моржи любят рыбу, червяков и рачков.

  1. Тюлени – много времени проводят в воде, они в ней быстро двигаются и ныряют. Передние ласты у них как вёсла, а задние как руль. Тело тюленя покрыто шерстью, они любят рыбку.

  1. Песец – похож на лису, но он немного меньше. Они бывают белые и голубые. На лапах и ушах много волос, поэтому они у них не мёрзнут. Песцы едят мышей и яйца птиц.

  1. Кит – это великан. Он тяжёлый. Голова у кита очень большая. Вместо передних лап – два плавника, а вместо задних – большой хвост. Наверху ноздри, они выпускают фонтан воды. Вместо зубов у кита много пластинок. Любит кит рыбок, моллюсков и рачков.

Логопед:   - Ребята, а как вы думаете, почему животные Севера не мёрзнут в лютую

                    стужу?       (Животные имеют слой  подкожного жира, он помогает

                   сохранить тепло и тёплый мех).      

Логопед:    Однажды встретились белый и бурый медведь. Послушайте, какой  

                        разговор произошел между ними.  

                          /сценка белый и бурый медведь/ 

Логопед:  Суров этот северный край.

Рассказ ребенка:  Зимой здесь часто бушуют метели, трещат морозы, солнце долго не показывается на небе – это полярная ночь. Она длится полгода. Только свет звёзд, луны и полярное сияние освещают снежную землю.        

Логопед: - Ребята,  на Севере бывает такое явление природы, которые вы

                   не увидите нигде.                    

                   - Это когда часть неба светится, блестит, сверкает, переливается всеми                    

                      цветами радуги. Это очень красиво, сказочно!

                           Танец девочек «Северное сияние»

           Золотые руки народных мастеров  /рассказ логопеда/

Логопед: - Ребята, а вы любите сказки! Каждый народ сочиняет, придумывает свои

                   сказки.    И вот сейчас ребята вам покажут ненецкую народную сказку

                    «Оленёнок».

                              Показ сказки детьми.

Логопед: - Тэваси! Ты вспомнил свой дом, своих маму и папу? Ребята, оленёнок

                    утвердительно машет головой, он решил бежать на Север, отыскать своих

                     родителей и братьев оленей. Тэваси говорит:  «спасибо вам за помощь».  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/642894/img1.jpg

                        Тогда в путь!

Игра: - Перетягивание каната.

   

                http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/642894/img4.jpg

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ты узнаешь Север - не забудешь никогда.

Конспект занятия по познавательному развитию детей  в подготовительной группе. Заключительная викторина....

Игра-викторина "Если ты узнаешь Север - не забудешь никогда"

Основная идея игры-викторины - обобщение и закрепление знаний детей о Магадане и Магаданской области....

Игра-викторина "Если ты узнаешь Север - не забудешь никогда"

Основная идея игры-викторины - обобщение и закрепление знаний детей о Магадане и Магаданской области...

Краткосрочный проект "Если ты узнаешь Север - не забудешь никогда"

Краткосрочный проект "Если ты узнаешь Север - не забудешь никогда"...

Педагогический проект по познавательно - речевому развитию с воспитанниками 6-7 лет с ОНР «Если ты увидишь Север, не забудешь никогда!»

Педагогический проект по познавательно -  речевому развитию «Если ты увидишь Север, не забудешь никогда!» предназначен для воспитанников   6-7  лет  с  ц...

Тематическое планирование в подготовительной группе «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда»

Тематическая неделя в подготовительной группы по теме Арктика. Тема недели проходит через все режимные моменты....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Если ты узнаешь Север, не забудешь никогда!».

Конспект интегрированного занятия  по ознакомлению  с окружающим миром Тема: «Если ты узнаешь Север, не забудешь никогда!».закрепить знания детей о Родине – России;дать зна...